Абу-Симбел: Каменный цветок

В марте 1813 года швейцарский историк и путешественник Иоганн Буркхардт исследовал Нубийскую пустыню. 22 марта проводники вывели его на берег озера, где он совершенно случайно обнаружил наполовину засыпанные песком четыре огромные статуи. Так был открыт миру Ибсамбул (древнее название Абу-Симбела).  

Sime/Foto S.A.

В 1817 году итальянец Джованни Бельцони решил освободить статуи от песка. Каково же было его удивление, когда под песчаной толщей он обнаружил вход в выбитый в скале храм, построенный три тысячи лет назад фараоном Рамзесом II. В конце XXI века дотошный ученый Франсуа Шампильон (тот самый, что разгадал египетские иероглифы) обнаружил в Абу-Симбеле «солнечное чудо». Оно случается два раза в год — во время равноденствия. Луч солнца попадает в самую дальнюю комнату храма, где в святилище на равных с богами восседает фараон: луч по очереди освещает Рамзеса и добрых богов, и только бог тьмы Птах все время остается в темноте. Тысячи путешественников хлынули тогда в Египет, чтобы увидеть фантастическое творение, и, надо сказать, поток туристов к озеру Насера не иссякает до сих пор.

Неустрашимое сердце

Рамзес II, которого абсолютно заслуженно называли великим, был, во-первых, талантливым полководцем, во-вторых, мудрым правителем, и, наконец, фараон был редким красавцем с точеным профилем и миндалевидными глазами. Человеку с таким набором достоинств легко можно простить небольшую слабость — полное отсутствие скромности. Вообще-то, изначально монументальный храм должен был прославлять древнеегипетских богов — Амона-Ра, Хармакиса и Птаха. Но на самом деле он стал памятником самому фараону. У входа в храм расположились четыре сидящие на троне статуи Рамзеса — высота каждой двадцать метров! Рядом с правителем-гигантом, пристально вглядывающимся в даль (точнее, в вечность), сам себе кажешься песчинкой. Внутри пещеры несколько залов. Почти все положительные боги имеют лицо Рамзеса, а стены расписаны батальными сценами войн с хеттами, в которых фараон, разумеется, одержал победу. Рядом выбиты слова из поэмы придворного поэта Пентаура, где он описывает небывалую храбрость своего господина: «О Рамзес, неустрашимое сердце, ты один сделал больше, чем целая армия!»

Настоящая любовь

Великий Рамзес не был бы столь велик, если бы рядом с ним не было умной, красивой и безмерно любимой женщины. В те времена фараон мог позволить себе иметь много жен, но только ей — любимой жене красавице Нефертари — Рамзес построил рядом прекрасный храм Хатхор (точнее, выбил в скале). На фасаде храма он и она изображены в полный рост, скульптуры делают шаг вперед, словно вместе рука об руку шагают в будущее. По тем временам это было смелое решение: женщина стоит рядом с великим фараоном, практически богом! До этого жен изображали в виде крохотных скульптур, расположенных где-нибудь в районе щиколотки повелителя. Но Рамзеса можно понять: он был влюблен в необычайно красивую женщину, точеной фигурке которой могут позавидовать и современные девушки. В храме Нефертари изображена в виде богини Хатхор, а голова красавицы увенчана солнцем. Вот такая она, настоящая любовь.

Вторая жизнь

Строительство Асуанской плотины в 60-х годах прошлого века означало верную гибель десятка исторических памятников. Абу-Симбел должно было затопить полностью. Мировое сообщество встало горой на защиту культурных ценностей, 40 млн долларов было выделено на перенос храма на новое место. Сооружение распилили на 17 тысяч блоков (30–33 тонны каждый!) и с огромной осторожностью перенесли на новое место: значительно выше насыпали искусственную скалу, укрепив ее бетоном. Операция была поистине уникальная. Современным инженерам удалось даже сохранить «солнечное чудо» (для этого понадобились точнейшие математические и астрологические расчеты).

Что нужно обязательно сделать в Абу-Симбеле:

Сфотографироваться с колоритным, в тюрбане, нубийцем-ключником (он запирает храм на ночь).

Купить набор открыток с изображением внутренних росписей храма (в храме категорически запрещено фотографировать).

Прокатиться по озеру Насера на корабле.

Татьяна Сивакова