История Чёрной пятницы: как обычная распродажа стала международным трендом

«Чёрная пятница» — важнейшее событие в мире шопинга. В этот день после Дня благодарения в США начинается традиционный новогодний сезон скидок. Однако история распродажи далека от праздничной. Вместе со скидочным сервисом «Едадил» рассказываем, как «Чёрная пятница» зародилась на улицах Филадельфии, эволюционировала в регулярный формат распродаж и постепенно стала международным трендом, породив новые виды акций.

Legion-Media
  • Недоброе число

Изначально «Чёрной пятницей» называли любое 13-е число, выпавшее на последний будний день недели. Суеверные жители Европы считали, что по пятницам просыпаются духи, а по земле бродит нечистая сила. На это накладывается и проклятая цифра 13 — многие британские мифы гласят о том, что по пятницам слетается шабаш из 12 ведьм, которые призывают дьявола 13-м участником своего пира.

К XIX веку в умах большинства европейцев этот день продолжал ассоциироваться с чем-то страшным и таинственным. Однако в США «Чёрная пятница» стала символом не мистического страха, а вполне реального и ощутимого: во второй половине XIX века в «штатах» этим термином называли масштабный финансовый кризис.

  • Финансовый кризис в США

В 1869 году два известных финансиста с Уолл-стрит Джей Гулд и Джим Фиск стали скупать золото по всей территории США, чтобы увеличить цену, а затем продать его, получив огромную прибыль. В пятницу 24 сентября этого же года разговор двух спекулянтов был раскрыт и фондовый рынок оказался в состоянии свободного падения. Пострадали не только биржевые маклеры с Уолл-стрит, но и простые фермеры.

Однако к «Чёрной пятнице» относился не только биржевой кризис, но и покупки на День благодарения в США. Стоит отметить, что распродажи ко Дню Благодарения пользовались популярностью еще в XIX веке, однако у этого события просто не было названия. История гласит, что после праздника многие магазины, работающие весь год в убыток, получали огромную прибыль из-за того, что покупатели тратили невообразимые суммы на подарки своим близким. В те времена торговые компании при ведении бухучета записывали убытки красным цветом, а прибыль черным. Но это лишь одна из версий происхождения «Чёрной пятницы».

  • Хаос в Филадельфии

Новую окраску термин получил в середине XX века. В 1950-х годах полиция Филадельфии использовала словосочетание «Чёрная пятница» для описания хаоса, который произошел на следующий день после Дня благодарения. Но связано это было не с распродажами, а с большим футбольным матчем, который привлек толпы туристов и пригородных покупателей. Полицейским Филадельфии пришлось отработать в этот день дополнительную смену, ведь подобными ситуациями часто пользовались магазинные воры, которые в суматохе сбегали с крадеными товарами. 

К 1961 году словосочетание «Чёрная пятница» настолько прижилось в Филадельфии, что местные торговцы пытались изменить термин на «Большую пятницу», чтобы избавиться от негативной окраски, но попытка оказалась неудачной.

  • Зарождение классической «Чёрной пятницы»

Обычай праздновать «Чёрную пятницу» так, как мы привыкли сегодня, появился в 1966 году. Анонс радикальных скидок в Нью-Йорке после Дня благодарения привел к тому, что у торговых центров образовались многокилометровые пробки. В тот день была страшная давка, множество ДТП, а некоторые люди бросали свои автомобили на дорогах и бежали за скидками, чтобы успеть опередить других. Ситуация сильно напомнила хаос в Филадельфии, однако на этот раз вина лежала не на футбольном матче, а на огромных скидках в торговых точках. Местные полицейские назвали этот день «Чёрной пятницей» из-за невероятных пробок и народных масс в торговых центрах. В этот день также произошло рекордное количество краж. Многие пользовались тем, что продавцы физически не могли обслужить десятки людей за раз. С тех пор СМИ подхватили название «Чёрная пятница», прочно закрепив термин в умах американцев.

  • «Чёрная пятница» в наши дни: появление новых акций

Большая распродажа стала не только традиционным праздником в США, но и вышла на мировой уровень, став международным трендом. Начиная с 2000-х годов компании в центральной и восточной Европе, Южной Америке, Африке и на Ближнем Востоке  ежегодно проводят «Чёрную пятницу». 

«Чёрная пятница» стала настолько популярна, что породила новые виды акций. Так, в 2010 году платежная система American Express запустила в США «Субботу малого бизнеса». В этот день потребителей просят поддержать несетевые магазины и местных производителей.

Шопинг-дни также нередко завершает еще одна акция, возникшая благодаря «Чёрной пятнице» — «Киберпонедельник». Если распродажа в пятницу ассоциируется с розничной торговлей, то понедельник направлен на онлайн-покупки. Особенно это касается электроники и бытовой техники. Акция была придумана предприимчивыми продавцами, которые полагали, что офисные работники продолжают по инерции делать покупки со служебных компьютеров после праздничных выходных.

  • «Чёрная пятница» в России

В Россию «Чёрная пятница» пришла 6 декабря в 2013 году, но в виде онлайн-распродажи. Акция проходила на площадке Blackfridaysale.ru, где появились предложения от 80 отечественных интернет-магазинов. 

Первые российские «Чёрные пятницы» прошли не без проблем: многие жаловались на искусственное завышение цен и запоздалые предложения на сайтах-агрегаторах. Однако уже в 2015 году на Blackfridaysale.ru можно было найти уже более 150 тыс. предложений от 300 российских интернет-магазинов.

В 2019 году узнаваемость «Чёрной пятницы» достигла 90%, а крупнейшие ритейлеры  запускали акции длительностью в несколько недель. Таким образом, крупнейшая акция не только закрепилась в России, но и превратила целый ноябрь в месяц распродаж.