Ольга Лефферс: «Плохой энергетики у винтажа нет. Успокойтесь!»

Сколько мифов вокруг винтажа и с чем его едят — в интервью ОK!

Анна Антосик

Переступая порог винтажного бутика, мы невольно представляем себе этакую лавку древностей и ее владельца — уже в годах и не очень общительного человека. А на деле в VINTAGEDREAM меня встречает хрупкая миловидная блондинка, коллекционер Ольга Лефферс. Она с упоением и истинной страстью рассказывает о своем любимом деле.

Я еще не успеваю включить диктофон, а Ольга тут же начинает говорить о насущном. «Очень часто слышу от ваших коллег, стилистов, что винтажные вещи на съемку почти невозможно получить. Винтажники — это отдельная каста людей. Люди странные, варятся в собственном соку, с ними сложно коммуницировать и очень непросто о чем-либо договориться. И даже если влиятельный американский Vogue пишет запрос на съемку, никто не торопится тут же выдавать вещи. «Я тут чах 30 лет над своим златом. Так и буду дальше. Ведь оно только в цене растет. Vogue мне ваш не нужен. Если очень хотите, то вот аренда этого украшения стоит 1000 евро, а этого — 2000 евро. Берете? Есть бюджет — велкам, если нет — тогда до свидания» — вот такой разговор у винтажников во всем мире. У моей коллеги из Нью-Йорка часто берут украшения на съемки, а по сути — выкупают их. Ну, бюджеты у журналов там серьезные. К сожалению, это не наш случай».

Бодро начали. А вы какой винтажник?

У меня хватило смелости и даже наглости привезти выставку Schiaparelli в родную ей Италию. И сделать выставку в Милане и Венеции или открыть в Лондоне pop-up-store. Почему наглость, спросите? Потому что мода на винтаж и появилась как раз в Лондоне, а потом перекочевала в Париж. Это две столицы винтажной моды. Что могли бы подумать о нас иностранцы? Ничего хорошего! А на самом деле в Италии всё вышло иначе, и зря мы опасались, что к нам настороженно и с подозрением отнесутся. Итальянцы до слез были тронуты тем, что я русская, а, по сути, лучше местных сохраняю наследие Италии. Многие не видели этих вещей вообще. Сокрушались, что выставка была так недолго.

Вернемся к вопросу о вас. Что вас выделяет среди прочих продавцов винтажа?

Мой подход такой: я готова с рупором вещать, что винтаж — это дико модно и не надо над ним чахнуть, его надо носить здесь и сейчас. К слову, он бывает на разный кошелек. Это отнюдь не нечто неприкосновенное, из каталогов и для посвященных. Мы говорим, что у нас есть суперколлекционные вещи, те же прижизненные изделия Коко Шанель, кутюр, вещи в одном экземпляре - они, конечно, стоят как крыло самолета. Но помимо всего этого у нас масса вещей доступных.

Какой порядок цифр на доступное?

Цены — от 4 тысяч рублей.

Неплохо. Как вы оказались в этой теме?

Довольно банально и довольно оригинально. Пример банального попадания в профессию — это личное пристрастие к винтажу. Мне самой нравилось винтажные украшения носить и собирать. Почему оригинальное? Потому что по меркам 90-х это нетипичное увлечение. Все гонялись за новыми коллекциями из тогда немногочисленных бутиков. Покупать старье — поступок из разряда «человек не в себе». Моды на винтаж тогда не было, и понимания, зачем это вообще нужно, — тоже. Для меня эта деятельность не была расчетом или бизнес-планом. И вообще, даже не было мысли рядом, что я буду заниматься этим делом столько лет. Это была просто любовь с первого взгляда при покупке первых моих украшений. Мы с мамой купили браслет и брошь, которые, кстати, нашли в Москве. Мне было лет шестнадцать. Через какое-то время мы переехали в Германию. И там я уже отдалась своей страсти по полной. Я вообще любила одеваться странно: рубашку носить с брюками на подтяжках а-ля 20-е…Я серьезно изучала винтаж, много читала, собирала по крупицам информацию в иностранной литературе. И на любом светском мероприятии зажигательно рассказывала про свои нетипичные украшения. К ним всегда было много внимания. Так хобби преобразовалось в бизнес. В 2009-м мы стали бизнесом. Раскрутились, окупили вложения. А потом случился «бернинг аут». Я жутко устала от повторяющегося процесса: поиск — закупка — продажа. Вернули меня к жизни выставки. Вы же знаете, что музеев моды у нас нет совсем. Один небольшой — в Гостином Дворе, толком без обширной коллекции. Они позвали меня сделать экспозицию, потом был Музей современного искусства. Сейчас мы готовим выставку, посвященную работам Карла Лагерфельда и Ива Сен-Лорана — такой сравнительный анализ их творчества. И на подходе — экспонирование Joseff of Hollywood. Он создавал украшения для голливудских кинодив. Эти изделия не копия и не дубляж, а действительно экземпляры в единственном числе с документальным подтверждением, что именно это украшение было на актрисе во время съемок того или иного фильма.

