Павел Ворожцов: «Есть ощущение, что мне по-прежнему пятнадцать»

5, 6 ноября и 19 ноября на Малой сцене МХТ имени А.П. Чехова состоится премьера спектакля Петра Шерешевского «Друг мой» по пьесе белорусского драматурга Константина Стешика. Этот спектакль – первый результат лабораторного проекта АРТХАБ, нацеленного на поиск новых имен в режиссуре и драматургии, который с прошлого сезона идет в МХТ.

Автор фотографий спектакля: Екатерина Цветкова; Автор текста: Александра Машукова Павел Ворожцов

.

В рамках проекта АРТХАБ на суд зрителей и жюри, состоящего из художественного руководства театра и независимых экспертов, выносятся пять эскизов спектаклей. После каждого показа происходит обсуждение, более того – зрители имеют возможность проголосовать за понравившийся эскиз, тем самым повлияв на репертуарную политику театра.  

«Друг мой» – это очень простая история о двух друзьях, великовозрастных оболтусах, которые однажды ночью выходят на улицу стрельнуть сигарет и немного прогуляться. Ночное фланирование по городу оборачивается для них чередой приключений. Одного из приятелей, от лица которого, собственно, и ведется рассказ, играет артист МХТ имени А.П. Чехова Павел Ворожцов. На репетиции он приехал из Петербурга, где плотно занят в съемках сразу двух проектов. Так что разговор вышел и о театре, и о кино.    

– Эскиз спектакля «Друг мой» мы сыграли в июне, – рассказывает Павел. – Подготовили его за шесть дней. Выпуск был экстремальным, такого в моей жизни еще не случалось. За эти шесть дней я пару раз был близок к истерике, кричал режиссеру Петру Шерешевскому, что ничего не получится, потому что выполнить то, что он предлагает, невозможно в принципе. Что выучить такую махину текста – нереально. Пётр отвечал: «Да ладно, ладно… Всё вы выучите». И мы действительно всё выучили. Шерешевский – он колдун какой-то. Он всё знал, всё придумал. И наш эскиз «выстрелил». Теперь мы к нему вернулись.

Как это возможно – за шесть дней сделать эскиз, который смотрится практически как полноценный спектакль?

Я сам не знаю. Зрители на обсуждении спросили: если «Друг мой» победит, в какую сторону будет развиваться этот эскиз? Пётр ответил: да в принципе, всё так и останется. Получилась многослойная история: текст, который мы частично пропеваем, музыка, и то, что прямо на глазах у зрителей делают ребята-художники Марина Моторная и Степан Лысенко, как они создают на своем столе рисованный мир, который транслируется на экран. При помощи этих разных слоев творится единая ткань, и одно без другого представить уже невозможно. Мы все друг другу необходимы. Это сложно, но именно это и держит. Возникает очень правильная вещь для театра – ансамбль.

Мне очень понравилось, как сказал на обсуждении эскиза «Друг мой» независимый эксперт, телеведущий Ильдар Жандарев: «Мы увидели то, за чем люди и приходят в театр, – волшебство и праздник». И правда, ведь так и было!

Да. Но теперь страшно, что чудо не повторится. А с другой стороны, форма была найдена, а это ведь очень важно. Пётр Шерешевский – режиссер с поразительным спокойствием и волей. Из тех, с кем я работал, это второй такой случай: первым был Егор Перегудов, в его спектакле «Месяц в деревне» на сцене МХТ я играю доктора Шпигельского. Это режиссеры, обладающие исключительным терпением: другой на их месте уже бы табуретку швырнул в артиста, а они уверены, что всё нормально, всё будет хорошо. И действительно – всё происходит.

Ваш герой в пьесе «Друг мой» – шалопай, который совершенно не чувствует своего возраста. Вы можете себя с ним соотнести?

В общем, да. У меня есть ощущение, что мне по-прежнему пятнадцать. До конца не могу понять, что у меня уже дети в школу пошли. Чем занимаются два друга пьесы Стешика? У них ничего нет, особой радости им ничто, похоже, не доставляет, но одновременно всё, что с ними происходит, – уже радостно. В них есть какой-то внутренний драйв. Это, может быть, идет от нас – от меня, от Вити Хориняка, от того, какие мы люди. Потому что ту же пьесу можно увидеть как историю про тусклый мир, такое дно. Но мы пошли другим путем. По-моему, так интереснее.

В сентябре в прокат вышел фильм Руслана Братова «Экспресс», где вы сыграли одну из ведущих ролей. И ваш герой по имени Олег там очень похож на персонажа пьесы «Друг мой». Тоже странноватый оболтус без возраста, впрочем, располагающий к себе тем, что повсюду ходит с животными – ежом и собакой по кличке Кунжут.

