Александр Горчилин: «Поднадоело, что мне прибили клише какого-то панка»

В интервью ОK! Александр Горчилин рассказал, почему согласился на участие в проекте «Псих», а также о том, как на самом деле далек от тех образов, в которых его привыкли видеть на экране

Ольга Тупоногова-Волкова На Александре: толстовка Amiri, джинсы Helmut Lang — всё ЦУМ, кеды Converse

Недавно на сервисе more.tv состоялась премьера психологической 8-серийной драмы «Псих» режиссера Фёдора Бондарчука, одну из ролей в которой исполнил актер Александр Горчилин. В интервью ОK! Саша рассказал, почему согласился на участие в этом проекте, а также о том, как на самом деле далек от тех образов, в которых его привыкли видеть на экране.

Александр Горчилин признается, что свою жизнь и профессию он воспринимает как большое увлекательное исследование. За плечами 28-летнего актера не только яркие роли в театре и кино, но и режиссерский дебют — фильм «Кислота». «Чем я только не занимался. Был и скейтером, и сноубордистом, и толкиенистом, и граффити рисовал, и даже в файер-шоу участвовал, — рассказывает актер. — Мне интересно познавать себя в крайностях».

Саша, сегодня у нас была съемка в стиле панк-рок — это вообще твоя история?

Честно говоря, уже поднадоело, что мне прибили клише какого-то панка. Ну да, я сыграл его в кино, да, у меня есть какие-то рок-н-ролльные зачатки, но это не значит, что я такой. 

А какой ты?

Это сложный экзистенциальный вопрос. (Смеется.) Я разный. Мне кажется, что я как раз полная противоположность этому образу. 

И все-таки не только мы разглядели в тебе это бунтарство, но и режиссеры, которые приглашают тебя на соответствующие роли.

Во мне почему-то видят такого спившегося, снаркоманившегося, умирающего несостоявшегося художника. Видимо, есть какое-то внутреннее совпадение у меня с этими людьми. Ну окей, я не против, мне даже нравится. 

Играть в это?

Не совсем. Это же история не про внешний эпатаж, про другое. Есть такой тип людей, которые сгорают, — вот это про них.

Ты к этому типу себя не относишь?

Нет, я просто понимаю их. Я ничего такого не делаю, чтобы сгореть. А сгорают все-таки люди деятельные. Я так, сижу дома в потолок смотрю.

Мне кажется, напротив, ты очень деятельный.

Совсем нет. Я мог бы сделать гораздо больше. Я вот недавно мамочке жаловался по телефону, что что-то в жизни своей упустил. Она говорит: «Ты дурак? У тебя так много всего было, некоторые за всю жизнь столько не видели и не делали». У меня нет никакой гонки за чем-то, многих вещей я не делал осознанно. Но все-таки, имея те возможности, которые у меня были и есть, можно было сделать больше, а я почему-то этим не пользуюсь. Наверное, потому, что пока сам не очень понимаю, про что я.

То есть тебя пока больше интересует сам процесс?

Я понял, что очень завидую людям с амбициями. Вот у нас сейчас товарищ снимается за границей, это как раз была его цель, и он ее достиг. И я понимаю, что завидую не его карьерным успехам, а тому, что у него есть желание. И помимо того, что он желает, он еще делает что-то для того, чтобы это сбылось. У меня нет мечты. Ну, может, есть какая-то, просто еще не сформулированная. С амбициями у меня плоховато. Еще так получилось, что я сижу на теплой попке, занимаюсь действительно любимыми делами. То есть нет ничего такого, что мне приходится преодолевать. Может, я когда-то в чем-то и ошибался, но никогда не поступался своими принципами. Наверное, из-за этого организм мой немного подрасслабился, и цели пропали.

Мы уже делали с тобой интервью — четыре года назад, после выхода фильма «Ученик». Тогда ты как раз говорил о том, что еще находишься в поиске, исследуешь себя, жизнь вокруг, искусство и материальная составляющая для тебя вообще не важна. 

