Мария Голубкина

«Если говорить об отношении к жизни, я спортсменка» 

Ирина Кайдалина
С Марией Голубкиной мы встретились в ее просторном загородном доме, фасад которого украшен изображениями скачущих коней, — дань увлечению Маши конным спортом, которым она профессионально занимается с одиннадцати лет. Это уютный, теплый дом, где Маша живет с детьми, кошкой и лабрадором по имени Лаки. Впрочем, и студия «Мосфильм», где мы продолжили беседу, для Маши тоже что-то вроде родного дома. Именно там в 1989 году она снялась в прославившем ее фильме «Ребро Адама». Теперь Маша приезжает сюда раз в неделю, чтобы принять участие в съемках телевизионной программы «ДЕВЧАТА» 


Маша, кем вы сегодня себя больше ощущаете — актрисой или телеведущей?
Точно не актрисой, но и не телеведущей, потому что для меня телеведущая — это что-то из области чтения новостей. У нас какой-то другой жанр: сидят девушки, общаются, обсуждают новости.

А в жизни формат женских посиделок вам близок?
В программе нас четверо. В жизни так много женщин никогда не собирается без мужчин. Обычно в компании четырех женщин всегда присутствуют четверо мужчин. Ну или хотя бы один.

Но ведь это не одно и то же. В присутствии мужчин не посплетничаешь…
Присутствие мужчин никогда не мешало мне обсуждать всё что угодно. Нет ничего такого, что я не могу сказать при мужчинах. К тому же мужчины, как и женщины, очень любят сплетничать. Возможно, даже больше.

Про вас говорят, что вы очень упрямый человек. Если вы чего-то не хотите, то ни уговорить, ни купить, ни тем более заставить вас невозможно.
Ну так это нормально для любого человека, разве нет? Пусть твое «да» будет «да», а твое «нет» будет «нет». Уговаривать меня не надо, уговоры — это, как правило, манипуляция, шантаж, а вот это я очень не люблю. Наверное, кто-то может назвать меня упрямой. Но все знают, что если уж я сказала «да», то это железно, без условий и исключений.

Вы быстро принимаете решения?
Смотря какие. Серьезные жизненные решения быстро принимать нельзя. А в трудных обстоятельствах, когда надо спасать свою жизнь, — очень быстро. Если говорить об отношении к жизни, я спортсменка. В экстремальных ситуациях соображаю и действую быстро.

По-прежнему занимаетесь верховой ездой?
Сейчас я в паузе. Серьезно не занимаюсь — цели нет. Когда я готовила коня, я его готовила к чему-то. Для любого спорта нужна цель. Просто бегать вокруг стадиона — зачем? Люди ходят на фитнес, чтобы похудеть и накачать мышцы, — это цель. Впрочем, то же самое можно сказать о жизни. Нет цели — не знаешь, куда идти.

Существует миф о лошадях, что они какие-то особенно восприимчивые существа, которые всё понимают и чуть ли мысли не читают.
Нет, лошади не читают мысли. Лошади вообще не совсем то, что большинство людей о них думает. Они не так примитивны и не так гениальны, как о них говорят. На протяжении пяти тысяч лет лошадь была непосредственным спутником человека, потому что другого транспорта просто не было. Ситуация изменилась не так уж давно — после Великой Отечественной войны. И вот уже о лошадях говорят как о каких-то единорогах.

В России есть еще один транспорт, который тащит на себе всё: дом, детей, заработки… Называется женщина.
Ну, кто везет, на том и едут. (Улыбается.)

Вы везете?
У меня любимая работа, красивый дом, симпатичные дети. Я всего этого хотела, и сказать, что я, надрываясь, волоку всё это на себе, нельзя. В конце концов, если бы я не хотела, то жила бы как-то иначе. Всё, что я делаю в жизни, я делаю для себя. Другой вопрос, что ответственности у мужчин, которых я бы мужчинами не назвала, не так много. Но это такое поколение, ничего не поделаешь. Люди, которым по 50–60, — это вообще «давай до свиданья». Именно этому поколению мы обязаны ситуацией в стране. У меня большая надежда на тех, кому сейчас двадцать. Я думаю, что у них всё будет по-другому. Cпрашиваю иногда нынешних двадцатилетних, чего они ждут от жизни, к чему стремятся. Как, например, нынешние девушки представляют свое будущее. Никто из них не хочет замуж. Некоторые считают, что это плохо: «А мне и так отлично!» Годам к тридцати они станут самостоятельными личностями, научатся работать и зарабатывать. И мужчины вынуждены будут подтянуться, потому что такой женщиной не покомандуешь. Они будут на равных, и это прекрасно. Ведь женщина, которая «везет», находится в зависимом, часто просто безвыходном положении. Но c другой стороны, кто в этом виноват? Кто поставил ее в такие обстоятельства?

