Рената Литвинова: «Любовь - это всегда про грусть. И секундное счастье»

Специально для OK! Рената Литвинова взяла интервью у своей дочери Ульяны Добровской, которая сыграла в фильме Литвиновой «Северный ветер».

Ксения Поггенполь На Ренате: куртка Balenciaga (SVMoscow.ru), боди Intimissimi. На Ульяне: худи, юбка, серьги — всё Balenciaga (SVMoscow.ru)

«Авторский фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер» выйдет на экраны в начале следующего года. Судя по трейлеру и фотографиям, это невероятно роскошная, таинственная история-притча, — говорит Вадим Верник. — С прекрасными актерами и актрисами. Сама Рената сыграла одну из главных ролей. На экране появится и ее повзрослевшая дочка Ульяна Добровская. Когда мы обсуждали с Ренатой совместную фотосъемку с дочерью и интервью, она неожиданно предложила: «Давай я сама побеседую с Ульяной». Мне эта идея очень понравилась, а результат превзошел все ожидания! Отмечу, что это их первый подобный опыт»

Я сняла фильм про матриархат. И тут выясняю, что ты, Ульяна, у нас, оказывается, феминистка. Откуда что взялось? Расскажи, это пришло через какие-то страдания?

Я уехала в школу во Францию в 11 лет. Но я никогда не была плаксой, поэтому я особо не плакала, но, конечно, мне было немного сложно адаптироваться. И, конечно, ты сделала правильное решение, потому что мне где-то месяца через два перестало быть сложно и начало там нравиться, я нашла много друзей, и было здорово на самом деле. Я выучила язык, адаптировалась.

А ты сейчас уже, получается, сколько языков знаешь, помимо того что ты пытаешься выучить японский?

Я знаю три языка и пытаюсь выучить японский: я смотрю много аниме с английскими субтитрами и стараюсь учить в свободное время слова.

Класс! То есть ты все-таки не жалеешь о том, что была выброшена в Европу и чуть-чуть лишилась русской жизни? Хотя, видишь, вот тут ты ее опять обретаешь, вернувшись на пандемию. Тебе нравится в России?

Да, на самом деле я не знала никогда, что мне так может понравиться в России, как этим летом. Тут здорово, но я скучаю немного по Антверпену, честно говоря, и уже считаю дни, когда вернусь обратно.

А скажи, пожалуйста, что тебе так нравится в Антверпене и чего тебе так не хватает? Здесь же всё есть. Тут такая движуха, ты всё время ездишь куда-то, клубишься с друзьями. Здесь всё время что-то происходит, какие-то выставки... У вас же там тишь да гладь, да божья благодать в этом Антверпене, все друг друга знают — прям как две собаки, и не разойдешься.

Очень здорово в Москве, правда. У меня столько планов никогда тут не было, как этим летом. А в Антверпене как-то я скучаю по своей квартире, по своей обыденности, по учебе, рисованиям.

Скучаешь по своим мукам от швейной машинки?

Честно говоря, когда я долго ничего не делаю, у меня такое ощущение, что я немного теряю смысл жизни.

Тогда какой у тебя смысл жизни?

Работа. Мне хочется чувствовать, что я каждый день что-то делаю новое.

Это твой смысл жизни?

Пусть это будет мой сегодняшний — на этот ученический период — смысл! 

А как же поиски любви?

Это уже на втором плане. Я специально никогда не искала любовь...

Да ладно, мне кажется, все в твоем возрасте... и ждут, и мечтают, как же без этого? Это какая-то тактильная потребность — к кому-то прижаться просто. Я себя тоже помню, я думала: вот этот вот мальчик — он и будет самый мой единственный на всю жизнь... Но «мальчиков не бывает на всю жизнь», разве что только в нашем фильме-сказке!

Нет, конечно, мне нравятся там некоторые мальчики, мама.

Не один, а сразу много?

Нет, я считаю многих мальчиков симпатичными, но я никогда ничего не идеализирую. Если честно, нет пока в моем мире тех, кто бы был интереснее работы и учебы, уж простите, товарищи мальчики...

То есть смысл жизни в работе или карьере?

Мама, ты же сама вечно ищешь смысл в работе! 

Эти восемь лет на чужбине тебя закалили или, наоборот, что-то вырвали у тебя из сердца?

