Екатерина Гусева о роли в детективе Weekend и постоянных истериках

Недавно в Москве прошла премьера фильма Станислава Говорухина Weekend с Максимом Матвеевым в главной роли. Екатерина Гусева в этой картине сыграла его жену — женщину ревнивую и психически неуравновешенную. «Мне еще никогда не приходилось так часто биться в истерике», — рассказывает актриса

Михаил Королев

Екатерина, похоже, фильм Weekend довольно необычный: сейчас мало кто снимает в черно-белой гамме.

Это скорее французский нуар. Витя Сухоруков, сыгравший следователя, очень точно сказал, что «аж светится серебром картинка». Нужно понимать, что в данном случае черно-белое изображение — не отсыл к ретро, а современное видение жизни, показывающее суть происходящего без всяких прикрас. Если проводить аналогию, то это не голливудский черно-белый фильм «Артист», а скорее «Город грехов».

Кто-то даже сравнивает этот фильм с работами Хичкока.

Я бы сравнила только по силе напряжения. Невозможно оторвать глаз с первого и до последнего кадра. Мэтры отечественного кино Станислав Говорухин и оператор Юрий Клименко сделали совершенно выдающуюся работу. Это реальная школа для молодых кинематографистов, показывающая, как можно и нужно снимать. Некоторые кадры просто космические, и как они сделаны, знает только Клименко. Всё снято вручную, без компьютерной графики. Задействованы прекрасные актеры. С Сашей Домогаровым и Витей Сухоруковым мы играем в Театре имени Моссовета, а в кино вместе раньше никогда не снимались. Великолепная там Юлия Пересильд, просто бомба! Она играет некую прибалтийскую женщину — холодную такую, как льдина, с пикантным акцентом как у Ингеборги Дапкунайте. (Улыбается.) Макс Матвеев демонстрирует целую гамму чувств и состояний человека, доведенного до крайней степени отчаяния. Мне кажется, это настоящий прорыв, раньше я Макса таким не видела. У нас это уже вторая совместная работа: мы снимались у Константина Худякова в ленте «Спасибо за любовь!».

Ваша героиня — кто она?

Я играю жену главного героя. Она не очень умная, недоверчивая, ревнивая до мозга костей женщина. У нее богатая фантазия, она вечно что-то подозревает, следит за мужем: где он, с кем, почему. И в общем-то, именно «благодаря» этому сама и подписывает ему смертный приговор. Играя эту роль, я как бы посмеивалась над героиней. Если я скажу, что в своей работе применяла метод Брехта — отчуждения, отстранения, — это будет слишком для читателей? (Улыбается.) Моя героиня очень комична в своих истериках и слезах, и, мне кажется, зритель улыбнется, глядя на нее. Особенно когда ситуация доходит до абсурда: в субботу ее бедный муж застревает в лифте, офис закрывают на выходные, отключают электричество и уходят. Пока он там, кто-то угоняет его машину и расстреливает людей через одного, а списывают всё на него. И моя героиня, видевшая в этой машине какую-то девушку рядом с угонщиком, думает, что это ее муж ей изменяет. Мне нравится одна ее фраза, произнесенная в суде на одном из последних допросов: «Как ты мог?» Я говорю Станиславу Сергеевичу: «Давайте я произнесу эту фразу так, будто говорю не «как ты мог убить», а сделаю другой акцент». И вот как получилось: невинного человека обвиняют в серьезных преступлениях, жизнь рушится, он рвет на себе волосы, вращает глазами, твердит «я не убивал, не убивал», следователь давит, что убивал, и тут жена упрекает своего мужа: «Как ты мог?!» Имея в виду, что он ей изменил… Представляете? Абсурд! Просто надо прийти и посмотреть, картина электрическая. Говорухин сказал, что если бы не Достоевский, он назвал бы ее «Преступление и наказание». Это напоминание о том, что за всё приходится расплачиваться.

С легендарным режиссером Станиславом Говорухиным на съемочной площадке фильма Weekend

Фото: Михаил Тарасов/DR

Тяжело вам дались сцены, где нужно было играть истерику?

Это было мегасложно. Первый же кадр со мной — и влажные, бегающие, ищущие глаза. Во втором я всхлипываю, в третьем уже рыдаю, а дальше просто бьюсь в конвульсиях. Что ни сцена, то развивающаяся истерика и паранойя. Для меня эта роль необычна, и я даже не знаю, как к ней отнестись. Сказать, что это моя выдающаяся работа, не могу. Эксперимент? Скорее попытка сыграть женщину, совершенно на меня не похожую.

Вас эта вынужденная истеричность не завела?

Нет, что вы, я совершенно «плюшевый» человек. Мне невероятных усилий стоило это сыграть. Кстати, Юрий Клименко даже сказал: «Господи, сколько лет работаю, не видел, чтобы актриса в кадре так рыдала». Представьте, у нас актерская смена была по десять часов, ну вычтем по часу на обед и грим — восемь. Выработка у Станислава Сергеевича — одна-две сцены в день, примерно две минуты. Допустим, снимаем сцену в суде: в десять утра я вхожу в кадр, до двух бьюсь в конвульсиях, потом перерыв на обед, и с трех до девяти вечера я снова бьюсь в конвульсиях. (Смеется.)

Признайтесь, в жизни вы ревнивый человек?

