Руслан Кристаллов: между бизнесом и креативом
Руслан Кристаллов — руководитель музыкального отдела продюсерского центра «Инсайт Люди» (входит в «Газпром-Медиа Холдинг») — о роли соцсетей в раскрутке исполнителей, тенденциях музыкального рынка и об использовании ИИ в творчестве артистов.
Руслан, вы руководите музыкальным отделом продюсерского центра «Инсайт Люди» и музыкальным лейблом «Инсайт Мьюзик». Расскажите, как вы пришли к этому?
Это был очень долгий путь. Вся моя любовь к музыке — из детства. Мой папа был руководителем отдела культуры, и я с малых лет был в музыкальной среде. Позже я начал открывать для себя соул, джаз и R&B. Когда в 2004 году переехал в Москву, я выступал в ресторанах и клубах, а также был арт-директором в нескольких заведениях. Моя деятельность всегда была связана с творчеством. В «Инсайт Люди» я практически с основания. С нашим генеральным директором Алиной Зиннатуллиной мы были знакомы давно. Когда компания начала свое существование, я пришел на позицию руководителя лейбла. И вот так всё завертелось.
А что лично для вас является главным источником «инсайта» — той самой искры, которая рождает новые идеи?
Я слушаю много музыки и изучаю массу интересного контента, чтобы появилась насмотренность и я видел, что происходит в индустрии. Это не всегда связано конкретно с музыкой. Кино, театр, иммерсивные шоу, мюзиклы — во всем этом я нахожу вдохновение. И отсюда появляются различные креативные идеи и решения. Но, конечно, вся наша работа — это не только моя заслуга, но и всей нашей большой команды.
«Инсайт Мьюзик» выступил музыкальным партнером конкурса «Шаг вперед». В чем был самый большой вызов?
В этом конкурсе я был в составе жюри. В рамках проекта мы оценивали молодых исполнителей. За день отслушали порядка 70 участников — это большой поток информации, который нужно внутри себя проработать. Очень непростая задача. Необходимо сохранять адекватность даже в конце дня прослушивания и приводить аргументы, давать обратную связь. Наверное, в этом и заключался самый большой вызов.
Новый трек MARGO и Lil Pump взорвал интернет. Как родилась такая неожиданная коллаборация?
Всё это благодаря Марго, ее харизме и умению пробивать непробиваемые стены! Когда нам принесли трек, мы сразу начали разгонять креативы к этой истории. Если вы это заметили, значит, мы действительно хорошо поработали. Думаю, это один из самых ярких кейсов в этом году. Кстати, на момент, когда выйдет это интервью, у нас будет еще одна коллаборация Марго — с 6ix9ine.
Какова роль социальных сетей в раскрутке новых исполнителей? Насколько важны создание медийного образа и работа над ним?
Есть исполнители, которые скрупулезно относятся к своим соцсетям. В этом есть особая концепция. Некоторые музыканты ведут соцсети иначе — снимают много трендовых видео. И это тоже имеет место. Сегодня время вертикального контента. Сейчас происходит борьба внутри социальных сетей, борьба за внимание пользователя. И наша задача в этой борьбе — побеждать.
Расскажите, руководитель музыкального лейбла — это про любовь к музыке или больше про бизнес-процессы?
Моя задача как руководителя — балансировать где-то на грани между бизнесом и креативом. У нас есть несколько артистов, которые с точки зрения бизнеса будут не совсем рентабельными, но они настолько крутые концептуально и музыкально, что мы даем их творчеству жизнь и возможность быть услышанными. Но, безусловно, важна и бизнес-составляющая, и тут у нас четко выстроены процессы.
«Инсайт Мьюзик» работает с абсолютно разными артистами — от RADIO TAPOK с его эпичными рок-треками до MARGO. Вы ищете готовые таланты или создаете их?
С большими артистами работать всегда интересней, но это не значит, что проще. У них свои запросы и сложности, они достаточно требовательные. С начинающими исполнителями работа не менее интересна. Здесь наша задача — выстроить стратегию. Есть артисты, которых мы полностью продюсируем: снимаем весь видеоконтент, делаем для них запись на студии, обложки, все креативные материалы, подключаем команду пиара. Помогаем им стать более заметными.
В последние годы музыкальный рынок сильно изменился. Каким вы видите его будущее и какие тенденции ожидаете в ближайшие несколько лет?
Рынок меняется всегда. Менялся даже до появления соцсетей и изобретения стриминговых платформ. Сегодня в России наблюдается тренд на фолк-музыку. У нас есть уникальный проект BELOBOKA. Недавно выпустили с ними первый аудиовизуальный фолк-альбом. Ребята путешествовали по всей стране, рассказывая про локальную культуру и традиции через музыку. Получается, мы популяризируем свой, внутренний жанр. Это значит, что у людей есть потребность в таком контенте, и это здорово.
Раз уж мы заговорили о будущем, как вы относитесь к использованию искусственного интеллекта в музыке?
его помощью можно сразу услышать какую-то свою идею. Ты можешь пробовать воплощать ее до бесконечности, пока не найдешь ту демку, которая тебе идеально подходит. Но когда этот инструмент используют начинающие музыканты и выдают за свои треки, это большая проблема. ИИ — это удобный помощник для музыкантов, но полностью сгенерированный контент, по моему мнению, не должен монетизироваться. Думаю, в будущем люди будут делать выбор в пользу настоящей музыки, в которой есть живые эмоции и посыл артистов.
Каким вы видите «Инсайт Мьюзик» через год?
Надеюсь, мы запустим отдельный сервис для начинающих музыкантов. Он будет полуавтоматизированным, практически без участия людей. Если мы говорим глобально, то в планах — подписывать больших артистов. Мы также хотим выйти на мировой рынок, где появится возможность работать с зарубежными исполнителями. Мне бы очень хотелось, чтобы появлялось больше уникальных артистов, которые понимают свою идентичность и несут что-то новое и интересное в мир музыки и индустрии в нашей стране.
Текст: Варвара Шутьева