О компромиссах

...и не только о них поведала нам АЛЕНА АХМАДУЛЛИНА — дизайнер, чей талант, интеллект и позитивный взгляд на жизнь превращают фразу«Если ты владелец собственного дела, то все в твоих руках» в резонное заявление

Николай Темников/dr

Выбери себе работу по душе, и тебе не придется трудиться ни одного дня в своей жизни. Наверное, эта конфуцианская мудрость наиболее точно отражает творческую деятельность Алёны Ахмадуллиной. Жить в ритме жесткого цейтнота — на каждую встречу не более 15 минут — верное доказательство востребованности. И пусть на наше интервью было выделено всего 25 минут, узнать нам удалось немало...

Алена, как вы поняли, что мода — это ваше призвание и единственное предназначение в жизни?

Я никогда над этим не задумывалась. Меня поставили на тропу, и я просто по ней шла, и эта тропа переходила из леса в поле, из поля в горы — если говорить образно. Она менялась и становилась дорогой, шестиполосным шоссе. И никогда, ни единого раза я не задала себе вопрос: «А хочу ли я в эту профессию?» С детства у меня была тяга к рисованию, поэтому мама приняла волевое решение и отвела меня в художественную школу. Любовь к живописи и рисунку проявилась сразу, поэтому, наверное, я приходила на занятия за несколько часов до их начала и ходила вокруг школы с огромными папками. (Улыбается.) Когда пришло время определяться с выбором дальнейшей профессии, то, честно, даже мук и сомнений не возникло. Я просто поинтересовалась: «А дизайну одежды в каких институтах учат?» Оказалось, в институте легкой промышленности на Большой Морской — такое огромное старинное здание в Санкт-Петербурге. После его посещения возникло желание приходить сюда уже студенткой. Далее все силы были положены на достижение результата — на поступление.

Сейчас вашей марке уже 13 лет. Вы маститый дизайнер, у ваших вещей есть узнаваемый почерк. Когда всё только начиналось, с какими проблемами вам пришлось столкнуться?

Я не ставила себе такой задачи — сделать марку узнаваемой. Больше скажу, только сейчас, когда я имею счастье работать с большой и профессиональной командой, нам пришлось постоянно ставить себе новые цели, обозначать задачи, идти к ним, разрабатывать стратегию и тактику. Вначале я просто находилась внутри некоего творческого процесса, передо мной стояли насущные проблемы — не только нарисовать эскизы, но и создать команду единомышленников, закупить оборудование, найти помещения. Всё это вызывало у меня радость: сесть начертить план, где будет стоять машинка, обсудить бюджет — кстати, мы всегда ошибались в цифрах. Только сейчас я это понимаю. Какие здесь могут быть трудности? Всё было в радость! Хотя объективно сложностей было огромное количество — и с персоналом, и с поставщиками из Италии. Мы ведь «маленькие» были, сложно было добиться от них поставок в срок. Нас не воспринимали всерьез. В тот момент меня не покидало ощущение, что я постоянно толкаю вагоны. Сейчас процесс производства налажен и можно выдохнуть. Проблемы и спорные вопросы воспринимаются спокойно. «Трудности? Оʹкей! Это нормально».

Ваши принты не спутаешь ни с какими. Как стилист скажу, что с ними довольно сложно делать съемку, так как они очень самодостаточны и не терпят, когда их миксуют с какими-то другими марками.

Даже не знаю, хорошо ли это.

Конечно, хорошо. Ведь любой бренд-производитель нацелен на получение коммерческой прибыли, а значит, продажа total look — в приоритете. Вопрос вот в чем: у ваших принтов совершенно очевидная лубочно-сказочная основа. В детстве, видимо, зачитывались русскими народными сказками?

