Премьера в театральном центре «На Страстном»: спектакль «Не скажу»

11 и 12 января в театральном центре «На Страстном» состоятся показы спектакля «Не скажу» по самой доброй пьесе Александра Цыпкина. Следующие показы пройдут 15 и 16 марта.

.

«Не скажу» – одна из главных премьер литературно-театрального проекта «БеспринЦыпные чтения» в декабре 2022 года, которая с успехом и аншлагами прошла в театральном центре «На Страстном». Было много смеха, умиления, переживаний и даже слез. Никто не остался равнодушным. А ведь из-за одного детского потерянного письма Деду Морозу могли разрушиться две семьи: безусловно любящих, но переживающих свои трудности в отношениях. Любовь другого человека поистине может растопить самое холодное сердце и сотворить чудо. Показы спектакля также пройдут 15 и 16 марта. 

Мы попросили автора пьесы Александра Цыпкина поподробнее рассказать про саму пьесу и постановку. 

«Несмотря на то, что «Не скажу» – это, казалось бы, история про детский подарок на Новый год, на самом деле в этих знакомых и праздничных обстоятельствах автор рассмотрел типичные проблемы сегодняшних семейных пар. Особенно, пар ровесников. Не секрет, что достаточно часто супруги, когда мужу с женой одинаковое количество лет, сталкиваются с проблемами разной скорости взросления или разной скорости, как это ни печально, старения. Так и здесь, две пары: одна – молодая, в которой парень, еще практически мальчишка, пытающийся как-то организовать свою жизнь, но пока еще у него это не получается сделать качественно и основательно. Его 27-летняя жена ощущает себя уже где-то на подходе к окончанию среднего возраста и боится, что у нее что-то не реализуется. То есть: у него еще вся жизнь впереди, а у нее в том же возрасте, как ей кажется, осталось год-два для того, чтобы сделать какой-то решительный шаг в самореализации.

Похожая проблема у семейной пары, которая старше на десять лет. Им обоим за тридцать пять и тут сложности с желанием рождения ребенка. Мужчина в 37 лет ощущает, что у него впереди еще много-много лет, чтобы стать отцом, а женщина на грани истерики, потому что понимает, что каждый год может оказаться последним для реализации своего материнского инстинкта. И в этом тоже проблемы. 

Также в пьесе рассмотрены отношения тещи и зятя. Достаточно каноническая проблемная зона. Хотя, здесь наоборот – у них, может, даже излишняя дружба. Главное, о чём пьеса – о том, что люди должны просто посмотреть друг на друга с несколько другого ракурса и выйти, как это ни банально звучит, за рамки вот этих стандартных моделей отношений. И тогда они увидят на самом деле и боль друг друга и найдут возможности для диалога. Неслучайно во время спектакля смех раздается практически каждые несколько минут. Иногда истерический. В конце люди, наоборот, плачут от умиления, причём, что любопытно, именно мужчины. Потому что еще одна линия – это отношения отца и дочери. Именно молодого отца и уже такой взрослой для него 6-летней дочери. Многие узнают себя, своих друзей, задумываются о том, как бы они поступили. И, наверное, правильно, что в спектакле по всем линиям абсолютный happy end. Но для того, чтобы он произошел, людям приходится совершать поступки. Именно поступки – а это важно».

Над спектаклем работали два молодых режиссера, которые уже хорошо известны по своим работам в проекте: Григорий Артамонов («Burnt in the USSR» по пьесе Александра Цыпкина) и Семён Барков («Ямолодость»). Мы решили задать им несколько вопросов. 

Как прошла декабрьская премьера?

В целом, думаю, хорошо. На самом деле, если всем кажется, что «мы готовы к премьере» – это очень тревожный звоночек. Весьма вероятно, что в день премьеры всё выйдет из-под контроля. Поэтому в лучших традициях театрального мира мы репетировали спектакль в день премьеры, и всё прошло как надо.

Сложно ли было работать с текстом Александра Цыпкина?

Честно говоря, я не ожидал такого количества вторых планов в пьесе у Саши. Не знаю, знает ли он сам о всех подтекстах, которые заложены в тексте, но в процессе репетиций спектакль обрастал всё большим и большим количеством предлагаемых обстоятельств и смыслов, получив ту самую необходимую глубину. 

Как удалось создать такую трогательную и неповторимую атмосферу, что почти каждые несколько минут люди смеялись, а потом плакали? И, кстати, что примечательно – мужчины. 

Здесь, в первую очередь, заслуга прекрасного актерского состава, именно они создали такие характеры, которые так отзываются в сердцах. В спектакле принимают участие: Дмитрий Чеботарёв, Ирина Выборнова, Виктор Ворзонин, Антон Косточкин, Рита Крон, Георгий Перадзе, Екатерина Стеблина, Феодор Кирсанов, Ярослав Матвеев, Алиса Прохорова, Полина Фирсова. 

В чём по-твоему главная идея пьесы/спектакля? И какие уроки можно там почерпнуть?

Каждое событие жизни за собой влечет другое, каждое наше движение уже содержит в себе новое, будущее движение. Всё между собой связано, и одно детское письмо для Деда Мороза может влиять на судьбы людей, которые об этом даже не подозревают.

.