«Ты молодость? Я — да»: интервью Александра Цыпкина с Семёном Барковым

27 и 28 сентября на основной сцене театра Ермоловой впервые пройдет спектакль режиссера Семёна Баркова «Ямолодость». Среди артистов — Марк Богатырёв, Валерия Дергилёва, Вера Кинчева, Рита Крон, Саша Чест и другие. Писатель Александр Цыпкин побеседовал с Семёном Барковым, чтобы узнать некоторые подробности о спектакле и о самом режиссере.

Фото: Иван Пономаренко и пресс-служба Александр Цыпкин и Семён Барков

.

Я в детстве мечтал стать водителем автобуса. Не повезло, сначала был пиарщиком, а теперь и вовсе писатель. Скажи, как ты дошел до режиссуры? Вряд ли это было твоей детской мечтой. 

А я с подросткового возраста знал, что стану режиссером, даже не мог представить себя кем-то другим. К 13 годам я попал в очень нехорошую компанию, и, слава богу, я понимал, что там ничего хорошего меня не ждет, и только наблюдал за всем происходящим, сам не участвовал. А между тем, из той компании уже нет людей, кто ни разу не сидел бы в тюрьме, а многих уже даже нет в живых. Не засосало меня туда только потому, что утонул мой лучший друг, который меня вытаскивал за уши из этого зла. А еще буквально через месяц я сам чуть не утонул, чудом остался жив. После этого всё сразу прояснилось. И я решил изменить свою жизнь: я сменил школу, занялся футболом и попал в местный театр Д.Е.М.И., руководителю которого благодарен за «инъекцию» театра, а не какой-нибудь дряни на улице. 

Помнишь ли ты свою первую любовь? Я именно про любовь, а не про секс. Вдогонку вопрос — считаешь ли ты, что это хорошо для человека, когда любовь сильная, яркая, острая, болезненная, от которой потом еще долго отходишь?
 
Она почти как у всех — некультяпистая, дурацкая. Была у нас в классе одна девочка, Саша Семёнова. И я так ее любил, что решил, что возьму ее фамилию, назову сына Семёном, и будет он Семён Семёнович Семёнов. (Смеется.) А что? Сейчас бы многие оценили такой подход. Может, еще не поздно? А что касается болезненности, мне хотелось бы многим посоветовать не бояться совершать ошибки, не бояться влюбляться (разумеется, если вы еще не в браке). Лучше тяжелый опыт, чем его отсутствие. Я недавно понял, что в жизни было много людей, которые мне делали больно или просто пытались помешать, но они мне помогли намного больше, чем те, кто пытался всеми силами мне помочь и не ранить меня. Парадокс. 

Вот сразу видно — отвечает режиссер. Ладно, давай про твой спектакль. Кто из героев в наибольшей степени тебя отражает?

Несмотря на то, что все истории писал я и все герои взяты из моей жизни, мне было крайне важно, чтобы зритель в каждом герое увидел самого себя и вспомнил ситуации из своей жизни. Но есть один герой, который мне ближе всего. Такой ситуации, наверное, ни у кого в жизни и не было, в этом плане эта история стоит особняком от всего повествования «Ямолодости», но она, пожалуй, самая трогательная в спектакле. Раньше ее играл я, но сейчас понял, что Марк Богатырёв ее почувствует намного точнее и лучше меня. Марк вообще очень точный инструмент и проводник. У нас много зрителей, которые ходят на «Ямолодость» по много раз (есть несколько зрительниц, которые были больше десяти раз), и, думаю, им будет особенно интересно сравнить, как два актера могут по-разному играть один материал.
 
Ты сам играешь в своем спектакле. Как справляешься с шизофренией, потому что в один и тот же момент ты и режиссер, и актер. Какие используешь технологии лечения своей головы после такого процесса?

Очень сложно справляюсь. Это, пожалуй, единственный спектакль, в котором я на это готов пойти. Весьма непросто, выходя на сцену как актер, остановить свой мозг и заниматься только актерским делом. Я замечаю, что актер не полностью попал в свет, я чувствую, что здесь чуть-чуть загнали ритм, замечаю, как звукорежиссер в рубке отвлекся, а сейчас будет переход по звуку и многое-многое другое. И при этом я играю, я должен держать свой же рисунок роли. Это безумие. Но со временем я уже, вроде, приучил себя разделять эти две составляющие, и сейчас становится чуть проще.

