О чём на самом деле молчит балет? Интервью Александра Цыпкина с Юрием Смекаловым

18 и 19 октября впервые в Москве в театре Ермоловой пройдут гастроли Петербургского театра «Приют комедианта» с нашумевшим балетным спектаклем «Три товарища? О чём молчит балет» по пьесе Юрия Смекалова и Александра Цыпкина. Участие принимают ведущие балетные артисты главных музыкальных театров страны совместно с драматическими актёрами.

Юрий Смекалов

.

Писатель Александр Цыпкин, являющийся соавтором пьесы, которая стала основой спектакля, побеседовал с режиссером-постановщиком Юрием Смекаловым, чтобы узнать подробности о спектакле, объединившем балет с драматическим театром.

Если сказать в одном предложении, о чём спектакль, как бы ты ответил?

Спектакль «Три товарища? О чём молчит балет» о потерянном поколении артистов балета, которые достигают пенсионного возраста, и о неизвестности, которая перед ними встает. Здесь очень важный момент — сравнение с героями романа «Три товарища» — именно потерянное поколение, которое сталкивается с кризисом после Первой мировой войны.

В спектакле артисты балета «звездного» уровня и танцуют, и произносят большой объем текста, и играют как театральные актеры. Первый ли это твой опыт такого формата постановки? Когда пришла идея, было ли сопротивление у «балетных»?

Да, это новый жанр для меня. Я могу сказать, что любой артист балета в определенный момент своего театрального существования хочет попробовать себя в качестве драматического артиста. И, когда ты всю жизнь изрекаешь свою мысль с помощью тела, то в какой-то момент ты думаешь: «А могу ли я попробовать себя в качестве актера драматического театра или в качестве актера кино?», «Могу ли я что-то сказать вразумительное голосом, возможно ли это?». Многие сталкиваются в дальнейшем с такой практикой. Не у всех, правда, это получается, но в данном случае, конечно, артисты приняли подобный опыт с большим энтузиазмом и желанием. Да, и скажем так, не все годятся для этого. Если обратить внимание, то нас, артистов балета, не так уж и много, потому что в основном, конечно, я делал ставки на тех, кто: во-первых, умеет двигаться, а, во-вторых, у кого есть какой-то опыт в словесной декламации. В этом числе была Виктория Литвинова, Сабина Яппарова, которая хоть и очень стеснялась изначально, но всё быстро впоследствии освоила, потому что у нее очень хорошая природа.

Конечно, у нас были уроки сценической речи. Мы профессионально занимались два месяца с профильным преподавателем. И это очень нам помогло, потому что наши первые все попытки и пробы диалогов проходили под достаточно жестким надзором. Но суть спектакля в том, что мы играем не просто какую-то пьесу кем-то написанную, а мы по сути играем самих себя. Рассказываем те правдивые истории, которые мы сами проживали, ведем диалоги, которые близки именно нашему пониманию и нашему сознанию. По сути, не нужно было специально что-то из себя изображать.

Идея же родилась благодаря Виталию Куликову, одному из исполнителей главных ролей, который поразил меня своим поступком. Он в свое время был действующим танцовщиком театра Бориса Эйфмана, окончив Академию русского балета имени Вагановой. Четыре года он проработал в труппе, в основе кордебалета. Был достаточно востребованным артистом, неплохо зарабатывал, но его желание играть на сцене драматического театра было настолько велико, что он отказался от благополучной жизни артиста балета и ушел в театральный институт. По сути — начал новую жизнь. Он так был этим увлечен и так яростно служил новому делу, что стал известным артистом театра Ленсовета, проработав до этого в театре Додина (МДТ — Театр Европы).  Таким образом получаются именно те истории, которые мы проживали. Выбранный им путь — какая-то метаморфоза, тот выбор, который он сделал, стал для меня настолько уникальным примером смелости и примером того, как нужно следовать за своей мечтой. В принципе, благодаря этому опыту и нашей дружбе с ним я и задумал поставить этот спектакль.

