Оксана Шурочкина: от нуля до большого успеха

С Оксаной Шурочкиной мы знакомы больше 10 лет. Тогда в меня, неопытного, но решительно настроенного пробивать любые стены, поверили продюсеры начинающей певицы Нюши. Для меня, как и для всей команды, в далеком 2009-м многое было впервые: первые контракты, первые эфиры, первые победы и первые поражения. Уже через пару лет Нюша собрала свой первый «Крокус» и проехала с абсолютными аншлагами более 100 городов СНГ. К этому моменту продюсерский тандем Владимира и Оксаны Шурочкиных превратился в один из самых успешных в России. Спустя 10 лет Оксана Шурочкина прекратила работу в проекте, но решила рассказать свою историю, выпустив книгу «Продавец эмоций».

Оксана Шурочкина

Оксана, первое, о чем я хотел бы поговорить, — это о том, как ты пришла в продюсирование. Насколько я понимаю, это тот самый случай, когда не ты выбрала профессию, а она тебя.

Да, это так. Я бы назвала это судьбоносным моментом. В те времена, в начале нулевых, мы с Володей (Владимир Шурочкин, один из бывших солистов группы «Ласковый май». — Прим. ОK!) занимались совсем другими вещами. Но как-то раз в нашем окружении появился один малознакомый человек… Он сообщил, что срок действия прав на товарный знак «Ласковый май» закончился, и предложил нам его выкупить. Так неожиданно легко мы стали законными правообладателями легендарного бренда. Под это дело была собрана группа «Ласковый Май Next», в составе которой выступала и 12-летняя Нюша. После, правда, не обошлось без неприятностей, в том числе судебных. Мы решили в это не ввязываться и просто переименовали коллектив. Собственно, с этого всё и началось.

Получается, продюсирование на том этапе было вынужденной мерой? А когда ты поняла, что тебе в кайф этим заниматься?

Это случилось гораздо позже. А пока данная сфера была от меня достаточно далека. Да, когда-то я танцевала в шоу-балете у Володи, но те времена давно канули в Лету. На первом этапе работы с группой мы подыскивали хореографа ребятам. Пересмотрели несметное количество вариантов, но мне сложно было угодить: многое не нравилось, казалось неорганичным. В конечном счете я начинала всё переделывать по-своему. Оказалось, что в приглашенном хореографе нет смысла, проще ставить самой. Собственно, это и были мои первые шаги. В контексте художественного оформления я стала делать постановки. И на этом фоне проявилась более четкая картина визуального ряда, подачи. Исключительно на уровне внутреннего ощущения. Происходит полное погружение в артиста, ты этим живешь, ты с ним развиваешься и в конце концов приходишь к максимальному органичному для него образу. Мне кажется, так и начинается продюсирование.

В какой момент и почему ты поняла: «Да, я продюсер!»?

Наверное, уже работая с Нюшей отдельно. Я словно пазлы постоянно складывала множество составляющих для реализации артиста, но ни разу не задумывалась: «А кто я?!». Я даже не понимала, как меня нужно представлять в проекте «Нюша». Значительно позже, без моего непосредственного участия, официальные источники обозначили меня словом «сопродюсер».

В начале продюсерской деятельности были ли у тебя какие-то ориентиры из мира шоу-бизнеса? 

Сложно сказать. Да, наверное, я оценивала по следующему принципу: этого я бы никогда сделала, а вот этот ход — очень крутой! Не могу сказать, что у меня был какой-то конкретный пример… Вращаясь в этой среде, я впитывала то, что мне нравилось, и отсеивала ненужное.

Как ты считаешь, почему некоторые продюсеры стремятся быть чуть ли не популярнее самого артиста? Это ведь тоже весьма распространено. 

Я не берусь кого-то осуждать или оценивать. Это личный выбор каждого. Если они именно таким образом самоутверждаются, значит, иначе пока не получается.

Какая вообще основная задача, на твой взгляд, грамотного и высокопрофессионального продюсера? Какими качествами он должен обладать?

Опираясь на свой опыт, могу сказать, что это совершенно точно должно быть терпение. Выдержка. Интуиция. Продюсер должен уметь брать на себя ответственность. Уметь коммуницировать с людьми. Очень важный момент — умение приструнить свою гордыню... Конечно, немаловажен навык хорошего руководителя, потому что необходимо правильно подобрать людей, которые сплоченно работают на общее дело, горят им и смотрят в одну сторону. В этом плане, кстати, помогает интуиция. Безусловно, у продюсера должен быть хороший вкус. Ну и, пожалуй, последнее из важного — умение быть грамотным менеджером. Сколько бы ни было творчества в рабочем процессе, надо четко понимать, что и как тебе приносит деньги.

Оксана, твое продюсерское становление случилось от обратного. И обычно спрашивают, как удается совмещать работу и семью, а в твоем случае это был семейный бизнес. Как тебе удавалось отделять рабочие отношения от личных? Где заканчивалось «Нюша — член семьи» и начиналось «Нюша — артист», и наоборот?