Честно говоря, с тех пор в моей жизни мало что поменялось. Я так же живу в своей комнате — мы с ребятами вместе снимаем старую задрипанную квартирку. Сначала нас было шестеро, а сейчас остались я и две девочки, актрисы — Настя Евграфова и Настя Лебедева. Вещи я так и не научился себе покупать. Ну да, денег у меня, наверное, стало чуть больше, но это из-за того, что вот сейчас я в кои-то веки снялся в сериале. Это первый раз, когда я сумел что-то заработать на кино. Но я с детства не умею тратить деньги на себя. Вот сейчас хочу стать диджеем, и надо бы купить диджейский пульт. И в принципе, есть на что, но я почему-то не могу этого сделать. И чем больше денег, тем их жальче. (Смеется.) Так что в целом запросы у меня не выросли. Разве что я перестал сам готовить и заказываю доставку. 

Ты говоришь, что ты не деятельный. Тем не менее два года назад в твоей жизни произошло важное событие — я имею в виду твой фильм «Кислота»…

Вот как раз благодаря тому, что я снял кино, я увидел так много стран, где раньше не был! Съездил в Лондон, на Берлинский кинофестиваль, показывал свой фильм в Нью-Йорке. Меня даже позвали в New York Film Academy читать лекцию студентам. Это, конечно, был полный абсурд: я, человек, который не имеет киношного образования, который вообще на это не учился, сижу и рассказываю американским студентам, которые платят за учебу бешеные деньги, что-то про режиссуру. (Смеется.) 

Как у тебя вообще появилась идея снять кино?

Мне очень нравилось монтировать видео, я сам учился это делать. Потом об этой моей страсти узнал Кирилл Семёнович Серебренников и стал просить меня делать трейлеры для наших спектаклей в «Гоголь-центре». Потом он предложил мне снять документальное видео «Кому на Руси жить хорошо» про нашу актерскую поездку по России —  это и был мой первый фильм. А однажды продюсер Сабина Еремеева спросила, не хочу ли я снять кино, и я ответил: почему бы и нет? В этот же вечер мы встретились и придумали эту историю. К нам присоединился Валера Печейкин, который через шесть дней написал сценарий, мы отправили его в Минкульт и потом еще полгода переписывали. Это всё было очень быстро, неожиданно, и получилось именно потому, что никто не побоялся. Многие думали,  Саша — панк и будет делать что-то вроде «На игле» или «Вальсирующих». Но Саша вообще не про это. Мне хотелось попробовать снять кино именно в таком ключе — серое, медленное, про бытовые какие-то вещи. Мне интересно про котлетки, про бабушку, про тишину. Работать мне нравится, в процессе я — другой человек. А вот в ожидании процесса я маюсь. 

Получать профильное образование не думаешь?

Да зачем это надо? Мои курсы — это мой опыт. Я много снимаюсь, наблюдаю за режиссерами, с которыми работаю. Я же не только как актер выполняю свою задачу, я вижу, что происходит вокруг, учусь в процессе. Это гораздо лучше, чем если бы я сидел на каких-то лекциях. Что мне эти лекции, если меня окружает столько талантливых людей, я уже работал с одними из самых крутых режиссеров в России, и не только: с Германикой, Серебренниковым, Бондарчуком, Давидом Бобе, я даже с Жолдаком репетировал. 

В сериале «Псих» ты снова играешь творческую личность — художника Костю.

Я сначала даже об этом не подумал, только потом понял. Вообще я случайно оказался в этом сериале. Художник по костюмам Таня Долматовская, делая мудборд персонажей, в качестве референса распечатала мою фотографию, где я в своей обычной одежде (к слову, вся одежда для героев сериала «Псих» предоставлена торговым домом ЦУМ. —  Прим. OK!). А Фёдор Сергеевич Бондарчук посмотрел и сказал: вот пусть он и играет. (Смеется.) У меня даже проб не было. Это был второй раз, когда меня без кастинга взяли в проект, первый раз так было с фильмом «Лето». И меня сначала гораздо больше удивило и привлекло то, что я буду играть молодого любовника Лены Лядовой, — вот это клево, для меня эта линия была главной.

А ты себя в подобных отношениях можешь представить?

Я с разными женщинами был. Блин, сейчас сказал как какой-то Казанова. (Смеется.) Но вообще я не сторонник отношений.

Это как?