Если творческому человеку не задали вопрос о его творческих планах, то где-то в этот момент умирает от тоски маленькая зверушка. Поэтому задаю.

Есть один проект как раз с тобой, Саша, который я очень надеюсь реализовать к концу года. Там, действительно, очень хороший текст и просто чумовой актерский состав. Также сейчас в разработке проект в Театре Киноактера, который я надеюсь выпустить в начале следующего года. Там, кстати, тоже очень интересный текст. Это произведение классика, но было оно опубликовано лишь в 2015 году. Автора все знают, а это произведение — нет. Не буду пока раскрывать все карты, но могу сказать лишь то, что автора чуть не посадили за написанное. Насчет амбиций могу сказать только то, что у меня в голове и на бумаге — уже пять готовых идей спектаклей, начиная от экзистенциальной сказки о Колобке и заканчивая рэп-спектаклем. Но прежде, чем приступать к постановке, каждая из этих идей должна созреть в воздухе. Есть спектакль, который я задумал в 2018 году. Он был о том, что человек живет сейчас на рубеже чего-то большого, что в воздухе разлито чувство вехи, что его буквально можно ощутить. Я его вынашивал, писал, переписывал. Тут наступила пандемия Covid-19, и понеслась. Кому теперь нужен этот спектакль? Он вызовет только отчуждение.

Ждать ли сиквел «Ямолодости»?

И да, и нет. «Ямолодость» началась писаться мной, когда я понял, что ментально старею и что уже через пять лет не смогу запечатлеть многих вещей так, как могу это сделать сейчас. Я понял, что мне необходимо их запечатлеть молодым сознанием, а оно, как ты понимаешь, меняется. И в то же время у «Ямолодости» может быть продолжение, но оно уже должно относиться к другому возрасту, который, как мне кажется, я ощущаю уже достаточно точно.

Раз уж у тебя шизофрения «актер и режиссер» уживается, то добавим сюда ипостась аналитика и предсказателя. Кинотеатры, очевидно, проигрывают платформам. Насколько вероятен риск, что люди начнут отказываться от театров в пользу платформ, потому что они все будут смотреть дома, в том числе и театральные постановки? 

Конечно, в чём-то театр проигрывает платформам, но я думаю, что сегмент людей, которые предпочтут платформы театрам, невелик. Театр, как и любовь, — это история про энергообмен. Я уверен, что есть люди, которым достаточно смотреть по ТВ на зверей, и им совершенно не интересно увидеть того же самого лося в живой природе. Кому-то достаточно пролистывать красивые кадры с Сахалина и не так интересно мерзнуть в палатках, чтобы увидеть это всё самому. Тем не менее большинство людей всё равно стремится к живому контакту, такого контакта ни одна платформа дать не сможет.

Мне кажется, основой мотивации для прихода на твой спектакль у зрителя должна быть жажда любви. Любви в твоем спектакле много! Почему ее так мало в обществе? Чего нам не хватает?

Чуткости. На мой взгляд, это одно из ключевых качеств человека. Чуткость — это не сопереживание, не чувствительность, эти вещи не стоит смешивать. Чуткость — это живой контакт, ибо сложно быть чутким через мессенджер, хотя, наверное, возможно. Чуткость — это про умение ощущать максимально точно и полно. Вот чего бы я добавил в этот мир.

Давай еще немного спектакле. Чем был обусловлен выбор музыки для каждого номера? Какую музыку сам любишь? 

Я бы не делил подобным образом спектакль — в нём в равной степени сосушествуют обе составляющие. В спектакле звучит очень разная музыка — от гаражного рока до нео-оперы — и это неслучайно. Каждый трек в спектакле — это своего рода ключ, который открывает все двери и дает докопаться до самой сути. Музыка очень важна, но одной ее недостаточно для полного описания картины действия. А что касается моих музыкальных предпочтений, то я абсолютный меломан, у меня в плейлисте — от Михаила Круга до Генри Пёрселла.

Ну, с такими музыкальными пристрастиями ты точно разбираешься в любви, хорошего тебе спектакля и хорошего зрителя!

Фото: Иван Пономаренко и пресс-служба

.