Кирилл Пирогов: «Театр дает мне возможность искать, учиться, задавать вопросы жизни»

В онлайн-кинотеатре KION состоялась премьера остросюжетного сериала «Переговорщик» с Кириллом Пироговым в роли уникального специалиста, помогающего людям в кризисных ситуациях. Мы поговорили с артистом о его новом герое, смысле сериала и жанре детектива, а также о театре и том, что он дает лично Кириллу.

Александр Максимов - так зовут героя - сам пережил личную драму, которая стоила семьи, карьеры и ментального здоровья. Талантливый переговорщик и психолог, он выработал свою систему ведения переговоров с людьми, но однажды его профессионализм дал осечку.

Кирилл, расскажите, как сериал «Переговорщик» появился в вашей жизни. Был кастинг, или авторы предложили главную роль лично вам?

Мне позвонили из компании «Среда», прислали сценарий и пригласили на пробы. До этого я был немного знаком с режиссером - Нурбеком Эгеном, и был рад возможности поработать вместе. 

В чем для вас был актерский интерес сыграть такого персонажа – переговорщика, пережившего трагедию? 

Это история человека, встающего перед решением довольно сложных вопросов. Человек не сломлен, несмотря на все обстоятельства его жизни. Мой герой -  Александр Максимов, целостный человек, вот это мне и было интересно.

О чем для вас сериал «Переговорщик», что в нем для вас самое главное и интересное?

Самое главное— выбор, который стоит перед каждым героем. 

Как бы вы описали режиссерский стиль Нурбека Эгена? Вообще, важно ли иметь свой стиль, снимая жанровые истории? Или в них важнее показывать не свой стиль, а каноны жанра?

Мне кажется, Нурбек чувствует и любит жанр детектива. Он всегда знает, что хочет увидеть в кадре, благодаря этому на площадке возникает ощущение надежности. Мы много говорили с Нурбеком, он интересуется театром, бывал на репетициях. Мне по-человечески было с ним очень интересно, это тоже важно для встречи артиста с режиссером. Он сам доверяет артисту, и это очень импонирует. Но когда Нурбек чувствует, что артист колеблется, он в этот момент действенен и старается помочь. 

Сценаристы «Переговорщика» Олег Маловичко и Юлия Идлис погружались в мир людей с этой профессией, а вы? Насколько глубоким был ваш ресерч? Какие факты особенно удивили?

У нас были встречи с консультантами. Мне кажется, профессия переговорщика очень близка к актерскому делу. Предмет этих профессий - человек. В этом смысле мне было интересно сочинять образ моего персонажа.

Как вы относитесь к жанру психологического детектива? Есть мнение, что в трудные времена нет жанра лучше детектива. Согласны с этим?

Жанр детектива был всегда популярен у публики - у читающей и у смотрящей кино. В нем заложена интрига, мы сопереживаем героям, разгадываем истории, ребусы, которые задаются авторами. Существует тайна персонажа, его парадоксального поведения, и из-за этого, как мне кажется, зрителю любопытно следить за героями. 

Какие психологические детективы для вас остаются эталоном жанра?

Мне нравятся и психологические детективы, и триллеры - это близкие вещи, в них есть психологическая составляющая. Я люблю смотреть кино с Тимом Ротом, он часто снимается в такого рода фильмах. Еще люблю фильм Дэвида Финчера «Семь», это больше триллер. Нравятся детективы Хичкока. Люблю «Место встречи изменить нельзя», а в юности прочитал всего Конан Дойля. 

Детектив – редкий жанр для театра, хотя, конечно, есть постановки по Агате Кристи, Артуру Конан Дойлю. Как думаете, почему детективы не часто становятся спектаклями? Из-за недостатка инструментов внутри жанра? Или этот жанр не популярен среди театральной публики?

Потому что у театра другие задачи, как мне кажется. 

Кстати, детектив в театре получил неожиданное перерождение в интерактивных спектаклях, спектаклях-квестах, иммерсивном театре. Как вы относитесь к иммерсивному театру? Нет ощущения, иммерсивность была на пике популярности три-четыре года назад и сейчас уже уходит в прошлое?

Я в нем очень плохо разбираюсь, видел мало спектаклей. Знаю, что это современное течение. Но для меня интерес в театре в другом, в классических авторах. Мне театр дает возможность искать, учиться, задавать вопросы жизни посредством больших писателей и великой литературы. Я предпочитаю более классическое направление театра, которым я занимаюсь.

Может быть, вы замечаете, какие истории сейчас находят наиболее болезненный отклик у театральной публики? Может быть, это истории о войнах, или это, наоборот, эскапистские, фантасмагоричные истории?

Люди в театр идут по разным причинам. Кому-то хочется выпасть из своей повседневной жизни и окунуться в другой мир, кто-то ищет ответы на вопросы, кто-то идет на артистов, режиссеров, авторов. Театр - очень живой организм, он реагирует на жизнь, но своим, парадоксальным образом.

Вы давно не играли в новых постановках театра Фоменко, а почему? Почему предпочитаете сейчас играть в спектаклях, которые уже давно в репертуаре театра?

Я очень люблю спектакли, сделанные Петром Наумовичем Фоменко - и смотреть, и играть в них. Я довольно много работаю в Щукинском театральном институте. Очень люблю заниматься со студентами, репетировать, искать, делать спектакли. Сейчас на дипломном курсе мы с ребятами сделали спектакль по двум одноактным пьесам Проспера Мериме, первая пьеса называется «Женщина-дьявол или искушение святого Антония», а вторая - «Случайность».