Просто весь мой прошлый опыт был довольно травматичный. Из всех вариантов я бы, наверное, предпочел одиночество. Но здесь никогда не знаешь, какого человека ты встретишь. Вот сейчас мне кажется, что я влюбился, я рад этому ощущению. Потому что до этого всё отрицал. Я был в отношениях с разными девушками — и младше себя, и старше. Не то чтобы я каждый день по кому-то бегаю, нет, у меня довольно замкнутый образ жизни. А в «Психе», мне кажется, я интуитивно понимал, про что играть. К тому же, когда ты сталкиваешься с таким крутым партнером, как Лядова, работать — большое удовольствие. Вообще, такой легкости и такого удовольствия, как от съемок в этом проекте, я очень давно не получал. И от партнерства, и от того, какой Фёдор Сергеевич оказался крутой, деликатный и тонкий режиссер. Это был такой процесс, когда всё происходит как будто само собой. А как раз в этом и есть хитрость, мне кажется, и главный талант режиссера — когда он не выпячивает свою персону, просто делает что-то, а тебе при этом кажется, что ты всё сам. Это настоящий профессионализм, я бы тоже хотел так уметь.

Ты сказал, что у тебя был травматичный опыт отношений. Есть стереотип, что творческих людей несчастная любовь как раз подпитывает. 

Нет, я не убиваюсь, не рефлексирую. Я вообще очень жестоко отказываюсь от людей. Да, наверное, я себя этим подпитывал. Но понял, что нахожусь в закольцовке. То есть каждые мои новые отношения повторяют предыдущие. Повторяют их настолько страшно, вплоть до каких-то фраз, до того, как со мной себя ведут люди. И если раньше я винил партнера, то теперь понимаю, что проблема не в партнере, а в том, что это я подсознательно нахожу таких одинаковых людей. Но это не только моя проблема, я потом начал наблюдать за своими друзьями и понял, что все живут в удобной для себя форме, у всех всё одинаково. И вот когда я пришел к этой светлой мысли — что это не мир так устроен, а я сам, — стало легче. Сейчас я встретил человека, который мне нравится, но у нас пока ничего нет. Мне просто хочется нежность свою кому-то дарить, и всё, больше мне ничего не надо. Секс меня особо не интересует, отношения тоже.

Ты сам к этому пришел или обращался к психологам?

Мы с друзьями от скуки дома играем в игры — садимся и придумываем себе определенные обстоятельства. А один мой друг как раз немного разбирается в этой теме. И вот мы играли, как будто он психотерапевт, а я Саша Горчилин, который пришел на прием, на полном серьезе. Мне было интересно, как это происходит. И он провел мне сеанс, мы дошли до каких-то проблем из моего детства, я для себя некоторые нюансы открыл и понял. Но до настоящего психотерапевта я еще не дошел, хотя думаю об этом. 

Это сериал «Псих» натолкнул тебя на такие мысли?

Да просто мне кажется, что поход к реальному психотерапевту — следующий шаг на пути к какому-то взрослению. Вот он я, готов говорить о своих переживаниях. Правда, в самом сериале это всё обставляется как раз по-другому: там практически все герои инфантильны, о реальных травмах говорить не готовы и постоянно ждут, что их психотерапевт, персонаж Богомолова, магическим образом решит все проблемы, найдет такую волшебную таблетку, после которой станет хорошо. А мой герой Костя —
он без этого обходится, ему психотерапевт не нужен. Наоборот, он такую волшебную таблетку, как примету времени, в одной из сцен даже в шутку сваял из мрамора.  

Кстати о детстве. В Википедии написано…

Там есть про меня страничка? Ничего себе! (Смеется.)

Да, и там указано, что ты учился в физико-математическом классе и ходил в театральный кружок…

Это какой-то бред, я учился в обычной средней школе, из которой меня отчислили после восьмого класса за плохое поведение. Я потом перешел в другую школу и там закончил девятый класс.

А что за история с поддельным аттестатом?

После девятого класса мы с другом по приколу пошли поступать в театральный, и нас везде стали брать. Я посоветовался с мамой, и мы решили обмануть систему. Зашли в интернет, набрали в поисковике «купить аттестат», нажали первую же ссылку и где-то в переходе на «Таганской» его забрали. В итоге этот аттестат, естественно, спалили, потому что номера были не настоящие. Пришлось закончить в экстернате за год два класса и поступать заново. Я так убивался, когда меня из-за этого отовсюду погнали, а в итоге как раз попал в Школу-студию МХАТ на курс к Кириллу Семёновичу. И если бы я не встретил его, непонятно, как бы вообще сложилась моя судьба, каким бы я сейчас был человеком, как бы смотрел на многие вещи. А для меня такой удивительный и интересный мир открылся! Поэтому всё, что ни делается, — к лучшему. Даже если ты не сразу это понимаешь. 

