Камера, мотор: Светлана Ходченкова, Софья Эрнст, Рената Литвинова в фильме «Северный ветер»

6 февраля в прокат выходит фильм Ренаты Литвиновой «Северный Ветер» — сказочная и одновременно очень реалистичная история о мире, в котором всё сосредоточено на любви и ее вечном ожидании.

Ксения Поггенполь Светлана Ходченкова

Как признается сама Рената Литвинова, в основе каждого ее произведения — нечто глубоко личное. «Когда с тобой случается драма, ты перетапливаешь ее в себе через тексты. В каком-то смысле в этом было мое спасение», — признается она. Так, оставшись наедине со своими переживаниями, Рената сочинила историю о сказочной холодной стране, в которой любовь — всегда единственная и незаменимая, а в ее отсутствие рушится и обращается в прах абсолютно всё, включая человеческие судьбы. В центре сюжета — могущественный женский клан, обладающий навыками волшебства и способностью прятаться от смерти. Но наряду с бессмертием каждый из членов этой удивительной семьи таит свою собственную маленькую трагедию.

Пьеса «Северный ветер» была поставлена в театре МХТ имени Чехова почти три года назад и с успехом идет там по сей день. Теперь же ее герои оживают и на больших экранах. Однако кино — это совсем другая история. «Пьеса очень плотная, в ней бесконечное число новых годов и проходит чуть ли не столетие в жизни Северного клана, — рассказывает Рената. — В театре постановка была крайне насыщена событиями, но в кино это всё не вмещалось, кино все-таки любит воздух. Поэтому сейчас из своего оставшегося материала я монтирую сериал, и он тоже совсем другой. В целом вышел странный эксперимент: сочинив текст про Северный клан, я получила сразу три разных произведения». 

Музыку к фильму «Северный ветер», как и к одноименному спектаклю, написала Земфира 

В этом проекте Литвинова выступает не только в качестве автора сценария, режиссера и продюсера, но также играет одну из главных ролей — Маргариту, которая одержима верой в возвращение своего любимого. Ее сын Бенедикт (Антон Шагин) теряет возлюбленную и погружается в мир собственных иллюзий, где они снова счастливы вместе. Роль покинувшей его Фанни исполнила дочь режиссера —Ульяна Добровская. И хотя девушка учится в Королевской академии искусств в Антверпене на дизайнера и не планирует связывать свою жизнь с кинематографом, для мамы она сделала исключение. «Актрисой Ульяна бывает только у меня на проектах, поэтому работать с ней легко, можно прикрикнуть», — улыбается Литвинова. 

Светлана Ходченкова предстанет перед зрителем в образе актрисы Матильды — алчной, жаждущей славы, но справедливой. «Я не так часто работаю с режиссерами-женщинами, — рассказывает Светлана. — Это было интересно: совсем другая энергетика, подача материала, постановка задач. Уже в процессе  проб и репетиций я понимала, что здесь будет много импровизации, а для актера это замечательный подарок. У нас была абсолютная свобода для занятий именно творчеством». 

Отдельного внимания заслуживают костюмы героев, в которых нашли отражение сразу несколько разных эпох. Гротескные образы, смешение стилей, обилие аксессуаров — всё это собиралось по крупицам и дополнялось прямо во время съемок. «Пробовали всё, что в голову приходило, не было никаких классических вариантов. Мы творили и сумасбродствовали. Рената доставала очень красивые винтажные наряды из своих закромов, кто-то приносил какие-то бусины в волосы, цветы. Иногда всё это кололо и натирало, но выглядело потрясающе», — делится впечатлениями Ходченкова.

«Макияж, прическа, костюмы диктуют тебе характеры и пластику, это очень помогает. В такой безумной красоте работать — это редкость!» — уверяет исполнительница роли Фаины Софья Эрнст. Ее героиня — антипод прекрасной Фанни. На первый взгляд она неотличима от сестры, так же мила и невинна, однако вскоре выясняется, что Фаина — совсем не та, кем кажется. «В этом фильме у каждого героя своя трагедия, — признается Эрнст. — У кого где больное место, там и резонирует. Конечно, когда ты любишь, а тебя нет, это очень больно. И эта боль, и этот страх быть нелюбимым знакомы очень многим людям».

Для знаменитой певицы Хиблы Герзмавы роль в «Северном ветре» стала дебютной. «В фильме я совсем другая оперная дива — очень экстравагантная, резкая», — говорит Хибла Герзмава