Великий современный архитектор Лаура Перетти: «Я предпочитаю создавать гармонию»

Легендарная Лаура Перетти — о своем проекте на Венецианской международной биеннале, о выставке и любви к публичным пространствам.

DR

Лаура Перетти — одна из величайших современных архитекторов. Начав свою карьеру в 1992 году, она работала с такими легендами, как Эдуардо Соуто де Моура и Алваро Сиза Виейра, смогла построить множество объектов по всему миру, в том числе в Италии, Испании, Португалии, Азербайджане и Грузии, а также открыть собственную студию LAURAPERETTIARCHITECTS, где работают профессионалы из разных сфер деятельности. Сегодня Лаура представляет проект реновации на Венецианской международной биеннале, который выиграл конкурс, учрежденный областью Лацио и компанией ATER Roma.

Восстанавливать — не строить заново. Легендарная Лаура Перетти рассказала о своем проекте, представленном на Венецианской международной биеннале, о выставке и любви к публичным пространствам.

Расскажите, пожалуйста, как вы стали участником Венецианской биеннале? Какой проект представляете?

Кураторы сначала выбирают основной вектор выставки, а затем — работы архитекторов со всего мира, которые, по их мнению, наиболее соответствуют тематике. В этом году на биеннале было приглашено 71 архитектурное бюро, и быть в числе этих величайших талантливых людей большая честь. Наша команда выиграла конкурс, посвященный реновации крупнейшего жилого комплекса в Италии — Corviale, на окраине Рима. Всего несколько лет назад его хотели снести, но вместо этого организаторы контеста предложили архитекторам реанимировать здание, тем самым решив сразу три очень острых вопроса – социальную, экологическую и экономическую проблемы квартала.

Что это был за конкурс, какие были условия?

Это был большой международный конкурс, учрежденный областью Лацио и компанией ATER Roma (Azienda Territoriale/ Regionale Edilizia Residenziale). Он был очень сложным — из 120 участников к концу дошли только 55. Задача заключалась в том, чтобы создать не просто публичное пространство (длина здания — 1 км), а преобразить всю нижнюю часть здания — от гаражей до второго этажа, а также охватить пространства крыши, лестниц и лифтовых систем. В общей сложности было необходимо проработать площадь около 70 га, которая к тому же включала генеральный план сервисного устройства вокруг здания.

Смогли ли вы воплотить все свои идеи в проекте Corviale? В чем заключалась особая сложность?

Особая трудность заключалась в колоссальном объеме работы. Проект переустройства, создание общественного пространства из огромного бетонного блока — этот проект грандиозный. Его также называли героическим и способным гуманизировать пространства, которые были полностью обезличены. Но самый сложный этап еще впереди, а именно — строительство. Все это нужно воплотить в реальность для 7000 человек, которые хотят жить лучше. Это настоящий вызов.

Что для вас значит участие в Венецианской биеннале?

Венецианская биеннале — самое важное событие для архитекторов всего мира. Именно здесь можно увидеть лучшие идеи, неограниченные рамками бюджетов, технологий, идеологий. Это место, которое позволяет находиться одновременно в тысячи разных стран, где можно почувствовать, что интеллект и творчество служат человеку для его будущего. Биеннале — это место силы архитектуры, признанное во всем мире. А Венеция — место, где я родилась как профессионал, здесь я училась, и это — город моих корней. Идеальное сочетание.

Какие главные темы поднимаются на Венецианской биеннале?

Я бы сказала, что благодаря разнообразию представленных проектов здесь могут освещаться самые острые вопросы. Но тема этого года, конечно, Freespace. К открытию биеннале кураторы создали манифест, посвященный пространству, полезности, красоте и щедрости архитектуры. Приведу несколько цитат из этого манифеста, которые произвели на меня особое впечатление: «Каждый человек заслуживает получать что-то полезное от архитектуры», «Мы видим Землю как клиента», «В центре архитектурной программы — качество самого пространства».