Меня все мучают, почему пьеса называется именно «Три товарища»? Я сразу говорю, что название придумал не я, а Юрий Смекалов. Расскажи, пожалуйста, всем, почему тебе Ремарк пришел на память, когда ты придумывал название для нашей пьесы?

«Три товарища» — это одно из моих любимых произведений детства, которое повлияло на формирование моей личности. Я считаю, что именно такая форма дружбы, такая форма любви и взаимодействия людей в сложный период времени является максимально верной и романтичной. В данном случае сформировалось три образа, три друга в пенсионном возрасте, которые в период такой внутренней депрессии и безызвестности, что делать дальше, пытаются рассуждать на тему истинного счастья и предназначения в профессии. Эта тема очень откликается в произведении. Именно поэтому хотелось создать некую связь между произведением «Три товарища» и этими тремя товарищами из театрального мира. Тем более, что друзьями их тоже особо не назовешь. Это именно — товарищество. Творческое. Мне кажется, что люди, которые там оказались, имеют очень близкую связь.

Действительно ли все истории взяты из реальной жизни? Правдивая история про известного танцора, который  после окончания карьеры торговал на улице мороженым?

Все истории, которые есть у нас в спектакле, реальны. Единственное, некоторые из них немного приукрашены для так называемой художественной целостности и некой интриги. Но, стоит отметить, что основа у каждой истории абсолютно правдива. Примечательно, что даже (осторожно, спойлеры) смерть девушки в финале, конечно, продиктованная произведением (в «Трёх товарищах», где главная героиня умирает от туберкулеза), имеет место быть, но здесь чуть-чуть иная ситуация. Тем не менее, это именно та основа произведения — когда на чаше весов с одной стороны стоит человеческая жизнь, а с другой — желание успешной карьеры. Что важнее: продолжать монотонно жить, так и не решившись изменить свою жизнь, «доживать», не получая удовлетворения от жизни, творчества и удовольствия от того, чем занимаешься, или жить стремительно, творчески гореть ярче самой яркой звезды, полностью отдаваясь своему любимому делу? Кстати, даже эта история про балерину, у которой была опухоль мозга и которая умерла в молодом возрасте, сделав достаточно успешную карьеру в Европе, оказалась правдивой. Хотя это я уже узнал после премьеры. Когда одна из балерин Мариинского театра подошла ко мне в слезах после спектакля, спросив: «Откуда ты знаешь историю моей одноклассницы?».  И я, честно говоря, растерялся, даже не нашел, что ответить, потому что, естественно, историю одноклассницы моей коллеги из театра я не знал. И так совпало, что это оказалось тоже правдивой историей.

Что касается истории про артиста, «блестящего танцовщика, заслуженного артиста советского времени, который в 20-градусный мороз мороженым торговал» (фрагмент из пьесы «Три товарища» — прим. ред.) — это действительно правда. Я не буду называть его фамилию, раскрывать карты, потому что это был артист известной труппы. У него был просто период, когда совершенно не было денег. К тому же еще из театра попросили уйти, он выпивал, и, к сожалению, скончался через несколько лет после того, как покинул труппу. Лично я однажды встретил его на улице, на углу Невского и улицы Марата. Этот монолог как раз был написан мной, я его показал Саше, говорю: «Давай вставим в пьесу?». А он ответил: «Слушай, давай оставим именно так». Наверное, именно в этом и заключается сюжет и смысл этого спектакля — мы ничего не изображаем, мы играем самих себя.

Расскажи, пожалуйста, об исполнителях главных ролей. 

