Вячеслав Муругов

Как стать полководцем 

Игорь Скобелев

Впервые имя Вячеслава Муругова прозвучало, когда на канале РЕН ТВ вышел популярный сериал «Солдаты», придуманный и спродюсированный им. Параллельно с работой на телевидении он создал крупную продюсерскую компанию «Леан-М», которая стала одним из пионеров в области производства телепрограмм и кинофильмов и позже была продана компании Sony Pictures Television. В 2005 году талантливого продюсера переманил к себе СТС, и уже через три года его ждал первый успех: в 2008 году он впервые получил премию «Кинонаграды MTV» за сериал «Кадетство» и «ТЭФИ» в номинации «Продюсер фильма/сериала» за проект «Папины дочки» и развлекательную программу «Слава богу, ты пришел!».


Вячеслав, насколько я знаю, вы посвятили службе немалую часть жизни. Военная карьера — ваш личный выбор?
Да. Мой дедушка был военным советником в Китае, папа — военным врачом, и детство мое прошло в военных гарнизонах. Общаясь с инженерами части, я понял, что мне интересно возиться с техникой. И решил стать военным инженером в области артиллерии. В пятнадцать лет пошел в Суворовское училище. Потом поступил в военный инженерный институт в Пензе. Кстати, напротив того института стоял другой вуз, и его выпускников я хорошо помню — это были Паша Воля и Тимур Родригез. 


Учась в институте, вы попали в команду КВН, так?
Да, но я этим профессионально не занимался. Просто без юмора жить невозможно, особенно если служишь в армии.


То есть творческую жилку вы в себе открыли еще во время службы в армии?
Я бы сказал, что инженерное дело в любом случае и есть творчество. Можно творить в сфере вооружения, а можно на телевидении. В нас воспитывали творческую жилку и понимание технологий производства. Была и другая составляющая: моя мама по профессии литературовед, и дома всегда был культ книг. Помню, было так волнительно, когда удавалось достать ту или иную книжку! 


На каких же книжках вы выросли?
Сначала была библиотека приключений и фантастики — наверное, большинство мальчишек через это прошли. 

 
А когда вы начали впервые писать шутки и тексты? Что этому поспособствовало?
Впервые я себя поймал на том, что могу рождать юмор, когда общался с ребятами из команды КВН какого-то белорусского института. Я тогда пошутил насчет географического положения Белоруссии. Сложная ситуация у этой страны: с одной стороны — Россия, с другой — Польша, и когда Белоруссия кланяется России, то перед Польшей становится неудобно. Ребята эту геополитическую шутку решили использовать, а потом ее по телевизору, по ОРТ, услышали мои родители и друзья и спросили: сам придумал, а еще можешь? 


И вы поняли, что да, можете.
Как-то пошел у меня поток всевозможных реприз, и занимался я этим год или два параллельно со службой, писал тексты белорусам, потом меня пригласили в команду «Новые армяне». Это было просто хобби, которое потом стало приносить деньги. И при этом у меня появилось ощущение, что открылся новый талант — писать, смешить страну… Это фантастическое чувство, когда находишься в маленьком городе Бресте, на границе, никто тебя не знает, но ты вдруг видишь, как со сцены читают твои тексты. В итоге меня пригласили поработать на РТР в программе «Добрый вечер с Игорем Угольниковым», и я ушел в запас в чине капитана.


И как вам далось решение уйти из армии и вступить в неизведанную область?
Было непонятно, что творится со страной, с твоей судьбой, с судьбой друзей... Союз разваливался, была перестройка, затем путч, дефолт... Я еще видел вывод войск из Германии, когда служил на границе. Ушел из армии, когда мне было почти 28 лет, впереди были новые возможности, а я начал карьеру «голодного сценариста». (Смеется.)


Правда голодали?
Ну не то чтобы прямо голодал, конечно. Умение адаптироваться было привито мне еще в Суворовском. Кадетский значок означает, что человек в принципе уже никогда не опустит руки. У меня даже тени сомнения не было в своем решении, хотя в некоторые моменты не совсем понятны были перспективы... 


Вячеслав, из бывших кавээнщиков редко кто занимает высокие руководящие позиции. Что есть такое в вас, чего не хватило другим?
Я не ставил себе цель достичь высот именно на телевидении, но так сложилось. КВН просто стал катализатором, который раскрыл мои творческие способности. Мне повезло работать с такими телевизионными гуру, как Дмитрий Лесневский и Александр Роднянский. Сейчас всё развлекательное телевидение стоит на людях, которые прошли школу КВН. Начиная свою продюсерскую карьеру на РЕН ТВ, я собрал сильную команду профессионалов, которые до сих пор работают со мной. Вместе с ними мы создаем одни из лучших развлекательных проектов страны: «Папины дочки», «6 кадров», «Воронины», «Уральские пельмени», «Восьмидесятые», «Кухня» и многое другое.


Скажите, как же после таких тематических проектов, как «Солдаты» и «Кадетство», возникли идеи «девчачьих» историй вроде «Папиных дочек» и «Ранеток»?
Мы просто с ребятами это прописывали и придумывали. У меня не было опыта общения с пятью дочками, у которых к тому же нет мамы. Понятно, что пять девочек — это просто дурдом. Мне вообще нравится цифра 5: пять девчонок, пять ранеток, пять психотипов, пять разных семей, как в «Ранетках», а в «Кадетстве» пять разных судеб… В сериале про хоккейную команду «Молодежка», который мы сейчас делаем с Федором Бондарчуком, тоже пять главных персонажей, вокруг которых всё крутится. 


Я так понимаю, вы вообще человек рисковый и бесстрашный.
Без риска в нашем бизнесе нельзя. Когда я пришел на СТС и мы приступили к перестройке канала, нашлись люди, которые настойчиво говорили, что ничего не получится. Но самая большая трудность на пути воина — когда всё предсказуемо. Нужен адреналин, нужно волнение, кураж. Если ты выходишь на сцену спокойным — это провал.


Как считаете, можно ли еще на телевидении придумать что-то совершенно новое?
Когда мы с кем-то спорим насчет очередной идеи и мне говорят «да это уже было», я отвечаю, что всё уже и так написано в Библии. Но наши проекты показывают, что способность удивлять мы еще не утратили. У Аарона Соркина, выдающегося современного сценариста, который написал сценарий к фильму «Социальная сеть», где-то есть замечательная фраза: «Вот когда-то давно — десять минут назад — мы были совершенно другими людьми». Мне кажется, это очень хорошо характеризует наше время. 


Читайте полную версию интервью в журнале ОК! № 8