Евгения Добровольская: «Каждая женщина умеет мечтать»

Актриса рассказала о своей героине в спектакле «Космос» на сцене МХТ имени А.П. Чехова, а также о роли в новом фильме «Время года зима», идущем сейчас в прокате.

Евгения Добровольская (кадр из фильма «Время года зима»)
.

Первая премьера МХТ имени А.П. Чехова в новом году – спектакль «Космос» режиссера Нины Григорьевой по пьесе Алексея Житковского. Его сыграют на Новой сцене театра уже 17 и 18 января.

Эскиз «Космос» минувшей осенью стал победителем второй лаборатории АРТХАБ, проекта МХТ, нацеленного на поиск новых драматургических и режиссерских имен. Главную роль в этом спектакле о поиске невозможной любви играет Евгения Добровольская. Ее героиня Татьяна – учительница английского языка в средней школе в Бугульме, мать взрослого сына и уже двадцать лет как вдова. Кажется, что ее жизнь развивается по раз и навсегда заведенному сценарию, но вдруг у Татьяны появляется призрачная надежда на счастье…

О своей героине в спектакле «Космос», а также о роли в новом фильме «Время года зима», идущем сейчас в прокате, рассказывает Евгения Добровольская.

Евгения, чем вас зацепила пьеса «Космос»?

Я отвечу прагматично. Пьесы, в центре которых находится женщина, всегда в дефиците. Их крайне мало. У нас же мужское царство. Мужчины – главные герои, про них пишут, их жизнь, их переживания и достижения всем интересны. А женщин, особенно женщин после сорока, ни драматургия, ни кино, ни телевидение обычно не замечают. Их проблем будто бы не существует. Поэтому пьеса, где главная героиня – женщина зрелого возраста – всегда вызывает интерес. 

А уж если она написана так мастерски и с таким юмором, как «Космос», – это вообще бесценно. Я читала «Космос» – и будто смотрела кино: все персонажи и события представлялись мне очень зримо.

Это неудивительно, ведь автор «Космоса» Алексей Житковский – профессиональный сценарист!

Алексей чудесный. После показа эскиза на АРТХАБе мы с ним познакомились, и он мне очень понравился. Меня сложно удивить, но пьеса «Космос» удивила меня своей необычностью: захотелось сразу влезть в эту историю, расшифровать ее, сделать главную героиню Татьяну абсолютно узнаваемой, понятной и совершенно нормальной женщиной. Отнюдь не сумасшедшей, как про нее думают иногда окружающие.

На подготовку эскиза спектакля на лаборатории АРТХАБ отводится всего несколько дней. Такие сжатые сроки работы вызывают у вас дискомфорт или наоборот, в этом есть какой-то драйв?

Для меня в этом безусловно есть драйв. Я не люблю репетировать долго. Мне нравится, когда режиссер и артисты готовы, когда подобрана музыка, придумана сценография – после чего постановочная группа собирается и за десять дней всё делает. У меня однажды был такой опыт: много лет назад знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси приезжал во МХАТ на постановку «Игры женщин». Он тогда сказал: я сделаю спектакль за десять дней. Нас, актеров, было трое: Екатерина Васильева, Михаил Ефремов и я. Помню, что мы очень удивились. Однако к моменту, как Занусси приехал, мы выучили тексты своих ролей, а на сцене стояла готовая декорация. Нам тогда даже десяти дней не понадобилось, спектакль был готов за неделю. И это было зажигательно и прекрасно. И, знаете, мне часто кажется, что хорошо бы так и работать. Ведь настоящее событие возникает, когда люди собраны, готовы, когда они уже прошли определенный внутренний путь. И когда они понимают друг друга.

С проектом АРТХАБ немного другая история: актеры и режиссер, как правило, видят друг друга впервые, а дальше в течение десяти дней они пытаются друг друга узнать и понять. Времени на поиски нет, есть время только на четкое исполнение своих обязанностей. Артист должен точно выполнить на сцене то, что задумал режиссер. Наверное, это тоже неплохо.

«Космос», представленный осенью на АРТХАБе, был похож не на эскиз, а на готовый спектакль. Получается, ваша команда хорошо поняла друг друга? 

Дело в том, что режиссера Нину Григорьеву я знаю очень давно. Поэтому мы с ней друг друга и поняли. Мы знакомы с 12-ти лет, когда-то будучи подростками играли в Театре-студии на Красной Пресне под руководством Вячеслава Спесивцева. Это была знаменитая студия, из которой вышло много замечательных артистов и режиссеров. С тех пор мы приятельствуем, и однажды уже поработали вместе – Нина поставила спектакль «Мизери» по Стивену Кингу, в котором я с удовольствием играю.  

