Маленькая большая Ахеджакова

Эту актрису зрители обожают уже много лет. Она находит свою неповторимую интонацию в любой, даже крошечной роли, одно появление в «Иронии судьбы...» чего стоит! Диапазон ее возможностей колоссальный — от острой характерности до истинного драматизма. 9 июля Лия АХЕДЖАКОВА отмечает юбилей. С днем рождения любимую актрису поздравляет главный редактор журнала ОК! Вадим Верник 

Photoxpress
Мои яркие детские впечатления связаны с Московским театром юного зрителя. В то время Лия Ахеджакова была ведущей актрисой ТЮЗа,­ всенародная любовь ждала ее позже. Она играла мальчиков и девочек, и в амплуа травести ей не было равных. В зрительном зале гас свет, Ахеджакова выходила на сцену… Мгновенно забывалось, что это театр. Я восхищался не игрой Ахеджаковой, а 12-летним капризным подростком Джорджем, сыном американского миллионера в «Дорогом мальчике» (хорошо помню его коричневую замшевую куртку с «лапшой») и, конечно, влюблялся в романтичную и обаятельную семиклассницу Женьку в спектакле «Мой брат играет на кларнете». А однажды Ахеджакову «повысили» до взрослой роли: она была уморительно смешной темпераментной грузинской бабушкой в постановке «Я, бабушка, Илико и Илларион».


Когда я учился в четвертом классе, мне посчастливилось оказаться рядом с Ахеджаковой на сцене. В спектакле ТЮЗа «Будьте готовы, Ваше Высочество!» помимо артистов принимали участие и школьники — друзья театра юного зрителя. Действие пьесы происходило в пионерском лагере, и в самом начале второго акта я вместе с актерами и другими ребятами выбегал из зрительного зала. Все располагались вокруг воображаемого костра. Мне повезло, я сел рядом с Ахеджаковой. Она играла пионера Тараску Бобунова, на ней были широкие синие штаны и белая рубашка. Наверное, в тот день я испортил важную мизансцену: всё время преданно смотрел на любимую актрису (один раз я даже поймал на себе ее взгляд!), вместо того чтобы слушать «у костра» бодрые стихи и песни об интернациональной дружбе. В результате участвовать в спектакле меня больше не приглашали. Но для меня это было уже не так важно.
Второй раз наши глаза встретились в 1996 году, когда я брал у Ахеджаковой интервью для передачи об Инне Чуриковой — ее близкой подруге еще с тюзовских времен. Меня поразило, с какой трепетной любовью и уважением одна актриса может говорить о другой... Ахеджакова уже была знаменитой. «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Небеса обетованные» — кинохиты Эльдара Рязанова с ее участием все знают наизусть. Уже был «Современник» и целая плеяда мощных театральных ролей, сыгранных там. А через год я впервые попал в подмосковный дом Ахеджаковой, опять же благодаря съемкам. На сей раз это была программа о другой ее подруге и соседке по даче — актрисе Ольге Аросевой. Дома я познакомился с отцом Лии Меджидовны и увидел, какие у них с дочерью трогательные отношения. Меджид Салехович — в прошлом главный режиссер Майкопского театра. Он был немногословен, но я успел почувствовать, что это человек с сильным характером.


Характер самой Ахеджаковой приоткрылся мне позже. В моей телепрограмме «Кто там...» раньше была рубрика «Начало», где звезды разных поколений рассказывали о своих первых шагах в искусстве и о том, что этому предшествовало. Тогда-то, в 2004 году, благодаря нашему интервью я узнал интересные факты из жизни Лии Меджидовны.
Вот эпизод из детства. «Почему-то в школе мне не везло с друзьями. А однажды меня обокрали. Перед сдачей экзамена на аттестат зрелости я заболела. Одноклассники пришли меня проведать и украли все мои сочинения, по которым я готовилась к экзамену. Я была потрясена, что такое возможно». Как тут не вспомнить крылатую фразу героини Ахеджаковой из фильма «Гараж»: «Человека надо охранять от человека»?! Еще одно душевное испытание случилось в институте цветных металлов. По словам Лии Меджидовны, она поступила туда случайно, после провала на журфак МГУ (так волновалась в университете на вступительном экзамене по литературе, что напрочь забыла имена персонажей любимого романа «Герой нашего времени»). Цитирую актрису: «В институте цветных металлов я испытывала такой позор! Педагог по политэкономии всё время говорил: «Ахеджакова пришла в наш институт только для того, чтобы выгодно выйти замуж». Страшный удар! Ведь он говорил это при всех однокурсниках, а у меня даже мысли такой не было».