Жизнь, например. Восемнадцать лет. Нечаянный ребенок. Ни образования, ни работы…
Нечаянно такие вещи не случаются. Девушки прекрасно знают, откуда берутся дети. Вот насчет ответственности за свои действия они не так осведомлены. Им почему-то кажется, что мужчина станет решать все их проблемы. А фокус в том, что люди уже давно не делятся по половому признаку. Ну по крайней мере, я не делю. Есть люди. Есть общечеловеческие качества. Мы, в конце концов, одинаково платим налоги. Поэтому историю про мужчин и женщин пора заканчивать. Мужчина и женщина мы только в постели. А вот в том, что происходит дальше, мы равны. Ждать, что кто-то придет и позаботится о тебе только потому, что ты женщина, — глупо. Так же глупо, как стучать кулаком по столу и отдавать приказы только потому, что ты мужчина.

В актерской профессии эта теория тоже работает?
Конечно.

Но мужчины и в шестьдесят могут играть героев-любовников. Или, по крайней мере, так себя позиционировать.
А что мешает женщине позиционировать себя так же? Вот Пугачева — чем не герой-любовник? Ведет себя, как хочет, и в этом секрет ее популярности. Неважно, сколько тебе лет. Неважно по большому счету даже то, как ты выглядишь. Потому что секс — это вообще не вопрос внешности. Не надо быть красивой, чтобы заниматься хорошим сексом.

То есть проблемы возраста для вас, как для актрисы, не существует.
Какая тут может быть проблема? Играй роли по возрасту, и всё у тебя будет хорошо. В каждом возрасте есть прекрасные роли. Мы ведь играем людей, а не молодую кожу. Культ молодости убивает актерское мастерство. Потому что я буду думать о том, как я выгляжу и как бы мне скрыть морщины… А личность как же?

Маша, вы рассуждаете как феминистка.
Это не феминизм, это здравый смысл и совесть. Феминизм придумали в начале XX века — знаете для чего? Чтобы получить еще одного налогоплательщика. Они его получили. Но теперь, когда мы платим налоги, мы не можем больше жить в патриархальном обществе. Давайте будем последовательны. Раз мы имеем те же обязанности, что и мужчины, дайте нам те же права. Мой товарищ, живущий в Израиле, говорит: «Я не могу сказать своей жене «Иди и сделай то-то и то-то», потому что она мне ответит: «С какой стати ты мне указываешь? Я тоже служила в армии». В конном спорте нет разницы между мужчиной и женщиной, мы соревнуемся на равных. В театре на сцене мы все работаем одинаково. Конечно, когда у нас роман, мы на время возвращаемся к своим исконным ролям. Но даже и тут любовь — это не когда пришел мужик, треснул кулаком по столу: «Я приказываю». А когда он сказал: «Киска моя, рыбка, птичка» — взял на ручки и понес. Вот тогда я женщина. Я же говорю: хватит уже этих «мужчина-женщина» в жизни, давайте оставим их для постели.

И для романтических путешествий.
Был у меня случай с подругой-гримершей. Она со мной работала, а я ей задолжала. И вот в какой-то момент я ей предложила: Маш, хочешь, я тебе не деньгами отдам, а поехали лучше со мной в Одессу. Я буду платить за всё: за гостиницу, еду, машину. Мы приехали туда, жили-ели-гуляли. И вдруг я задумалась: а если бы сейчас каждая из нас была с мужчиной? Ведь мужчина же ничего в такой ситуации не тратит! Всё только на себя! Машина, бензин — он сам и едет. Номер — так он в нем живет. В ресторане — ну что мы там съели с нашими вечными диетами. В общем, мужчина получает общество молодой симпатичной женщины, он диктует, он хозяин ситуации, потому что «платит». Понимаете? Я не феминистка. Я за честность.

Вы детей воспитываете такими же независимыми?
Ну разумеется. Я уважаю их как личностей и уважаю их решения. Обсуждаю с ними их проблемы. Высказываю свое мнение, но никогда не давлю. Не хочешь ходить на скрипку — не ходи. Сформулируй четко и ясно, почему нет, и я отстану. Просто «не хочу» не работает. Обоснуй.

Читайте полную версию интервью в журнале ОК! №5