От Рембрандта до Пикассо: самые вопиющие попытки уничтожить картины великих мастеров

На днях в Лондоне порезали картину английского живописца XVIII века Томаса Гейнсборо, и сейчас идет оценка ущерба. OK-MAGAZINE.RU решил вспомнить самые громкие случаи покушения на произведения изобразительного искусства

DR

На днях в лондонской Национальной галерее отверткой порезали картину английского живописца XVIII века Томаса Гейнсборо. Полотно «Утренняя прогулка», которое оценивается примерно в 770 тысяч фунтов стерлингов (954 тысячи долларов), сильно повреждено — на нем остались две глубокие царапины. Сейчас производится оценка нанесенного ущерба и вычисляется сумма, которую необходимо будет потратить на реставрацию.

«Утренняя прогулка» Томаса Гейнсборо (1758)

Мы решили вспомнить самые громкие случаи вандализма относительно шедевров изобразительного искусства. И плевки посетителей «Салона отверженных» в 1865 году, выражавших таким образом свое недовольство картиной Эдуарда Мане «Олимпия», покажутся детской шуткой по сравнению с тем, что произошло с другими шедеврами великих мастеров.

Казимир Малевич «Белый крест на сером фоне» (или «Супрематизм») (1920 - 1927)

4 января 1997 года московский художник Александр Бренер пришел в Амстердамский музей и, подойдя к картине Малевича «Супрематизм», нарисовал на ней зеленой краской знак доллара. Он не пытался скрыться, а напротив, всеми силами выделял тот факт, что этот поступок совершил именно он.

Бренер преподносил все случившееся как перформанс, направленный против коммерциализации искусства.

Реставрация оказалось непростой, потому что зеленая краска проникла в трещины картины. Но все-таки работа по восстановлению была проведена успешно. На нее было потрачено 10 000 долларов.

Рембрандт «Даная» (1636—1647)

У этой картины, которая, как считается, была создана в период между 1636 и 1647 годами, очень непростая судьба. 15 июня 1985 года полотно величайшего голландского мастера живописи XVII века чуть было не оказалось потерянным навсегда.

В Эрмитаж пришел посетитель, который поинтересовался у смотрительниц, какая из картин в этом зале наиболее ценная. Ему указали на «Данаю». Тогда он достал склянку с серной кислотой и плеснул из нее прямо в центр полотна, а затем дважды ударил картину ножом. Краска немедленно начала пузыриться, картина пропадала на глазах...

Для спасения шедевра мировой живописи даже привлекли академика Шульца (директора Института химии силикатов имени И.В. Гребенщикова). После нескольких часов промывания полотна водой реакцию кислоты удалось прекратить. Повреждения оказались настолько серьезными (разъело не только краску, но и грунт, и холст), что в возможность реставрации не верил почти никто.

Но все же решено было фактически нарисовать утраченный фрагмент заново. Работы по восстановлению окончательно завершились только спустя 12 лет, в 1997 году. С тех пор картина выставляется в Эрмитаже под бронированным стеклом.

Рембрандт «Ночной дозор» (1642)

Не будем описывать все недовольство, которое царило после того, как заказчики получили групповой портрет (именно им является картина «Ночной дозор», которая получила это название только в начале XIX века от искусствоведов), но ужасы с картиной происходили потом неоднократно.

Впервые полотно испортили в XVIII веке, когда перенесли из Kloveniersdoelen (Амстердам) в Амстердамскую ратушу в 1715 году. Оказалось, что оно слишком большое и не умещается на стене. Что сделали дальше? Просто обрезали ее по краям! Эту утрату восстановить не удалось, картина экспонируется в обрезанном виде.

Линии указывают границы, по которым была обрезана картина в 1715 году (Фото:сайт журнала «Дилетант»)

После того, как в 1885 году «Ночной дозор» поместили в Rijksmuseum, где, казалось бы, полотно должно бережно храниться, на него было совершено еще три покушения. В 1911 году шедевр Рембрандта впервые изрезали ножом, в 1975 году инцидент повторился. Реставрационные работы заняли четыре года.

А в 1990 году злоумышленник распылил на картину серную кислоту из баллончика. Правда, сотрудники музея оказались хорошо обученными и быстро нейтрализовали ее действие водой. Благодаря этому был поврежден только слой лака, который легко восстановили.

Веласкес «Венера с зеркалом» (1647—1651)

Нередко произведения искусства становятся объектом недовольных современным течением жизни граждан. Нанося серьезные повреждения картинам великих мастеров, вандалы уверены, что смогут обратить на себя внимание и решить назревшую проблему.

Именно это и случилось с «Венерой с зеркалом». Суфражистка Мэри Ричардсон в 1914 году пришла в Лондонскую национальную галерею с топором для мяса и изрезала им полотно Веласкеса.

После задержания свой поступок Ричардсон объяснила так: «Я пыталась унитожить изображение самой красивой женщины античных времен, чтобы выразить протест против того, как государство пытается уничтожить миссис Панкхерст (британская политическая деятельница, борец за права женщин — Прим.), женщину с самым доблестным характером в современной истории».

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1503 - 1519)

Это полотно уже давно хранится под бронированным стеклом, поэтому многие выходки вредителей не нанесли картине никакого ущерба. Но два вандала все же успели оставить «автографы» на легендарной картине авторства одного из «титанов Возрождения».

В 1956 году один из посетителей Лувра облил «Мону Лизу» кислотой, в результате чего пострадала нижняя часть шедевра. В том же году 30 декабря было совершено повторное нападение. Молодой человек родом из Боливии бросил в полотно камень, на нем образовалась вмятина, а под левым локтем изображенной фигуры была сбита краска. Ущерб был не очень значительным, поэтому реставрационные работы не заняли много времени.

Илья Репин «Иван Грозный и его сын» (1883—1885)

Нападение на эту картину случилось еще при жизни автора, поэтому восстановить ее удалось довольно быстро.

В 1913 году в Третьяковскую галерею, где висела картина «Иван Грозный и его сын», пришел иконописец Иван Балашов. Оказалось, он был душевнобольным. При виде изображенной на полотне сцены он бросился на произведение искусства с ножом, крича: «Довольно крови!».

Охранникам удалось утихомирить нападавшего. Для реставрации картины Илья Репин приехал в Москву со своей дачи в Финляндии.

Пабло Пикассо «Женщина в красном кресле» (1929)

Этот случай произошел относительно недавно, в 2012 году. И надо сказать, современные методы порчи предметов искусства значительно отличаются от методов XVIII – XIX веков. Теперь вместо топора для мяса злоумышленники ходят с маркерами, баллончиками с краской и прочими инструментами.

В музее Хьюстона (США) Menil Collection один из посетителей нанес на картину «Женщина в красном кресле» надпись «Conquista» (от исп. – захват, завоевание). Позже он записал видео в свое оправдание и выложил его на YouTube.

Реставрация оказалась не столь тяжелой, специалисты быстро удалили фрагменты нанесенной краски. Картина вновь заняла свое место в музее.

Случаи вандализма происходят и по сей день. Иногда посетители не подозревают, что могут нанести урон произведению, например, просто его поцеловав. И такое случалось.

Однако были и те, кто делал это систематически. История знает пример одного вандала, который за 1970-1980 годы нанес ущерб искусству на сумму 270 миллионов немецких марок. Мужчину признали нездоровым и отправили на принудительное лечение в психбольницу. Не исключено, что злоумышленнику не давала покоя слава Герострата, который сжег храм Артемиды только ради того, чтобы его имя осталось в истории.