Снято на смартфон: как подростки познают мир через объектив камеры

Теперь легко можно начать карьеру режиссера или просто делиться вещами, которые вас вдохновляют.

.

Первый смартфон с камерой появился в далеком 2000 году – тогда это были жалкие 0,11 Мп, в то время как современные девайсы уже вовсю соревнуются с профессиональными камерами. За эти двадцать с лишним лет произошло еще кое-что. Смартфоны теперь стали как никогда доступными, и даже первоклассники сегодня ходят с недорогими моделями разных брендов. Интернет местами заметно помолодел: флагманом этого тренда стал стремительно растущий TikTok, в котором демографическая группа 16-24 лет составляет 60% пользователей. Пора признать, что значительная доля контента, которую мы наблюдаем в интернете, создается тинейджерами.

У многих это вызывает беспокойство. Согласно опросу Common Sense Media, в среднем подростки проводят около 4 часов в телефоне. Проблема здесь не только в банальном «лучше бы книги читали», и даже не в том, какой именно контент потребляют подростки. 

Например, некоторые исследования связывают использование смартфонов с ухудшением памяти: раз можно сохранить информацию на телефон, то мозгу уже нет нужды ее удерживать. Звучит разумно, но действительно ли это ухудшение (а не освобождение?) памяти – вопрос.  Зато не вызывает вопросов тот факт, что появление смартфонов в нашей жизни действительно изменило наше отношение к фотографиям. Если раньше каждый кадр был постановочным, а самих снимков было немного, то благодаря распространению мобильных девайсов снимать стали все подряд. Вот вам интересная статистика: в 2013 году количество всех фотографий, сделанных в мире, составляло около 660 миллиардов. Четыре года спустя – в 2017 – 1.2 триллиона, и 85% из них было снято на смартфон. 

В статье для Slate один пользователь анализирует свою библиотеку фотографий с телефона за прошедшие 10 лет, и приходит к выводу, что планка для кадра значительно снизилась. Неожиданное следствие из этого факта – люди обрели возможность взглянуть на свою жизнь по-новому. Когда в кадр попадает всё, что угодно, персональные истории начинают играть новыми красками. Со временем мозг многое забывает – и плохое, и хорошее, но не забудут снимки: даже самые тривиальные вещи вроде разбитого стакана или красивого рисунка на кофе. Более того, кадры становятся все более сконцентрированными на нас самих – селфи и фотографии в зеркале занимают всё больше места в библиотеке.

Вот и получается, что смартфоны могут послужить полезным инструментом в самоидентификации, что особенно важно для подростков. Камеры телефона для них становятся второй парой глаз, через которую можно поэкспериментировать с перспективой и различными образами. А еще – поделиться с другими, тоже ищущими себя, или вообще заявить о себе миру. 

Хороший пример – визуальный конкурс, ежегодно проводимый New York Times, участники которого присылают работы, сделанные на камеры смартфонов. Камера смартфона стала независимым наблюдателем, позволившим подросткам взглянуть на свою жизнь самостоятельно, а не через опыт своих родителей, выросших совсем в другое время – и не только взглянуть, но и рассказать об этом другим.

Поспособствовала этому процессу пандемия. В 2020-м году ежегодный фестиваль молодежных фильмов во Флинте, штат Мичиган, предложил участникам снимать корометражки на смартфон. Из-за коронавируса фестиваль был вынужден переехать в онлайн-пространство, и логичным решением стало сделать съемку более домашней, интимной. Судьи впоследствии назвали подборку этого фестиваля лучшей за всю его пятилетнюю историю. Работы победителей отображают мир глазами поколения, которое называют ленивым и безразличным ко всему: здесь нашлось место для подростковых переживаний, захватывающих сюжетов и простого человеческого сострадания. 

Вообще, съемка фильмов на смартфон – явление относительно новое, но быстро набирающее популярность. Сегодня даже крупные режиссеры вроде Зака Снайдера и Стивена Содерберга с интересом экспериментируют с камерами смартфонов, снимая на них короткометражки и полноценные фильмы. Неудивительно, что молодые и полные энтузиазма тинейджеры начинают свою фильмографию именно с картин, снятых на доступные и распространенные гаджеты. Пару лет назад, например, завирусилась история о группе детей из Кадуны (Нигерия). Восемь ребят, называющие себя The Critics, решили заняться съемками научно-фантастического кино. Кадры со съемок взбудоражили публику: хромакей, на который пришлось копить несколько месяцев; вместо штатива – сломанная подставка для микрофона; в качестве камеры – смартфон с треснувшим экраном. Визуальным эффектам они научились по туториалам с YouTube. The Critics просто хотели показать, что в Нигерии есть ребята, которые занимаются чем-то интересным – а в итоге оказались в центре внимания, и неравнодушные люди собрали им денег на новую технику. Сегодня они снимают на профессиональные камеры, поучаствовали в проекте Netflix и продолжают выпускать короткометражки, однако начало всему положил именно разбитый смартфон – и неуемное желание снимать кино.

Побуждение к действию стало лейтмотивом сегодняшней молодежи, которая активно познает и переизобретает мир вокруг себя. Посмотрите, например, снятый на смартфон короткий метр HER WHOLE LIFE, удостоившийся победы в Берлинском фестивале короткого кино. Фильм рассказывает о том, что случается, когда слишком долго чего-то ждешь. Спойлер: ничего хорошего. Жить надо сегодня и сейчас, воспринимая то, что непосредственно нас окружает.

Глядя на такое активное вовлечение в жизнь благодаря смартфонам, уже язык не поворачивается рассуждать о том, как они «испортили целое поколение». Напротив, начинаешь задумываться, как бы поддержать свое чадо в подобных начинаниях. Если вас тоже озадачил этот вопрос – можно обратить внимание на новый SPARK 10 Pro от TECNO. Смартфон может похвастаться основной камерой 50 Мп с диафрагмой ƒ/1,6, фазовым автофокусом и двойной светодиодной вспышкой. Для ночных кадров имеется режим Super Night, а видео можно снимать в разрешении 2К при 30 fps с цифровой стабилизацией для более плавного кадра. И для видео-, и для фотосъемки доступны режимы с эффектом боке и бьютификацией. С новым смартфоном от TECNO профессиональная съемка станет еще проще. Есть возможность моментально устранять шумы при помощи HDR, настраивать оттенки с алгоритмом 3D LUT. В режиме «Пленки» можно смонтировать свое короткое видео и даже наложить саундтрек. Фронтальная камера на 32 Мп тоже позволяет снимать видео в 2К. Подойдет она и для красочных селфи, тем более, что три уровня подсветки обеспечат яркий кадр при любом освещении.

На 6.8-дюймовом IPS-экране результаты своего творчества можно смотреть в FHD+ разрешении, с частотой обновления 90 Гц. Процессор MediaTek Helio G88 обеспечит высокую производительность, достаточную для работы в графических редакторах. Внутренняя память доступна на 128 ГБ, и ее можно расширить за счет MicroSD. А аккумулятора 5000 мАч хватит на целый съемочный день или несколько фотосессий. С TECNO SPARK 10 Pro легко можно начать карьеру режиссера или просто поделиться вещами, которые вас вдохновляют. 

.