Мне не кажется, что из моего сердца можно что-то вырвать. Я бы и не сказала, что закалило, мне дало это что-то еще. Дало такую, мне кажется, двойную национальность: я могу и понимать людей там, и понимать людей здесь — их взгляды, привычки, их летучие словечки...

Своя среди чужих и своя среди своих. Кстати, отличное название было у фильма Никиты Михалкова.

Ну да, эту же тему, наверное, потом присвоил другой сериал — «Родина».

Изначально был такой русский фильм Михалкова с потрясающими актерскими работами Юрия Богатырёва, Александра Кайдановского, Константина Райкина, Анатолия Солоницына, Александра Калягина, самого Никиты — нам надо его обязательно посмотреть! Я люблю эту картину — «Свой среди чужих, чужой среди своих». А сейчас я говорю «своя среди своих» — это совершенно другой смысл... Так, почему у тебя возник интерес к моде? Кто на тебя так страшно повлиял? Почему ты стала учиться именно в Антверпене? Кто у тебя идеалы в моде? Почему тебя понесло не в кино, например? Хотя кино ты можешь вполне совмещать.

Когда мне было 16 лет или 15, по-моему, мне нужно было пройти стажировку, и я не могла никак найти — где, я думала найти ее в галерее какой-нибудь. Написала всем письма — и все мне отказали.

Все всех берут по знакомству, эх, даже на чужбинах..

Да, к сожалению. Ну и меня тоже взяли по знакомству. Balenciaga.

Это помог тебе наш товарищ Демна Гвасалия — я помню, он сказал: а давай я ее возьму своим личным помощником! И я думала: отлично, он хотя бы с тобой сможет у кого-то потребовать стакан воды и не умрет с голоду, и ты его окружишь заботой во время своей стажировки. А попало всё это на период показов и подготовки к ним!

Я даже не думала заниматься модой, но потом я увидела, как там работают, как там всё происходит и как это суперинтересно: приходить куда-то в 8 утра и не разбирать бумажки, не подсчитывать дебет-кредит, не печатать что-то за компьютером медленно и угрюмо, а шить, рисовать, что-то создавать! Я зашла в цех обуви и увидела кучу обуви, которую они режут, приклеивают, смотрят новые формы, пытаются что-то новое придумать... Мне кажется, это так здорово, так круто! Но в данный момент мне больше всего нравится делать сумки.

Мне нравится то, что делают твои приятели и какие платья дарят, — ты ходишь потом ни на кого не похожая. Ты одета во что-то эксклюзивное. Я на самом деле так жду, что ты мне когда-нибудь что-нибудь сошьешь, чтоб я не тратилась на одежду. Я «носила» б тебя и Демну.

Я всё равно буду делать коллекцию. Я как-то думала сделать мини-коллекцию, но нужно еще дополнительное время в сутках, как в нашем фильме: хочу расширения на лишний волшебный час, когда я могу, занятая своими мечтами, воплощать их!

А будешь ли ты все-таки совмещать с модой работу в кино? Тебе интересно быть актрисой?

Да, конечно, мне интересно, почему нет. Зависит от предложений.

Но, мне кажется, тебе надо сниматься только у меня и еще у каких-нибудь иностранцев.

Я не против сняться, если это будет какой-то фильм. Но я бы не хотела играть мини-роли в каком-то сериале про русских чирлидерш, это, мне кажется, не моя чашка чая.

У нас есть сериал «Чики».

Я не смотрела «Чики», кстати, но название многообещающее.

Все очень хвалят — это про девушек у дороги. Я планирую посмотреть. Только где взять время? Но мы говорили про ролевых людей в жизни, из мужчин — Демна, а из женщин? Пусть кто-то из старинных персонажей, если ты теряешься в современном мире. 

Я знаю, мам, что ты всегда намекаешь на женщин из кино, но мне очень нравится из моды — Миучча Прада, например. Еще мне нравится Дженни Фокс.

И все-таки о кино. Ты хотя бы получала удовольствие на съемочной площадке, когда мы снимали наш фильм в таких невероятных декорациях и костюмах?! Хотя бы как будущий дизайнер одежды ты получала эстетическое удовлетворение? 