Виктория Литвинова. Экс-балерина Большого театра. Замечательная корифейка. Танцевала как сольные, ведущие партии, так и второстепенные роли. Максимально здорово проявляла себя за время карьеры в Большом. Когда в 2012 году я ставил балет «Мойдодыр» в Большом театре, она исполняла партию Котобёнка в моем спектакле. Это был вымышленный персонаж. И мне очень понравилось тогда, как она откликалась на текст, как она его принимала и воспроизводила. Поэтому я попросил ее помочь мне в постановке и предложил стать ассистентом. Для того, чтобы можно было прорабатывать женские партии вместе с ней и чтобы девушки уже могли считывать с нее точную информацию. Таким образом началась наша дружба. После этого каждый занимался своими делами, но в 2017 году я решил поставить балетный спектакль «Солярис» и пригласил ее ассистировать. После чего уже она работала ассистентом-хореографом, и мы сделали достаточное количество больших спектаклей, интересных работ. И когда у меня родилась идея постановки «Трёх товарищей», я, конечно же, хотел, чтобы Вика воплотила в реальность эту историю, как героиня спектакля Кристина. Она, безусловно, уже обладала всей необходимой информацией, которой я смог поделиться с ней за это время. Главное, она понимает меня с полуслова, более тонко чувствует мою лексику и идею. Поэтому я ее и выбрал. Да, и ведь каждому артисту балета, на мой взгляд, хочется исполнить драматическую роль. Вика с удовольствием согласилась и приняла этот вызов.

Также в составе у нас была Сабина Яппарова — ведущая солистка Михайловского театра. Она сейчас не живет в России, но также в свое время исполняла главную роль, и в ней была какая-то чуткость, деликатность. Они с Викторией были очень разными. Если Виктория более эмоциональная, открытая, то у Сабины был такой флегматичный флер отстраненности, который тоже очень здорово передавал суть этой роли

Виталий Куликов. Замечательный актер театра Ленсовета, который является главным связующим звеном между мной, как хореографом, и мной, как театральным режиссером. Благодаря его жизненному опыту, как я уже говорил, как раз и родилась идея поставить этот спектакль. Дело в том, что он окончил Балетную Академию имени Вагановой в 1996 году. Выпускался с весьма интересным номером, который был наполнен драматической составляющей. После выпуска пошел служить в театр Бориса Эйфмана, где мы ближе и познакомились. Мы подружились и много гастролировали вместе.

Александр Челидзе. Первый исполнитель партии Александра. Он является свободным художником на сегодняшний момент. Он не работает ни в какой труппе. Он, в свою очередь, известен, потому что танцует во многих современных проектах, он сам создает свои спектакли и мне кажется, что мы раскрыли его в своем роде. Мы с ним познакомились в ходе постановочной работы над спектаклем «Солярис», в который я его пригласил как главного героя. И стоит сказать, что этот спектакль приобрел достаточно обширную популярность. После чего я решил пригласить его в спектакль «Три товарища?», где он смог еще больше раскрыться, так как мы показали Александра зрителю с совершенно другой стороны. Ведь в спектакле, помимо интересной хореографии, есть и речь, где он проявился по-новому. Уникальный человек в мире современного танца. Он, безусловно, хорошо подходит под роль.

В Театре Ермоловой главную роль, роль Александра,  будет исполнять Роман Андрейкин. Я его пригласил в спектакль чуть позже, после того, как Александр Челидзе несколько лет назад эмигрировал в Германию. Совершенно уникальнейший артист. Как ни странно, этот танцовщик в 2002 году был номинирован вместе со мной на соискание премии «Золотая Маска». Я был номинантом, а он как раз стал лауреатом этой премии. И мне хотелось посмотреть, что же это за чудо такое и, когда я увидел его работу, это полностью сломало все мои шаблоны представления о современном танце в России. Он был первым танцовщиком, кто получил «Золотую Маску» за современную хореографию. Его интерпретация Александра нам очень нравится, с ним очень приятно работать. И ему тоже близка роль, текст он ощущает всей кожей своего персонажа.

Какие музыкальные произведения использовались в постановке?

