Как специалисту вырасти в кризис и найти себя на рынке труда? Советы эксперта!

«Если вы который год хотите начать вести частную практику или свой бизнес — лучшего времени, чем сейчас, не найти».

Legion-Media

За последний месяц количество вакансий на сайтах по поиску работы уменьшилось в среднем на 25%, при этом количество резюме растет. В правительстве обсуждают четырехчасовую рабочую неделю (как в Дании или Нидерландах) и выделяют 39 миллиардов из бюджета на поддержку рынка труда и предупреждение безработицы.

Тут любой специалист может поддаться панике. Но стоит ли? Думаю, что нет. Многие выйдут из этого кризиса без потерь.

В первую очередь это относится к тем, кто давно подумывал о самостоятельности, но не складывались обстоятельства. Если вы который год хотите начать вести частную практику или свой бизнес — лучшего времени, чем сейчас, не найти.

Да, когда ситуация далека от стабильности, решение начать работать на себя может показаться не самым очевидным. Но давайте разберемся.

В последние годы быстрыми темпами растет тренд на фриланс и самозанятость. По данным PWC (международная сеть компаний, предлагающих услуги в области консалтинга и аудита — прим. ред.) в России с 2014 по 2020 год рынок независимых специалистов вырос на 33%. Прогнозировали, что с 2020 по 2025 год он увеличится еще на 20%.

Даже самые крупные компании, такие как «Северсталь» или «Газпром нефть», работают с фрилансерами, а последние события однозначно ускорят рост того, что называется «гибкие модели занятости». Фрилансеры будут более востребованы и смогут работать на контрактах, проводить частные консультации, создавать свои образовательные программы.

Не зря термин «личный бренд» в последние годы становился всё более популярен. С развитием соцсетей многие профессионалы строили личные бренды и создавали бизнес на своем имени. Этот сектор экономики называется creator economy. Если раньше этот термин использовали только для блогеров, монетизирующих свою аудиторию, то сегодня так в целом называют специалистов, зарабатывающих с помощью своих навыков.

У «бизнеса имени себя» нет инвесторов и штата сотрудников. Один человек (обычно ИП или самозанятый) выступает лицом бизнеса, у него настроена система привлечения клиентов и есть несколько разных продуктов, которые формируют доход. Часто у него есть команда подрядчиков.

Такая занятость доступна для любого специалиста — от юриста и бухгалтера до фотографа и арт-критика. Поэтому вполне может подойти и вам.

Кроме того, сейчас на рынке появляются новые профессии для фрилансеров, которые можно освоить за 1-3 месяца. Если вам надоело то, чем вы занимались раньше, попробуйте себя в качестве тестостеровщика в ИТ, методиста курсов, монтажера коротких видео или копирайтера. Есть и такие профессии, как удаленный менеджер по продажам, специалист по запускам, администратор в вотсап и многие другие.

С марта в России закрылись самые популярные соцсети, и это многих огорчает. Кажется, что привлекать клиентов из соцсетей теперь невозможно. Но это не так. Больше всего растерялись те, кто еще даже не успел раскрутить страницы на заблокированных ресурсах. Крупные опытные блогеры же быстро нашли параллельные решения — например, кто-то делает аккаунты на английском и выходит на зарубежный рынок, другие эксперты создали каналы в Telegram и сообщества в VK, настроили таргет и уже выходят на продажи.

Дело в том, что профессиональные блогеры-эксперты обладают ключевым навыком — а именно, умеют делать контент и настраивать систему привлечения подписчиков. Поэтому они с легкостью осваивают любую площадку.

Если вы только мечтали о том, чтобы продавать свои услуги через соцсети, сейчас вы в самой благоприятной ситуации. Аудитория постепенно уходит с заблокированных площадок и ищет, где осесть. На раньше не востребованном VK, например, сейчас очень низкая конкуренция, и можно использовать момент, чтобы занять там свое место и собрать аудиторию, выиграв в конкурентной гонке. Главное, не терять время.

Вот какие навыки надо тренировать, чтобы работать как независимый специалист сегодня:

— Вам точно понадобится навык создания контента. Это может быть текстовый формат или видео, главное, чтобы он был интересным. Если не хотите создавать контент сами, можете нанять специалистов-помощников: копирайтера, видеографа и монтажера.

— Развивайте навык нетворкинга. Очень важно уметь сотрудничать и дружить. Это дает возможность создавать коллаборации с другими экспертами и обмениваться аудиторией. Кроме того, очень важно учиться у тех, кто уже пришел в вашу точку “Б” и иметь возможность обратиться к ним за советом. Например, топ-блогеры создают чаты взаимопомощи, где можно задать вопрос и получить ценный ответ.

Эксперты, которые начнут работать на себя, должны будут хорошо продумать, какой продукт предложить рынку. Сейчас людям важно иметь стабильный заработок и сохранять спокойствие, развивать новые соцсети и создавать новые бизнесы в России. Можете ли вы в этом помочь?

После закрытия самых популярных соцсетей будет сложнее продавать массовые образовательные продукты. Зато — плюсы есть во всем — мы забудем об инфоцыганах. Экспертам будет проще предлагать личные консультации и долгосрочное ведение клиентов. Также становится популярным формат обучения-практикума, когда специалист ведет небольшую живую группу, участники которой осваивают какой-то навык в прикладном формате.

Соцсети, которые стоит рассмотреть сейчас, это Telegram, VK, Яндекс.Дзен, TikTok. Также надо следить за появлением новых, например, сейчас в центре внимания Ten Chat, хотя пока он не доказал, что стоит вложения времени и денег.А чтобы не упасть в доходах, регулярно просматривайте тематические группы и каналы, где публикуют вакансии для внештатных специалистов. Такие вакансии можно найти в Telegram. Например, Вакансии от Алёны Владимирской @alenavladimirskaya; Удаленная работа Фриланс @udalennaya_rabota5; Работа Онлайн — группа Дарьи Мельниковой.

Наш эксперт:

Саша САШУРИНА, консультант и партнер по созданию личного бренда

- Коуч ICF по темам «Самореализация» и «Раскрытие потенциала»;

- Работает с топ-менеджерами крупных компаний, банков, с предпринимателями;

- Автор методики по построению личного бренда Brand-WOW;

- Автор книги «Новый способ построения карьеры. Личный бренд»;

- Преподаватель Fashion Factory School, спикер;

- 12 лет опыта в PR и 4 года в создании личных брендов.

Яндекс Дзен

Telegram-канал: 

https://t.me/sashasashurina