Насколько я знаю, в детстве ты снимался в сериалах.

Снимался, но про это говорить не хочу, я делал это по глупости. А потом целенаправленно не участвовал ни в каких телевизионных историях. Иногда залетал на эпизоды, и то потому, что режиссеры были крутые.

Почему такая принципиальная позиция?

Да мне и в детстве не особо это нравилось, просто я не умел говорить «нет». Позже у меня уже появились собственные вкусовые предпочтения, я не хотел брать всё, что предлагают. Хотя кто-то за каждую роль хватается как за последний шанс. Мне нет нужды сниматься во всем подряд. Мне как зрителю не нравится то, что показывают по телевизору, так для чего мне как актеру в этом участвовать? Чтобы денег заработать? Ну, как выяснилось, они мне не особо и нужны, потому что я их всё равно ни на что не трачу. (Смеется.)

Сейчас у тебя появилась возможность выбирать. 

Я и тогда уже выбирал. Тогда вообще у меня был самый дерзкий период, я посылал всех подряд, позволял себе всякие дерзости. Сейчас стал посмиреннее. Из чувства протеста раньше я мог очень резко высказываться о людях, а теперь, сделав сам какие-то вещи, сняв фильм, я понимаю, как тяжело это дается. И хотя я по-прежнему могу не разделять художественных взглядов с кем-то, но уже не так категоричен в своих высказываниях. 

А почему сниматься в «Психе» согласился сразу?

Я просто оценил ситуацию со стороны и подумал, что это крутой постмодернистский ход: проект снимает Фёдор Бондарчук, это его первый сериал. После всех этих крутых блокбастеров такая чеховская драма про людей, написанная Паулиной Андреевой, что тоже интересно. И, как оказалось, очень талантливо. Она вообще сделала большой подарок актерам. Наверное, потому, что сама, будучи актрисой, понимает, насколько тяжело порой бывает говорить всякую фигню, которую пишут сценаристы. Вот ты открываешь сценарий, а тебе даже про себя читать это стыдно, потому что так люди не говорят. А здесь она пишет абсолютно живые диалоги, и при этом у каждого персонажа разная, неоднотипная речь. Главную роль играет Богомолов. По всем этим моментам стало ясно, что это будет по крайней мере что-то необычное. И действительно, было клево, я ни разу не пожалел. А сейчас снимаюсь в сериале «Хэппи Энд» своего товарища по театру и коллеги Жени Сангаджиева. Он, кстати, учится на режиссера в Школе «Индустрия», и этот сериал — его дипломная работа. Меня вот пригласил. Поэтому я такой крашеный сейчас бегаю.

Кого играешь? 

Барыгу.

Ну вот, опять…

...опять я играю каких-то дерзких чуваков с девиантным поведением? (Смеется.) Ну сейчас я брутальный тип, такого еще не было. 

Выбивается из всей этой картины «Ученик».

А я думаю, что как раз больше всего похож на того, кого играю в этом фильме. Это у меня просто такая вальяжная манера поведения, мне так комфортно. Это не значит, что я бью бутылки на улице. На самом деле я ранимый, наивный, испуганный. Меня легко задеть за живое. Еще я очень мнительный. Вот сейчас, например, мне кажется, что у меня рак печени, потому что у меня прыщи на лице не выскакивают. Мне всё время случайно попадаются какие-то пугающие медицинские статьи, и я зачем-то их читаю. Один раз я даже вызвал скорую себе в театр! Я тогда очень мало спал, у меня были расшатаны нервы, случались панические атаки. И вот когда я ехал в метро, мне попалась статья под названием «Как распознать признаки инсульта». Я читал и начинал все эти признаки ощущать на себе! От страха закружилась голова, зашумело в ушах, а мне играть спектакль. Я пишу: ребята, вызывайте скорую, кажется, у меня инсульт.

И что тебе сказали врачи?

Что нет у меня никакого инсульта, что я дурак. (Смеется.)

Фото: Ольга Тупоногова-Волкова. Стиль: Ирина Свистушкина. Макияж: Анна Меркушева/Make Up For Ever. Прически: Константин Семёнов/Wella Professionals. Ассистент фотографа: Константин Егонов

Благодарим ночной клуб Mutabor за помощь в организации и проведении съемки