В этом спектакле используются разные произведения. Во-первых, музыкальные композиции, написанные специально. В конце, когда машина превращается в аппарат МРТ (а вы знаете, что в этом аппарате всегда слышатся жуткие звуки, хоть и ритмичные, но… да, и я в этом аппарате сам был неоднократно и каждый раз, находясь там, думал, «какая интересная звуковая палитра»), мне захотелось именно под эту «музыку» поставить финальный танец. И вместе с саунд-дизайнером Владом Жуковым у нас получилась эта история. Возможно, не все сразу угадывают эти звуки, но, когда есть глубина и дополнительные смыслы в любом действии, то объем возникает совершенно иной. Также он особенным образом объединил композиции в единую концепцию, которые полностью передают звуки радио, звучащего из автомобиля (задача была в том, чтобы создать ощущение, что наш герой едет из аэропорта, прилетев в Германию, и слушает немецкое радио). В постановке, в свою очередь, используется музыка из произведений известных композиторов из балетных постановок, максимально передающая атмосферу и созвучная с нашей историей.

Спектакль в определенной степени открывает тяжелую и даже неприятную правду о жизни артистов балета. Почему захотелось об этом рассказать широкой публике? Не боишься, что посмотрев спектакль, мамы не отдадут детей в балет?

Могу сказать, что у меня, конечно, нет этого страха, потому что сколько судеб — столько и различных проявлений выбора. И каждый человек выстраивает свою карьеру и свою жизнь, все-таки опираясь на какие-то духовные скрепы, на свое воспитание, на те условности, в которых он оказывается. И есть очень много успешных судеб, счастливых людей, которые занимаются искусством в любом его проявлении. В том числе — балетом. Да, это травмирующая профессия, но есть ли легкая, если заниматься ей с полной отдачей? Мне кажется, та красота, эстетика и, думаю, воздушность способствуют тому, что в какой-то степени люди искусства, люди театра, балета воспринимаются другими как небожители. И в принципе, мы к этому и должны идти, потому что это другой мир, который совершенно удивителен сам по себе. Но если мы говорим про пьесу и воплощение истории об этом мире, то интересно рассказать именно о сложностях, с которыми может столкнуться любой артист в будущем, если не будет себя всецело подчинять служению этому делу. 

А с чем, в принципе, связана, по твоему мнению, мифологизация балета? Почему как дети, так и родители прикладывают иногда совершенно неимоверные усилия, чтобы попасть в балет?

В предыдущем вопросе, в принципе, я уже ответил про мифологизацию этого искусства. Танцоры балета как небожители, которые парят над землей, которые в удивительной  физической форме до конца своей жизни, постоянно живущие в движении, несут с собой красоту и одухотворенность. Мне кажется, этот внешний облик отрывает нас от реальности и дает возможность детям и родителям верить в чудо, в то, что возможно не жить обыденной, серой жизнью, а наоборот — возможно существовать как принцы, принцессы или боги греческой мифологии.

Насколько будет интересен спектакль людям, далеким от балета, даже не интересующимся им? 

Дело в том, что этот спектакль, конечно, будет максимально интересен тому, кто погружен в эту действительность: кто понимает специфику, кто может увидеть и услышать знакомую терминологию или увидеть схожесть ситуации в историях, проживаемых на сцене судеб. Но я думаю, что люди, которым не так близко знакомы с балетом, тоже оценят. Специфика моих сочинений в том, что они зрелищны и увлекательны. Безусловно, увлекает темпоритм, событийность, происходящая внутри и динамика, с которой эти события развиваются. В этой работе ты полностью погружаешься в создаваемую атмосферу и становишься соучастником действия. И благодаря этому зрителям станет интереснее и понятнее балетный мир, его структура. А самое главное — люди  с большим уважением и понимаем смогут относиться к тому, что происходит в балетном мире. 

Мне кажется, это очень важно, когда балет — это не только красота, имперское величие, красивая картинка, но еще и огромный труд и возможность оказаться в сказке. Но когда мы знаем весь подноготный мир, эта сказка для нас становится вдвойне ярче, и мы начинаем больше ценить этот труд, уважать, глубже погружаться в суть вопроса. Мне кажется это очень важным! Только красота и чувство прекрасного спасут мир.

.