Ольга, скажите, как объснить хайп вокруг винтажа сейчас? Каждый второй аккаунт в инстаграме продает винтаж 80-90-х, хотя это правильнее назвать секунд-хендом. Что скажете?

Все логично развивается. Мы живем в эпоху пост-пост-всего. Мода закончилась в 90-х. То, что происходит с начала 2000-х, есть бесконечное цитирование. Не создается ничего принципиально нового. А раз все повторы, так почему бы не взять оригинальную вещь того времени? Это первая причина. Вторая — сумасшедшие темпы роста промышленности за счет азиатских рынков. Бренд стремится снизить свои издержки, что влечет за собой неизбежно потерю в качестве. И еще: сегодня ты не оригинален даже в люксе. Представляете, сколько бутиков Chanel и Hermes по миру! А ведь еще совсем недавно был кайф привезти какую-то вещь откуда-то. То, чего нет у других. В каждом большом городе на площади все те же «Луи» и «Шанель». И получается, эксклюзивности и уникальности ты не можешь найти нигде: ни за дешево, ни за дорого. И тебе недостаточно просто денег, чтобы выделиться. Поэтому нахлынула волна любви к винтажу.

Винтаж — это еще и про осознанное потребление?

Да, однозначно.

Молодежь активно ищет подлинники 90-х. У них нет ассоциации, что эти «мальвины» были предметом дефицита и борьбы. Какая-то романтика во всем этом для них. Вторичное потребление уже осознанное потребление. И в принципе, 20-летние четко понимают, что к чему, что невозможно бесконечно покупать ненужные вещи.

И слава богу! Эти тренды радуют. Я пожила и в 90-е, и в 2000-е…(Смеется.) Вы представляете себе возможным в нулевых кому-то объяснить, и тем более убедить купить, причем за большие деньги вещь, которую кто-то уже носил? Это же сюр! Люди с деньгами желали купить 10 новых. А меня эта позиция и тогда коробила. Все же сказался опыт жизни за границей. И в принципе, я никогда не была бездумным потребителем.

Давайте дадим определение винтажу, чтобы не было разночтений!

Уже всем известно, что термин пришел к нам из виноделия. Не буду на этом останавливаться. Есть две трактовки, что есть винтаж. В первой версии — датирование вещей начинается с 1910-х годов и по 1990-е, во второй — винтажем называем вещь, которая не моложе 20 лет и не старше 50. Если калькулировать, то речь идет о вещах, созданных начиная с 1960-х, и то, что раньше, периода Первой мировой, Второй мировой, — это все уже антиквариат. В моей коллекции в основном собраны вещи с датой 1930-1990-е. Что еще важно в разведении понятий винтажа и секунд-хенда, винтажем называется маркированная вещь, определенных компаний, вещь должна олицетворять ту эпоху, в которую она была создана, быть ее маркером. Если, например, вещь создана в 70-х, но в стиле 40-х, то она не тянет на «коллекционный винтаж». Ценится то, что уникально и ново было по тем временам. Еще выше поднимается цена, если это вещь из знаковых коллекций дизайнера. Тот же Диор 40-50-х, все мы знаем его силуэт. Предметы того времени и будут особенно цениться. В цене коллекционный винтаж сопоставим с картинами и прочими предметами искусства. Одна картина определенного периода может стоить 5 тысяч евро, а другая 5 миллионов евро. Примите во внимание, что в коллекции практически нет драгоценных металлов и камней. В основном это бижутерные сплавы, а в них ни капли драгоценных металлов. При этом брошь Буше с эмалью 1940-х стоит 3-5 тысяч долларов. Найдутся коллекционеры, которые собирают только эти броши и этого периода, купят, а через два года выставят их на продажу в два раза дороже. Рынок сам определяет стоимость.

Какие гарантии?

Если вы надумали что-то купить, в идеале хотя бы что-то почитать об этом и идти к проверенным дилерам. В этом деле важна репутация. Моя репутация — это все. Когда вы приобретаете вещь, я выдаю сертификат подлинности с подписью. Но Китай не дремлет. И он делает подделки даже на винтаж. Их подделки легко распознать, но покупая онлайн — вряд ли возможно. А вещь нужно взять в руки, пощупать, посмотреть маркировки и покрытие. Вам же не придет в голову онлайн приобретать Шишкина.