В случае с эскизом «Космос» была непростая задача – реализовать всё задуманное на небольшом пространстве Новой сцены. Но дело в том, что у нас в театре замечательная бригада постановщиков, видеоинженеров и звуковиков, которые работают быстро и творчески. И свет, который поставила художник по свету Мария Белозерцева, получился просто фантастическим. И звуковое оформление звукооператора Ивана Плавинского вышло замечательным. В том эскизе мы показали ровно половину пьесы – только линию моей героини, хотя там существуют и другие линии. В спектакле вся история будет рассказана в полном объеме.

Действие пьесы «Космос» происходит в Бугульме, в Татарстане. Как вам кажется, национальный колорит важен для этого сюжета?

Конечно. И если бы это было кино, то улицам Бугульмы, достоверной обстановке домов и школы, где работает Татьяна, – всему этому бы было уделено немало экранного времени. Детали ведь способны очень о многом рассказать. Например, у Татьяны дома стоит не плазменный телевизор, а допотопный маленький телевизор, у нее кассетный видеомагнитофон, хотя действие происходит в наше время. Вот эти нищета и разруха в жизни людей, которые обитают за сотни километров от Москвы, Питера и других мегаполисов, очень ощущаются в пьесе. Передать это в театре сложнее, чем в кино. Но тоже возможно.  

Татьяна овдовела в 20 лет и уже больше двадцати лет живет одна, не имея никакого права на изменение своей судьбы. Она обязана воспитывать сына, ходить на могилу мужа, навещать его родственников – это ее участь одинокой вдовы. Поэтому когда у нее появляются мысли о другой жизни, окружающие начинают ее осуждать. Так происходит сплошь и рядом – и из-за провинциальной ограниченности сознания, и в силу национальных традиций. Получается, единственное, что у нее есть, – это телевизор и мечта о недостижимой эротике, о красивых отношениях, которые она сама не испытала и видела лишь в кино.

Вообще для меня это история о том, что любая женщина умеет мечтать. Мужчины, как мне кажется, устроены более прямолинейно, более конкретно, они не склонны «витать в облаках». А женщина, что бы ни происходило в ее жизни, всегда сохраняет надежду, веру в чудо. Вот и моя героиня придумывает себе и любовь, и жизнь.  

То есть свет в этой истории все-таки есть?

Я думаю, что эта пьеса одновременно и светла, и безысходна ровно в той же степени, как и наше собственное существование. Сегодня такая жизнь, что можно только заново учиться радоваться. Тепло в доме, есть немного денег на еду – это уже хорошо по сравнению с тем, что происходит в этот момент с другими.

Недавно на экраны вышел фильм «Время года зима», в котором вы снялись вместе с Юлией Снигирь. Вы с Юлией сыграли там маму и дочку, у которых сложные, мучительные отношения, причем у мамы развивается болезнь Альцгеймера. «Время года зима» – режиссерский дебют актрисы Светланы Устиновой, вашей коллеги по МХТ. Как вам работалось со Светланой в этом ее новом качестве?

Мне было очень комфортно и хорошо. Мне вообще нравится работать с людьми умными, и с которыми я разговариваю на одном языке. И то, что Света – коллега по театру, и то, что она прекрасный человек, – было одинаково важно. Я не люблю диктаторства, тирании в режиссуре. Мне кажется, что в сотворчестве актера и режиссера самое главное – это доверие. На съемочной площадке я хотела сделать всё так, чтобы Свете понравилось. И мне кажется, история, которую она рассказала, получилась глубокой и тонкой. И заставляющей задуматься.

Вы во время съемок консультировались с врачами, изучали болезнь Альцгеймера?

Да, мы говорили с врачами о том, как проявляется это заболевание, особенно на его начальной стадии. Потому что финальная стадия и так понятна, а начальная у всех больных выглядит по-разному. В кино мало времени на то, чтобы показать болезнь подробно, это должно быть передано сжато и максимально точно. 

Когда смотришь этот фильм, то думаешь, что часто только смертельная болезнь может повернуть родных людей лицом друг к другу. И то не факт, что даже она повернет.

У меня четверо детей, и я иногда говорю им: наверное, вы меня поймете, только когда я умру. Слишком много забот наваливается, и я, бывает, спрашиваю: ну а если меня не станет, вы же как-то будете жить? Почему же вы сейчас не даете мне вздохнуть? (Смеется.)

А вообще чтобы услышать другого человека, надо просто поставить себя на его место. Тогда поймешь, как общаться. Мы слишком часто видим только себя. Говорим: «я страдаю», «мне плохо» – а что на самом деле происходит? Чтобы это осознать, надо посмотреть на себя в пространстве. Необходимо включить мозги. Так много глупостей мы делаем – от эмоций, от нерешенности своих собственных проблем, от того, что мы мало видели, мало читали. Да просто мало думали. Зачерствели душой. Но если идти навстречу людям и не считать, что ты центр всего, – тогда, может быть, и жизнь станет легче. 

Беседовала Александра Машукова

Генеральный спонсор театра – Банк ВТБ

Спонсор театра – Банк Открытие

.