(Задумывается.) Не могу сказать, что своего мужа я совсем не ревную, потому что в этом случае получаются какие-то исключительно родственные отношения, я бы даже назвала это оскорбительным доверием. Всё равно чувство ревности меня щекочет, и я считаю, что это нормально, оно должно присутствовать в каком-то минимальном количестве.

Екатерина, в кино вы снимаетесь не слишком часто. А если снимаетесь, то в сильных фильмах о необычных людях, таких, например, как «Лука» Александра Пархоменко. Специально выбираете такие сценарии?

Начну с того, что я редко снимаюсь в попкорновом коммерческом кино, которое везде рекламируют. Что касается «Луки», то это картина о реальном человеке, после смерти причисленном к лику святых, в миру его звали Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Самое уникальное то, что он практически наш современник: умер в 1961 году. Это врач и архиепископ, который проделал колоссальную научную работу и просидел в лагерях 11 лет за то, что пришел к вере. Про него мы и сняли фильм. Участвовали три страны: Россия, Украина, Белоруссия. Я сыграла Анну Ланскую, его жену, сестру милосердия. Лука, который всем помогал, не смог спасти свою любимую женщину, мать его четверых детей: она умерла от туберкулеза легких. Для меня эта история больше чем просто фильм. Я счастлива, что мне удалось прикоснуться к ней. Какое-то чудо, что меня утвердили на эту роль. Дело в том, что снимали мы в Киеве в тот период, когда у меня были предпремьерные прогоны мюзикла «Граф Орлов» в Москве. Семь дней я ездила туда-обратно: с 11 до 15 играю в Москве, в 17 я в аэропорту, в 22 на площадке в Киеве, снимаюсь до пяти утра, в восемь — вылет в Москву, снова прогон, и так по кругу. А тратить деньги на два билета бизнес-класса в день, мягко говоря, невыгодно для продюсеров.

Екатерина Гусева и Максим Матвеев в детективе Станислава Говорухина Weekend

Фото: DR

Когда же вы спали?

По дороге в аэропорт — в аэроэкспрессе, в самолетах...

Я видела ваше выступление в «Графе Орлове» и была поражена силой вашего голоса.

Спасибо большое!

Читала, что вы начали заниматься вокалом именно ради участия в мюзиклах. Вас саму тогда не поразило, что вы можете так петь?

Конечно, поразило. Знаете, как я боялась! Было ощущение, будто во мне есть какая-то лампа Аладдина, а мне нужно выпустить из нее джинна. (Смеется.) С ним сначала надо познакомиться, подружиться, потом приручить и заставить его делать то, что мне нужно. Это очень увлекательный процесс, и я рада, что у меня получается наладить с ним контакт.

Иногда вы даете концерты. Какое место в вашей жизни занимает музыка?

Знаете, открыв в себе способность воздействовать на людей голосом, я не представляю уже, как можно от этого отказаться. Впервые я почувствовала эту способность, когда играла в мюзикле «Норд-Ост». И конечно, мне очень нравится концертная деятельность. Не то чтобы у меня в этом были какие-то глобальные задачи, я своей актерской профессии не изменяю: театр и кино на первом месте, а уже потом пение. Но меня манит то, что, давая концерт, на сцене стою именно я, Екатерина Гусева, а не Екатерина Вторая или Мария Магдалина. Это совсем другое удовольствие и другая ответственность. Даже сказала бы, есть в этом некий исповедальный момент. Не знаю, понятно ли я выражаю мысль... Выступления, конечно, редкость. Я работаю с «Трио Сергея Хутаса»: на клавишных играет Рома Дмитриев, на барабанах — Давид Ткебучава. Сам Серёжа пишет музыку, играет на контрабасе, бас-гитаре, занимается аранжировками. У нас есть и свои песни, и прекрасная программа, но нет времени.

Насколько я знаю, ваш сын тоже занимается музыкой, вы с ним еще и в кино вместе снимались.

Да, Лёша играет на саксофоне, и очень недурно. Мы гастролировали с ним, он потихоньку вливается в наш коллектив. Правда, ему сложно, потому что он совмещает саксофон и бокс. Вот рядом лежит эта штука для защиты зубов — как она называется? Капа! Боксирует он хорошо, уверенно, удары старается не пропускать. Нокаутов пока не получал. Он же на духовом инструменте играет, зубы должны быть на месте. (Смеется.)

Лёше скоро шестнадцать. Он уже определился с будущей профессией?

Ну, пока нет. Мы все в растерянности. Я не хочу выбирать за него. Всегда старалась показать своим детям, что их возможности разнообразны, что практически нет рамок, можно всё. Но мы столкнулись с тем, что из этого разнообразия трудно выбрать что-то одно. Пока наблюдаем. Скоро нужно будет определиться и навалиться на учебу. Увлечения, мне кажется, мы отложим, потому что иначе ему будет очень тяжело.

А как насчет вашей дочери, Ани? Ей три — наверняка уже есть какие-то интересы.

Она очень развитая девица, болтушка. У меня широкий спектр деятельности, я ее везде таскаю за собой как хвост, она многое уже видела, много где бывала. Наблюдает, присматривается. Так что пока ее основное занятие — быть рядом со мной.

Екатерина Гусева с юными актерами, сыгравшими детей ее героини, на съемках фильма «Лука»

Фото: Артемий Гвоздков/DR