Винтаж он, как полезное ископаемое, исчерпаем. Сейчас какая ситуация на рынке? Легко найти в том же Париже или Лондоне что-то стоящее?

Цены растут, и запасы уменьшаются.

Где можно еще что-то нарыть?

Как ни странно, в Америке. Многое осело там. Деньги там были всегда. Они, деньги, и переехали туда во время войны. В Японии крутые винтажники и в той же Италии. Во Франции предпочитают селект своих, Dior и Chanel. Блошиные рынки очень разные. Я часто бываю на юге Франции и на местных «блошках» я, скорее всего, куплю вазочку, а не украшение. Мне там неинтересно. Вы же понимаете, мне нужен определенный селект, чтобы сделать наценку, несильно выбиться из ценового диапазона, сделать описание. Это отнюдь не так просто, как если бы какая-нибудь девушка с соответствующим аккаунтом в инстаграме купила 20 винтажных брошей, сфотографировала их на айфон и выставила на продажу. Не дав им толком описания. Затрат — ноль.

Когда вы решаетесь на покупку, чему больше доверяете — интуиции или расчету?

Интуиция определяет многое. Но бизнес-закупки делаю хладнокровно. Покупаю как профессиональный байер, понимая, что вкус у всех разный. Кто-то любит в украшениях геральдику, а кто-то птичек. Мне вообще вредно покупать по большой любви. Все эти покупки я оставлю потом себе. (Смеется.)

У многих фобия винтажных вещей, и они боятся, что кто-то это уже носил…

Вот мой пример. Я 20 лет живу среди винтажа, при этом счастлива замужем и у меня трое детей. Плохой энергетики у винтажа нет. Успокойтесь! Как будто в магазине люди не меряют вещи, которые кто-то до них надевал.

Кстати, как носить винтажные вещи, как миксовать, чтобы это было круто?

Я против того, чтобы с ног до головы одеться в винтаж. Винтажные вещи стилистически яркие. Поэтому правило номер один носить в одном луке не больше одной, ну или максимум — двух вещей. Винтажный жакет дополняем чем-то очень простым, белой майкой и джинсами. У нас даже есть мастер-класс «20 способов носить винтажную брошь». Многие не догадываются, что из нее можно сделать колье, носить на поясе, крепить россыпью несколько штук на джинсовой, и вообще нужно легко к этому относиться. Без пафоса.

А вот сумку Kelly от Hermes 70-х круче носить, чем ту же модель, но новую. Это как старые деньги.

Согласна. Качество другое. Колье Chanel из 90-х кладешь на руку, и оно оттягивает. Люди, которые носили тогда Chanel и сейчас, - они четко ощущают разницу в качестве. Многие приходят ко мне и за свои деньги хотят то самое качество.

Про инвестиции. Для тех, кто готов начать собирать коллекцию, какие правила и с чего начать?

В своем гардеробе хорошо бы иметь один хорошо сидящий, ладно скроенный и почти не убиваемый жакет Chanel. Потом — купить сумку Chanel. Хотя я люблю больше Yves Saint Laurent. Он делал всегда все разное, а у Chanel плюс-минус одно и то же, сумки узнаваемые. Далее — длинную нить из жемчуга, чтобы носить в несколько оборотов на шее или руке. Это колье на века. Когда к нам приходят и не знают, что купить, мы, как психологи, пытаемся понять, что человеку ближе, чем он живет и какой у него стиль, ищет ли он предмет в коллекцию или что-то чтобы просто каждый день его носить. Если просто носить, и вы любите что-то миленькое, берите вот эту брошь с птичками в позолоте — отлично будет носиться, и ничего с ней не случится. Цена вопроса — 8 тысяч рублей. А если важна история, и чтобы она числилась в международных каталогах, тогда вот эту, за 65 тысяч. Это Буше, 40-е, с патентом. Если такая брошь полежит у вас пару-тройку лет, с учетом ее сохранности и ценности, она вырастет в цене. Некоторым клиентам нужно под это платьишко что-нибудь голубенькое. Я не буду рассказывать про инвестиции.

Много среди ваших покупателей таких подготовленных, что называется, «в теме»?

Мало, но есть. Дама приобретает предмет коллекционного винтажа, а ты рассказываешь про историю, бренд, а тебе с ходу: «Не надо, неинтересно!» Она покупает вещь за ее красоту. Есть и хвала этой вещи, что она может восхищать и поражать. А есть клиенты, которые сфокусировались на одном дизайнере, читают-изучают его наследие и, получается, знают уже больше, чем я. Они к нам приходят в бутик и с удовольствием делятся своими знаниями. Это здорово! Получается такой клуб по интересам.