Да, конечно! В детстве был стандартный набор книжек со сказками, иллюстрации к которым делали Татьяна Маврина, Юрий Васнецов. Почему-то в детстве одну и ту же книгу можно было перечитывать по десять раз. Рассматривать, находить в этих рисунках какие-то новые детали и подробности. Эти образы глубоко сидят в моем подсознании и являются некой опорой, фундаментом, корнями для создания моих принтов и образов. Я и моя команда — не только я одна участвую в процессе создания коллекции — дорабатываем. Наверное, у них было такое же детство, такое же восприятие. Схожий взгляд на сочетание цветов и на уровень авангардности, на силуэт и форму — например, рукава. Поэтому мы с командой уже отлаженный механизм и функционируем без перебоев. И понимаем друг друга с полуслова. Можем нарисовать всё что угодно. Побольше бы таких заданий!

Ну вот вдохновились вы каким-либо художественным образом, придумали тему для коллекции. Что дальше? Доработав или разработав принты, вы затем их патентуете?

Вы понимаете, в индустрии это почти невозможно. Представляете, сколько времени уйдет на согласование и оформление авторских прав, на бюрократические моменты? Когда мы запатентуем тот или иной принт, он уже не будет актуален. А китайцы всё равно опередят всех, придумают два-три своих штриха, и подкопаться к ним и уличить их в чем-то будет невозможно. Хотя в университете у нас был отдельная дисциплина — патентование. Помню, я сидела и слушала профессора с недоумением и испугом: «Как же так? Кража идей?» Мы как бренд совершенно не страдаем от этого. Надо работать на опережение. Не стоит жалеть идеи, их нужно отдавать людям. Пусть они живут своей жизнью, даже не очень легальной. В Юго-Восточной Азии много «наших» вещей. (Улыбается.)

Каких принципов вы придерживаетесь
в работе?

Любовь к делу, профессионализм. Если мода не твое призвание, то нет смысла ею заниматься. У таких людей нет шансов попасть к нам в команду. Важно и искреннее желание делать что-то для других людей. Нужно чаще задавать себе вопрос: «Какое платье создать, чтобы женщина была в нем счастлива?»

Вам приходилось изменять своему
творческому кредо?

Когда у тебя есть своя собственная компания — все в твоих руках. Ничто не может заставить изменить «ДНК» твоей марки. Хотя внутри коллектива часто приходится идти на компромисс. Например, мы выбрали ткань, но она очень дорога для производства — приходится отказываться и искать адекватную замену. Или очень хочется воплотить в жизнь вот эту форму, но она нетехнологична — опять же ищем обходные решения. Платье можно будет просто поставить в сервант и любоваться им, но не носить и тем более не запускать в тираж. Важно искать идеальный баланс, так как только согласие всех отделов команды дает зеленый свет на выпуск того или иного экземпляра. Нельзя принимать решения, руководствуясь только лишь коммерческими или производственными интересами. Нельзя и слепо идти на поводу у дизайнеров — это чревато ошибками.

В вашей последней коллекции, по ощущениям, меньше буйства красок и меньше принтов. Так ли это?

Да, так. И сделано это намеренно. Дизайнерское решение было взвешенным, подкрепленным анализом трендов, а также вдохновленным сегодняшним днем — музыкой, искусством, что в конечном счете и выдало точное представление о том, что в данный момент нужно делать. Нам надоело быть сказочно-наивно-позитивными, захотелось быть серьезными, где-то даже мрачными, но обязательно с хорошим посылом. Мы положили в основу коллекции английский костюм, активно использовали твид и не забыли об историческом подтексте. И в то же время было решено использовать крупные и сдержанные принты, в основе которых лежит совсем нестандартное: в постановке «Кентервильское привидение» мы подсмотрели элементы оформления зала, а именно деревянные панно и двери.

Вы активный пользователь «Инстаграма». Что вам это дает?

Я почти маньяк-инстаграмщик! Это так весело и интересно! Особенно меня радует обратная связь: иногда бывают очень точные замечания. Мой профиль, естественно, связан с работой, но все-таки скучно было бы выкладывать только эскизы и платья, поэтому разбавляю чем-то личным. Нелестные комментарии не задевают меня, если они не касаются моих друзей. В противном случае удаляю всё подчистую.