Как понять современные картины и отличить что-то стоящее от псевдоискусства

OK-MAGAZINE.RU вместе с директором Музея русского импрессионизма Юлией Петровой решил разобраться в том, чем биеннале отличаются от выставок-ярмарок искусства, а заодно узнать, какие события в России и в мире не стоит упускать из вида.

DR

Имеют ли выставки-ярмарки такую же значимость для любителей искусства, как и биеннале?

Ярмарка отличается от выставки тем, что у нее нет и не может быть общей кураторской идеи. Приходя на выставку, вы видите единый проект, на ярмарке же вас ждет скорее отобранный галереями-участниками круг художников и их произведений. Это тоже интересно и предполагает большее разнообразие. Кроме того, поскольку цель ярмарки – это в первую очередь продажи, то там, скорее всего, покажут работы, привлекательные для покупки, то есть менее одиозные.

Какие ярмарки искусства (в мире) можно назвать самыми важными?

Ярмарка современного искусства Frieze в Лондоне и Нью-Йорке, FIAC в Париже, Art Basel с тремя площадками (Базель, Майями и Гонконг) и Art Cologne – наверное, самые громкие. Именно оттуда, да еще с аукционов приходят известия о миллионных продажах произведений художников XXI века. Но и кроме них любителям мирового современного искусства есть куда съездить: ярмарки ежегодно проходят в Токио, Сингапуре, Дубае, Берлине и других городах, где современность в моде.

Art Cologne

Как подготовиться к ярмарке?

Если вы следите за современным искусством и работой галерей, стоит заранее посмотреть список участников и выбрать тех, к кому точно хотите зайти, поскольку охватить всех будет трудновато. Если же нет – ничего страшного, начинать никогда не поздно: можно просто приходить и идти, смотря по сторонам, пока что-то не привлечет внимание и не заставит подойти поближе. Пожалуй, главное, что стоит сделать, направляясь навстречу современному искусству – оставить дома шаблоны и предрассудки и постараться максимально открыть свое сознание тому, что, возможно, будет вас задевать, возмущать или шокировать.

Как понять, что перед вами действительно предмет современного искусства, а не просто что-то малопонятное?

У предмета искусства всегда есть две составляющие: форма и содержание. В разные эпохи превалировала то одна, то другая из них – скажем, импрессионистам важнее, как написано (сюжет на втором месте), а установки социалистического реализма, напротив, выводят на первый план вопрос что изображено. Сегодня, мне кажется, художников, которые работают с формой и со смыслами, вы найдете одинаково легко, и не всегда они принадлежат к разным лагерям. А вот если и то, и другое вышло у автора нехорошо или, еще хуже, банально – тогда искусством это называть не следует. Ну и, конечно, всегда следует помнить, что искусство – это результат творческого труда. Именно творческого.

Какие крупные события (на тему искусства), проводимые в России, вы бы рекомендовали посетить?

Если говорить о современном искусстве, то, помимо Cosmoscow, куда, конечно, сходить стоит, этой осенью состоится Московская биеннале современного искусства: основная программа будет показана в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу, а параллельная развернется на почти 50 площадках, как в крупных музеях, так и в небольших галереях. Например, в ММСИ покажут «Проспект Непокоренных» – питерский проект, очень и очень заслуживающий интереса; пожалуй, их приезда в Москву жду больше прочих.

Ирина Дрозд, «Давление» (одна из работ выставки «Проспект Непокоренных»)

В эти выходные проходит выставка-ярмарка Cosmoscow. На каких художников вы бы рекомендовали обратить внимание?

Есть художники, мимо которых пройти нельзя, это авторы уже заслужившие признание, но при этом не останавливающиеся, за ними интересно следить. Это, например, Таус Махачева, Анна Жёлудь, Виталий Пушницкий. Но будет и много новых имён.

Вид инсталляции Таус Махачевой «Пейзаж» на выставке «История требует продолжения» в Выставочном зале союза художников республики Дагестан, Махачкала. 2013

В прошлом году на стенде галереи «Глаз» многие обратили внимание на фотографии Фёдора Савинцева, особенно запомнился один кадр, с яркими деревянными домиками из Архангельской области – его тогда отметили и критики, и покупатели. В этом году галерея обещает новые масштабные пейзажи Савинцева, сделанные на Байкале и в Швейцарии. Интересно будет посмотреть, как разовьёт эту тему художник.