Да, было классно, как от каждой работы: когда ты понимаешь, что ты что-то делаешь правильно, и пробуешь, и пробуешь, и у тебя это получается. Конечно, получаешь от этого какой-то своего рода кайф. Так у меня было с рисованием и так у меня и с модой, так у меня было и с моей киноролью в нашем фильме — я же все тексты выучила на трех языках. И разбуди меня ночью — я свой монолог (тост про любовь) прочитаю наизусть, причем, мама, с той же слезой. Или даже лучше! Так как-то стала старше... и грустнее от этого.

(Я тяжело вздыхаю.) Любовь — это всегда про грусть. И секундное счастье. Давай я загляну в свою шпаргалку, которую мне написал Вадим Верник, чтобы мы могли с тобой обсудить что-то важнее любви. (Смотрю в свои бумажки.) Держу ли я всё под контролем в твоей жизни? Мне кажется, я не контролирую, а дружу с тобой скорее. А у тебя какая версия? А потом, нужно ли контролировать иногда, чтоб ты берегла свою оболочку? Я знаю, как многие дети, совершенно никому не нужные, просто начинают себя убивать всякими ошибочными пороками...

Да, мне кажется, что ты все-таки пытаешься меня контролировать. Конечно, мне это не нравится, но мне приятно, что ты мне звонишь, беспокоишься. И особенно когда я скучаю по тебе.

А представляешь, я б тебе не звонила и не беспокоилась бы? И ты была бы такой оставленный ребенок, которому потом бы не хватало внимания.

Но иногда ты перегибаешь палку. Ты мне звонила как-то и спрашивала, не пью ли я, причем раз пять в течение часа!

У меня, значит, было какое-то видение, впечатление: я увидела пьяных подростков — и тут же решила позвонить тебе.

Да уж, не верю.

Знаешь, какая я впечатлительная, я же творческий работник, все-таки я сценарист. Я всегда любое явление, которое мне попадается на глаза, пытаюсь осмыслить в драматургическую сторону... Мы сейчас, кстати, находимся на острове, в Финском заливе, в тайной лаборатории... У нас выходит фильм в прокат после Нового года... Вот скажи, ты пригласишь кого-нибудь на эту премьеру или хочешь заранее посмотреть фильм?

Я уже посмотрела часть фильма в Цюрихе, когда мы были в гостях у Демны. Но да, у меня есть, наверное, человек пять моих друзей, которых я хотела бы пригласить на премьеру.

А как ты думаешь, то, что мы снимаем, — это артхаус или...

Честно говоря, мне кажется, что каждый твой фильм — это артхаус, потому что всё очень красиво и можно брать даже стоп-кадры и делать потом проекты, беря твой фильм за inspiration, потому что всё очень красиво и по цветам, и по идее, и всё очень концептуально на самом деле. Настолько концептуально, насколько это может быть в России, мне кажется.
И это очень здорово. Я уже говорила об этом, но я всегда хотела быть тоже каким-то инноватором. Думаю, в своей сфере ты инноватор, потому что в России такого не было. Я бы не сказала, что твой стиль похож на Тима Бёртона, но ты — типа Тим Бёртон. Это и красиво, это и сказка, и одновременно это реалистично.

И это всё правда, всё так бывает.

Кстати, смешно очень, но у тебя и Тима Бёртона примерно похожи...

...женские образы. Он, кстати, обожает странных женщин.

Я бы не сказала «женские образы», я бы сказала, что у вас похожи темы в кино: любовь и смерть, смерть и любовь.

Сильные женщины и мальчики-мужчины, которые обижены и превращаются в монстров или в каких-то очень странных людей с какой-то очень несчастной любовью. Тим Бёртон, мне кажется, всегда как-то ранен женщинами и всё время снимает вот про таких каких-то странных женщин, которыми опасно очаровываться, но они его притягивают как магнит.

И так ты, мама, неукротимо подошла к главной теме фильма — матриархату на Северных полях (а вообще-то — по всей территории России): когда все мужчины русские наконец с этим смирятся, что ими правят женщины нашего Клана?

(Мы смеемся и уходим в ветер на съемки, так как интервью писалось во время очередной фотосессии. — Прим. Ренаты.)

Фото: Ксения Поггенполь. Стиль: Ирина Свистушкина. Макияж: Ирина Гришина. Прически: Александр Суконщиков. Ассистент стилиста: Таисия Макшанова