Обозначить границы, выстроить четкую схему правильного взаимодействия — это как раз то, что мы так и не смогли осуществить. Тут сложный момент. Например, намечаются гастроли, а артист говорит: «Пап, Оксан, я хочу поехать отдыхать…», — или еще что-то. Как в такой ситуации быть? Конечно, «Нюша-дочка» перевешивает. А если бы подобное происходило, например, в каком-нибудь лейбле, то никаких проблем не возникло бы — каждый четко понимает, что и когда он может делать. Конечно, отпуск, если только о нем говорить, официально был… как и у всех, пару раз в год, но тут конкретная история родственных отношений очень влияет. Впрочем, плюсов тоже предостаточно. И главный из них — абсолютное доверие по-настоящему близких людей. Доверие, которого не нужно добиваться, оно просто есть по умолчанию. И это дорогого стоит.

Относительно недавно появились целые продюсерские факультеты в вузах. Как ты считаешь, на продюсера действительно можно выучиться?

Лично я считаю, что 70% реальных знаний в этой области — исключительно практика. Это тот путь, который ты должен пройти сам — от нуля до большого успеха. Да, теоретические вещи тебе могут помочь, но в нашем деле практика, опыт — самое главное. 

Карантин. Есть мнение, что это время людям дано на некоторое переосмысление своей жизни. 

Сто процентов. Очень показательно, как мы ведем себя по отношению к планете: совершенно безалаберно, халатно, эгоистично, руководствуясь фразой «После меня хоть потоп!». Точно так же мы относимся и друг к другу. Наверное, только когда мы осознаем наконец всеобщую взаимосвязь, тогда и научимся уважать друг друга, ценить, станем иначе относиться к природе. У Вселенной не осталось других способов заставить нас остановиться. Например, меня череда событий, связанная с закрытием границ, вынудила остаться в другой стране на продолжительное время. Представилось время подумать, прочувствовать, переосмыслить. Тогда я и познакомилась с собой истинной — неожиданно узнала себя совершенно с другой стороны. В качестве примера могу привести ситуацию со своей школой танцев «Станция свободы». Школа была организована четыре года назад, но постоянно пребывала на вторых ролях. А значит, особо не развивалась… И вдруг благодаря карантину у меня произошла такая перестановка приоритетов, где школа заняла одну из лидирующих позиций. Можно ли это назвать расцветом? Для меня — несомненно. 

Как возникла идея написать книгу?

Я совершенно четко почувствовала, что мне есть что сказать. Подумала: ну не получится — значит, не получится. Хоть делом займусь, пока есть время. Честно говоря, первоначально я даже не совсем понимала, как это должно выглядеть. То есть, была моя история пути, мой опыт, и появилась мысль включить в повествование истории заметных фигур шоу-бизнеса. Период для этого был самый подходящий — тогда было закрыто вообще всё, все сидели по домам. Я определила для себя, кто это будет, исходя, конечно, из симпатий (как профессиональных, так и личных), и сделала несколько интервью. После чего начала писать, собирая все материалы воедино. В процессе рождались какие-то интересные выводы: мне удалось взглянуть на то, что происходило в моей продюсерской деятельности, со стороны. Это реально был творческий поток. Я писала книгу вразрез со всеми канонами, поскольку не владела этой информацией в принципе. Записывая всё, что считала нужным, в хаотичном порядке, я оставила «сборку» на самый финал. И ориентировалась только на свои ощущения. 

Наверняка у многих возникнет вопрос: «Но ты вроде не писатель?..»

Если тебе есть что сказать, если ты четко понимаешь мысль, которую хочешь донести, не вижу никаких проблем. Существуют профессиональные редакторы, которые в итоге помогут правильно оформить произведение. Когда автор пишет песню, она же не выходит в первоначальном варианте. С ней еще работают аранжировщики — доводят песню до ума. Так и здесь. Самое важное — это тандем автора и редактора. У меня такой тандем случился самым лучшим образом с Ольгой Савельевой, художественным редактором книги.

Книга «Продавец эмоций» о чём в первую очередь?

Эта книга позволит взглянуть на профессию продюсера многогранно. Причем на продюсирование в разных областях. Я уверена, что большинство не в курсе, кто такие продюсеры и чем конкретно они занимаются. Люди просто не понимают, как много может зависеть от того, насколько продюсер правильно действует в отношении того или иного проекта. Ну и плюс, конечно, я не стеснялась признавать свои ошибки. Надеюсь, это поможет «новобранцам» в этой профессии не наступить на мои грабли. В каком-то смысле моя книга — учебное пособие, основанное на личном опыте. Не только моем, но и людей, которые считаются топовыми продюсерами страны. Среди них Константин Меладзе, Алёна Михайлова, Эдгард Запашный, Феликс Михайлов… И это далеко не весь список.

По какому принципу ты отбирала этих людей?

На основе личного уважения к ним, к их высочайшему профессионализму и заслугам. Они стабильно удерживают высокую планку на протяжении многих лет, а это кропотливый и тяжелый ежедневный труд.

Текст: Денис Орлов, PR-директор Velvet Music