В Третьяковке откроется выставка «Пять измерений»

Для галереи этот проект по-настоящему уникален, так как подобные проекты в этом пространстве не устаивались десятилетия.

Архив пресс-службы

Впервые за последние десятилетия Третьяковская галерея открывает масштабную выставку современной скульптуры. Проект, организованный совместно с Объединением московских скульпторов, представляет обобщающий взгляд на многообразие стилей и направлений, в которых сегодня работают несколько поколений мастеров пластики начиная с 1992 года.

В названии выставки «Пять измерений» образно отражено стремление современной скульптуры расширять свои привычные границы, в частности, смело осваивать пространство в виде парящих в воздухе объектов. В экспозиции представлены работы, находящиеся на грани скульптуры и «не скульптуры», когда видовые границы размываются. Предельный отход мастеров от главных маркеров ваяния ‒ фигуративности, объемности, образной определенности ‒ заставляет задуматься о совершенно иных принципах восприятия пластики в XXI веке. Выставка дает возможность заглянуть в творческую лабораторию художника и отражает разнообразие исканий современных скульпторов: фигуративные и абстрактные решения, любование натурой и холодную конструктивность предметного мира, игру цвета, формы, материала.

Представлены произведения как из мастерских авторов, так и из собрания Третьяковской галереи. Большую часть работ, многие их которых создавались специально для проекта, посетители выставки увидят впервые. Экспозиция строится по принципу контрастов и сопоставлений, чтобы побудить зрителя к собственным размышлениям. Одной из центральных работ выставки станет произведение «Пушкин на Кавказе» (2016) Владимира Соскиева, выполненное в сложной смешанной технике. Масштабная экспериментальная композиция, объем которой формируют многочисленные разноразмерные детали из дерева и войлока, напоминает мозаику, поглощающую свет матовыми гранями.

Участниками проекта стали ныне живущие именитые мастера и молодые скульпторы, работающие в Москве. Их можно условно разделить на несколько поколений: рожденные в 1930–1940-х, 1950–1960-х, 1970 – начале 1980-х, и конце 1980-х–1990-е. Старшее из них – авторы, чье искусство представляет собой радикальный эксперимент в пластике: Валентина Апухтина, Людмила Богуславская, Андрей Красулин, Андрей Диллендорф, Николай Силис. Расцвет их творчества пришелся на 1970-е, когда художники начали открывать для себя западное искусство. Работа из серии «Самородки» Андрея Красулина была вдохновлена образом смятой бумаги, лежащей в картонной коробке. Скульптор, заметивший в нерукотворном предмете красивую форму и удивительную пластику, бережно сохранил ее нетронутой вплоть до отливки в материале. Особым образом тонированная и установленная, форма приобрела ценность произведения искусства.

Участники выставки: Александр Агбунов, Мария Александрова, Кирилл Александров, Сергей Антонов, Валентина Апухтина, Леонид Баранов, Михаил Белянин, Людмила Богуславская, Владимир Буйначев, Дмитрий Воронин, Александр Ворохоб, Илья Гуреев, Владимир Давыдов, Михаил Дронов, Андрей Диллендорф, Алексей Дмитриев, Валерий Епихин, Владимир Заботкин, Екатерина Казанская, Иван Казанский, Ольга Карелиц, Олег Ковригин, Анатолий Комелин, Виктор Корнеев, Геннадий Красношлыков, Андрей Красулин, Василиса Липатова, Лев Матюшин, Анатолий Машаров, Сергей Мильченко, Лев Михайлов, Андрей Молчановский, Елена Мунц, Михаил Неймарк, Михаил Плохоцкий, Александр Рукавишников, Александр Свиязов, Николай Силис, Александр Смирнов-Панфилов, Владимир Соскиев, Елена Суровцева, Дмитрий Тугаринов, Георгий Франгулян, Ольга Хан, Билар Царикаев, Зураб Церетели, Александр Цигаль, Борис Чёрствый, Игорь Шелковский, Галина Шилина.