Расскажите, пожалуйста, о вашей работе и ее организации на биеннале. Какие у вас впечатления?

Мой проект Crossing Corviale представлен сразу в трех частях: THE GATE — знакомство с кварталом, крупномасштабная модель, на которой представлен проект реновации до и после; EARTHWORKS-THE SQUARE позволяет увидеть все работы, сделанные моей командой, и большую модель площади; RITROVARE IL PAESAGGIO — невероятные фотоработы Дарио Колетти и стела, созданная великим мастером Паладино, который работает вместе с нами над реставрацией площади Corviale. В финансировании моей инсталляции на биеннале мне помогали компания ATER Roma, регион Лацио и Moscow Public Art Fund. С этим фондом мы также планируем в будущем сотрудничество в России.

Как это событие отразится на вашей работе?

Честно говоря, я еще не знаю. Это невероятная перезарядка и возможность встретиться с лучшими архитекторами в мире, некоторые из которых были моими мастерами: Эдуардо Соуто де Моура, Альваро Сиза, Питер Цумтор и Кадзуе Сэдзима.

Расскажите о своем самом ярком проекте.

Проекты как дети — они все хороши. Хотя я могу выделить проект для нового туристического комплекса площадью около 1600 га, над которым мне довелось работать на Сардинии. Он был интересен с точки зрения и архитектуры, и ландшафтного дизайна — главной задачей было гармонично объединить два новых больших отеля вместе с их спа-комплексами, спортивными объектами, ресторанами, конференц-залами и полем для гольфа, с нетронутым красивым ландшафтом. Я работала над этим проектом в течение трех лет, изучив каждый сантиметр площади, продумав расположение зданий в соответствии с топографией и публичных мест — с ориентацией на морские пейзажи и горы. Маленький новый мир — даже возвращение к истокам и природе!

Почему вам ближе именно восстанавливать, а не строить заново?

Я не до конца посвятила себя реновации, я сделала также много новых проектов не только в моей стране, но и в Азербайджане, Испании, Португалии, а также в Грузии. В Италии, возможно, в дань уважения к культуре и традициям, люди все же больше отдают предпочтение реновационным проектам. На самом деле, это достаточно долгая тема для обсуждения…

А как вы работаете с интерьерами?

Я абсолютно не верю в разделение между архитектурой интерьера и здания. Мне нравится непрерывное взаимодействие всего пространства внутри проекта или дома. Мне не нравятся коридоры, я предпочитаю создавать гармоничное отношение между комнатами и помещениями общего пользования, чтобы смешивать функциональность различных зон, даже если они противоположны по атмосфере и уединенности. Мы — дом, мы собраны из разных частей, но вместе — в одном теле. Придерживаясь этой концепции, я построила несколько вилл и апартаментов, и мои итальянские и иностранные клиенты всегда были очень довольны работой и приглашали меня для следующих проектов.

Кто из ваших коллег, с которыми вы работали на протяжении своей карьеры, научил вас чему-то новому?

За свою карьеру у меня была возможность поработать с Эдуардо Соуто де Моурой, Альваро Сизой, Альдо Росси, Гаэ Ауленти, Витторио Греготти и с историком Кеннетом Фрэмптоном. Длинный список великих архитекторов... Я всегда была очень любопытной. У каждого чему-то научилась, но признаю, мастерами были Соуто де Моура и Сиза, а благодаря Фрэмптону я узнала о толерантности в архитектуре. Должна сказать, что многому я научилась у своих учеников, когда преподавала в Академии архитектуры в Мендризио, в Швейцарии, и у своих клиентов тоже.

MOSCOW PUBLIC ART FUND, основанный Екатериной Коробовой, является инициатором проектов, посвященных публичному искусству. Благодаря фонду многие люди могут изменить свое представление о городской инфраструктуре, в которую гармонично вписаны объекты современного искусства. Moscow Public Art Fund поддерживает художников и скульпторов, архи-текторов и дизайнеров, а также кураторов и культурные инстанции.