К счастью, через два года обучения и цветные металлы, и педагог по политэкономии перешли в разряд воспоминаний: Ахеджакова поступила в ГИТИС на актерский факультет. Все-таки гены дали о себе знать: мама Лии Меджидовны была ведущей актрисой Адыгейского драматического театра. В ГИТИСе Ахеджакову ждали новые испытания: «Однажды ребята, с которыми я училась, нашли мое письмо маме, где я жаловалась, что мне не с кем общаться, потому что мои однокурсники не читали книг. Они увидели это письмо и устроили мне бойкот: во время урока по танцу все мальчики отказались быть моими партнерами. Я не знала, почему так происходит. Потом мне проговорилась подружка. До сих пор не могу забыть этого оскорбления». И далее: «Вот эти книжки, что они делают с человеком? Они порождают одиночество и неспособность понять тех людей, кто не в этом «гнезде», и полюбить их такими, какие они есть».


Еще об одной «обиде» Лия Меджидовна говорит шутливо: «Первая роль, которую мне предложили сыграть в ТЮЗе, — Поросенок. Оскорбление жуткое! С чулком на голове, в трусах...» «Но ведь вы могли отказаться идти в ТЮЗ?» — спрашиваю я. «Могла, но я как-то... Вело, вело... Я вот такая. Пока меня не доканывают обстоятельства, терплю и пытаюсь их оправдать», — отвечает она. Я старался возразить: «ТЮЗ — это колоссальный опыт, вы же были там востребованной актрисой». — «Знаете, Вадик, это странная вещь: человек может поверить в себя, только перейдя какой-то очень важный Рубикон. Какая смелость появляется, когда в себя веришь! В ТЮЗе никак не получалось поверить в то, что я что-то могу. Не было таких ролей, чтобы себя как-то проверить. Я ведь ТЮЗ терпела очень долго, пока к нам не пришел новый главный режиссер...» «Жигульский», — подсказываю я после короткой паузы. «Вы помните его, да?.. В своей тронной речи он сказал, что хочет поставить спектакль про Хри´ста. Мы не могли понять, кто такой Хри´ст. А дальше он изъял меня из репертуара».


Любопытная деталь. Решив покинуть ТЮЗ, Ахеджакова обратилась к выдающемуся режиссеру Анатолию Эфросу с просьбой помочь ей «куда-нибудь попасть». В то время Эфрос служил в Театре на Малой Бронной, который возглавлял другой режиссер, Александр Дунаев. Эфрос устроил встречу с Дунаевым. «Он сказал мне: «Держитесь за ТЮЗ, держитесь. Это ваша судьба...» — вспоминала Лия Меджидовна. — Но я уже больше не могла. Эфрос дал совет: «Идите в «Современник», там очень хорошие актеры». Он сказал «идите», и я пошла».
Я задал Ахеджаковой вопрос: «В жизни вас всегда ведет судьба?» И получил пронзительный ответ: «Не могу сказать, что я хозяйка своей судьбы. Хотя из каких-то чудовищных провальных лет я выкарабкивалась, конечно, сама — не знаю, интуиция помогала или сила воли... Я дочка актрисы, у которой был двусторонний туберкулез. Мама всю жизнь кашляла, с 27 лет. За кулисами у нее горлом кровь шла, а на сцене она танцевала и пела — и никогда не кашляла... Наверное, что-то передается...» Комментарии излишни.


После того как мы закончили писать интервью, Ахеджакова пригласила нашу съемочную группу на чай. И еще часа полтора с увлечением рассказывала, какие новые постановки ей понравились и с какими режиссерами она хотела бы поработать. К сожалению, в родном «Современнике» у Ахеджаковой давно нет премьер. Причины мне неизвестны. Зато она с удовольствием сотрудничает с другими театрами. В Театре Наций играет в спектакле Кирилла Серебренникова «Фигаро. События одного дня», ее партнер — Евгений Миронов. Там же, в Театре Наций, она встретилась в работе с одним из лучших режиссеров — Андреем Могучим. И еще Ахеджакова занята в любопытнейшем спектакле режиссера-экспериментатора Дмитрия Крымова «Как вам это понравится» по Шекспиру в театре «Школа драматического искусства». Это очень символично, поскольку Крымов — сын Анатолия Эфроса. Круг замкнулся.


Я знаю, что не все свои роли и фильмы Лия Меджидовна любит. Главное, что этого не чувствуют зрители. Ведь она никогда не берет фальшивые ноты и, наверное, даже не представляет, что это такое. Ахеджакова всегда была максималисткой и, судя по всему, остается ею до сих пор. Она не боится быть для кого-то неудобной, не боится публично высказывать резкие суждения, если ее что-то не устраивает в жизни реальной. Впрочем, для большинства поклонников Ахеджакова остается человеком солнечным, оптимистичным, открытым. Такова великая магия ее искусства.