Эти два героя действительно похожи. Что касается животных, то Руслан убрал несколько смешных сцен, с ними связанных, – например, ту, где мой герой пытается пристроить ежа в зоопарк. Вообще он немного «высушил» кино, специально приглушил заведомо хитовые сцены, выдерживая скупую интонацию и свой ритм. Получился авторский мир, объемный и со своей жизненной энергией. Печальная комедия, в которой много и юмора, и грусти.

Фильм посвящен памяти замечательного артиста МХТ Евгения Сытого, ушедшего из жизни полгода назад. Мне кажется, что ваш Олег напоминает тех героев, что Евгений играл в кино.

Вы попали в точку. Женя и должен был играть Олега. Руслан ведь задумал «Экспресс» давно, лет пять назад, после того, как снял короткометражку «Лалай-Балалай», где мы с Женей оба снимались. Она тогда стала призером программы «Короткий метр» «Кинотавра», получила еще ряд наград на отечественных и международных фестивалях. Что касается Олега в «Экспрессе», то они с Русланом выстроили эту роль вместе. И песня, которую я исполняю в фильме, это песня Сытого. А я изначально должен был играть таксиста Виктора, в роли которого в результате снялся замечательный осетинский артист Артур Хатагов.

Этот будто высушенный солнцем, вечно курящий, немногословный, но невероятно выразительный таксист – как из фильма Джима Джармуша!

«Экспресс» – оригинальное кино, но в атмосфере, в саундтреке будто и правда есть что-то от фильмов Джармуша. Как в «Мертвеце» всё время за кадром играет Нил Янг, сопровождая своей музыкой путь главного героя, так и в «Экспрессе» музыка сопровождает передвижения персонажей. Олег, которого я играю, весь фильм пытается настроить гитару, чтобы спеть песню. И к финалу у него это наконец получается.

…Когда Женя заболел, то понял, что не сможет летать в Черкесск на съемки «Экспресса». Он тогда снимался в фильме «Далекие близкие», который сейчас тоже вышел на экраны. И за пару недель до начала сьемок Руслан мне сказал: «Давай ты. Мне нужен свой человек».

Руслан называл этого героя, Олега, «перекати-поле». А я подумал, что он как вода. Куда его разворачивает русло, там он и оказывается. Что с ним ни происходит, он через это проходит и идет дальше.

«Экспресс» снимали в Карачаево-Черкессии, и сами виды этого региона, где красоты природы, величественные горы сочетаются с ужасающим постсоветским бытом на грани нищеты производят сильное впечатление.

Люди там действительно так живут. В фильме есть сцена, в которой риелтор, которого играет сам Руслан Братов, показывает Олегу запущенную темную и очень маленькую комнату в общаге. Это реальный дом, где в соседних комнатах живут люди. Фильм снимали не только в Черкесске, но и в Карачаевске, в Теберде. Руслан сам оттуда, родился в Карачаево-Черкессии, поэтому хорошо знает всю эту фактуру. Он вообще очень глубокий, дотошный человек, который долго и тщательно готовится. Поэтому, наверное, мы и сняли кино так быстро – всего за 26 дней. Хотя были всякие сложности – члены съемочной группы болели коронавирусом, ротавирусом... Руслан сидел в машине и по рации руководил процессом, не выходя наружу, чтобы никого не заразить. Но всё в результате получилось.

Вы снялись в заметных кино- и телепроектах последнего времени: кроме «Экспресса», взявшего главный приз на фестивале «Окно в Европу», это также сериал Натальи Мещаниновой «Алиса не может ждать», идущий сейчас на платформе Start.

В сентябре в Сочи был фестиваль «Новый Сезон», где собирались интернет-платформы, демонстрируя то, что им предстоит показывать. И так получилось, что у меня на нём было представлено пять картин. В том числе «Экспресс», «Алиса не может ждать», криминально-комедийный сериал со Светланой Ходченковой, рабочим названием которого было «Я убила мужа», а вышел он под заглавием «Я "любила" мужа». Вот этого самого мужа, которого героиня любила, но в результате убила, я там и сыграл.

26 октября в Художественном театре по традиции вручали памятные значки «Чайка» тем артистам и сотрудникам театра, которые служат в МХТ 15 лет и больше. В списке получивших «Чайку» за 15 лет работы в театр были и вы. Вам это было важно?

К сожалению, на саму церемонию я не смог прийти – находился в Питере на съемках. Но, конечно, важно. Помню, когда я только начинал работать в МХТ и приходил на эту церемонию, когда смотрел, как коллегам вручают значки за 25, 30 лет работы в театре, это казалось мне чем-то нереальным. А вот и у меня уже пятнадцать лет прошло. Столько всего было за эти годы, столько всего поменялось. И сколько еще поменяется!

Автор фотографий спектакля: Екатерина Цветкова

Автор текста: Александра Машукова

Генеральный спонсор театра – Банк Открытие

Спонсор театра – Банк ВТБ 

.