Личный опыт: как сделать головокружительную карьеру на телевидении

Анна Козлова – шеф-редактор отдела международных новостей телеканала «Звезда». Она смелая, целеустремленная, бесстрашная и просто современная героиня нашего времени. Услышав историю этой решительной девушки, хочется верить, что и у тебя всё получится, ведь невозможное возможно.

Анна Козлова

Давайте начнем с самого начала, как вы попали на телевидение? Помог случай или целеустремленность?

Это была моя детская мечта… Знаете, когда закрываешь глаза и видишь себя в коридорах Останкино из фильма «Чародеи», когда всё, чего ты хочешь – попасть на журфак, когда ты уверена, что быть журналистом – это почетно и в то же время опасно. Я помню, что еще в школе задавалась вопросом о работе журналиста и меня очень интересовало, насколько безопасна профессия, и я спрашивала: «Часто ли убивают репортеров?». Мои старшие коллеги с ухмылкой отвечали: «Ты не переживай, стреляют только настоящих». Конечно, и смешно, и грустно, но каким-то непонятным образом, именно сейчас я подобралась к той части журналистики, где действительно стреляют... Политических журналистов, я имею в виду. Хотя никогда не стремилась именно в эту сферу. Скорее всего, тот ответ на мой наивный вопрос давал о себе знать. (Смеется.) Никогда не хотелось стать мишенью.

Кто вас вдохновил?

Я помню, как мама с папой много говорили на кухне про Владислава Листьева: как он меняет телевидение, какие проекты он придумал, обсуждали телевидение без рекламы. Именно тогда я думала о том, что тоже так хочу – менять, придумывать что-то новое... И чтобы потом обо мне тоже говорили, даже пусть на кухне, но на каждой. Я вообще считаю высшей степенью признания, когда о тебе говорят шепотом на кухне.

А сейчас, кто или что вас вдохновляет?

Меня вдохновляют люди, которые идут за своей мечтой. Кто-то открывает свой небольшой магазинчик зеркал, кто-то переделывает старую мебель и дает ей второй шанс, или, например, мать двоих детей, юрист по образованию, просто меняет сферу деятельности и становится программистом. Меня вдохновляют человеческие истории, особенно, когда люди в возрасте решаются на кардинальные перемены – становятся моделями 60+ или идут в абсолютно новую сферу, учат иностранные языки, чтобы читать своих любимых авторов в оригинале. Мне это дает мощный толчок к действию, поэтому я всегда советую перед какими-то важными переменами в жизни напитываться историями успеха, тогда не так страшно делать шаг в неизвестность.

Почему вы решились сменить успешную карьеру на Первом канале на, как вы сказали, «неизвестность»?

Я шесть лет своей жизни отдала Первому. (Смеется.) Это был долгий и крепкий союз, но всему приходит конец. Я думала, что мне никогда не станет скучно продюсировать ток-шоу: как будто «ты едешь на велосипеде, он горит, ты горишь, всё вокруг горит и ты в аду». Каждый день что-то новенькое: съемочная застряла в лесу на машине и твоя команда силами МЧС Российской Федерации вытаскивает ее оттуда, потому что «завтра же запись»! (Смеется.) Шучу, конечно. Однако, каждую минуту я узнавала что-то новое – про болезни, операции, законодательство, знакомилась с интереснейшими людьми и снова вдохновлялась. Но пришел момент, когда я поняла, что где-то я уже подобную историю снимала, даже нашла предыдущий сценарий, просто подставила новые фамилии, сняла эту программу и решила, что на этом пора ставить точку, больше здесь мне брать нечего. В ток-шоу я уже сняла всё, что хотела, и взяла от проектов «Пусть говорят» и «Мужское/Женское» всё, что могла. Поэтому я ушла. Тем более, к тому времени в моей голове родилась идея попробовать поработать в США.

Как вам дался переход из социальной тематики ток-шоу в политические новости?

Сложно, очень сложно. Ни российской, ни американской политикой я никогда не интересовалась, от слова «совсем». Но маленькими шажками, еле касаясь земли… я всё же погрузилась в пучину фамилий, подковерных игр, замыслов и политических технологий. Это как ток-шоу, только в масштабах целой страны. И чем больше в этом варишься, тем больше интуитивно начинаешь чувствовать подводные течения, которые обычным зрителям не видны. Поэтому сейчас мне очень комфортно в политической тематике. Я сейчас сама продюсирую, снимаю, а также пишу тексты. Теперь я самый настоящий шеф-редактор, который умеет абсолютно всё!

Чем отличается работа в ток-шоу и новостях?

В ток-шоу постоянный драйв, потому что ты, как продюсер, работаешь с человеческими историями, а они не могут не трогать. Всё равно так или иначе ты через себя пропускаешь эту боль. А если нет боли и конфликта, значит, и нет программы. А новости – это информация, есть драйв, когда ты в гуще событий или протестов, но в целом, это спокойная работа, где надо думать и анализировать. Чувствам в политических новостях совсем нет места.

А теперь профессиональный вопрос: «Что можете сказать о политической обстановке в США?».

После выборов всё стабилизировалось. Американцы получили президента, за которого они голосовали и не важно, как всё это происходило, выбор сделан. Поэтому все те волнения, которые были подняты на тему расизма, Black Lives Matter, сошли на нет. Сейчас всё тихо и спокойно. Правительство занимается внутренними вопросами – это вакцинация, финансовая помощь тем, кто пострадал во время пандемии, план по восстановлению экономики. Новая администрация занимается тем, чем и должна заниматься.

Самый сложный репортаж?

Их было несколько… Сложно было, когда я находилась в центре протестов и никак не была защищена: ни от протестующих, ни от полиции. Прилететь могло и от тех, и от других. Протестующие просто могли повалить толпой и избить, а полицейские – задержать. Ну и дубинкой тоже можно было получить по голове, если вовремя к стене и к коллегам не прижаться, потому что в толпе никто не разбирается: откуда ты, кто ты, что ты здесь делаешь? Если бежишь вместе со всеми – значит, уже виноват. И вот здесь становится страшно, включается инстинкт самосохранения, чувствуешь себя загнанным животным. С этими чувствами очень сложно справиться, тем более – работать в таких условиях, а особенно –  снимать и комментировать.

А что опаснее всего во время таких событий? Какие рекомендации дадите вашим коллегам?

Самое опасное, на мой взгляд, во время протестов занять чью-то сторону и начать подыгрывать. То есть, найти правого и виноватого. Есть основное правило журналистики – ты только освещаешь, но никогда не вмешиваешься. Не надо искать правду, просто покажи события как можно объективнее, через слова, поступки и действия людей. Вот на ваших глазах полицейские после того, как использовали слезоточивый газ, сами же отмывают водой пострадавших протестующих. Не потому что боятся, что им за это что-то будет, а потому что девушке стало действительно плохо и ей нужна помощь. Во время таких событий можно понять, хороший ты человек или редиска.

Что бы вы сказали себе 18-летней?

Ничего и никого не бойся, ты умница, у тебя всё получится, если падаешь, вставай и иди дальше, не можешь идти – ползи в сторону мечты. Нет сил? Ляг и лежи в направлении цели, а потом всё равно ползи, иди, беги, наконец!

Главный урок, который преподала вам Америка?

Как это ни банально, но именно здесь исполняются самые сумасшедшие мечты. Так что если подойти с умом к своей цели, то всё достижимо. American dream действительно существует и она работает, но только для тех, кто готов идти до конца.