Благотворительность в повседневной жизни: помогать легко и приятно
Благотворительность бывает разной. От пожертвований по подписке до акций, проводимых крупными компаниями. О том, какой еще бывает благотворительность и как построить эффективную экосистему вокруг нее, рассказывает Ольга Флер, основатель проекта Meet For Charity, и ее партнер Алина Ковалева.
Благотворительность — какая она бывает?
Ольга Флер: Есть очень много разных направлений. Самое очевидное — это частные пожертвования, одноразовые или регулярные. Маленькие — это, например, отправить 100 рублей по номеру телефона. Или крупные — это масштабный сбор средств для решения определенной проблемы.
Есть корпоративная социальная ответственность — когда в благотворительность включаются не отдельные люди, а бизнес. Есть нематериальная благотворительность — способ сделать добро не финансовыми вложениями, а руками или просто — вниманием. Такого рода помощь очень нужна не только благотворительным фондам, но и хосписам, детским домам или домам престарелых. Важно понимать, что такую помощь не предлагают разово. Это волонтерство, а волонтерство — занятие регулярное. Потому что благополучатель привыкает к тому вниманию, которое ему уделяется. И важно морально готовым к такой вовлеченности.
Всех возможных форматов не перечислить. Есть больничные клоуны, которые приходит в хосписы и клиники развлекать больных детей — это не новая история, хотя и может звучать необычно. Есть благотворительные распродажи, забеги, акции со сбором мусора — очень много необычных подходов.
Одна из наших целей сегодня — построить экосистему благотворительности в России. Чтобы помогать было легко и приятно. Наши продукты — Meet for charity, Run for charity, Business for charity — это не просто способ помочь. Но и возможность просто весело провести время. Только так можно встроить благотворительность в повседневную жизнь. Над такими историями мы сейчас работаем. Представьте: делаешь что-то для себя. Покупаешь зубную пасту или ешь в ресторане — и при этом помогаешь кому-то. Как?
Есть такой фонд, RED Foundation. Он занимается продажей товаров красного цвета. Любой бренд может произвести товар в этом цвете — и помочь фонду. От продажи, например, красного чехла для айфона, мотоцикла Vespa или даже презерватива Durex средства идут в благотворительный фонд. У нас есть инициатива Orange Dot — точка оранжевого цвета ставится на продукты различных брендов. Часть прибыли от товаров с такой точкой уходит на благотворительность. Это тоже может быть что угодно — от автомобилей до батончиков. А прямо сейчас мы запускаем совместный проект с брендом PRESIDENT — на благотворительность будет идти часть средств от продаж пасты.
Есть еще история, о которой часто забывают. Благотворительность — это не только про помощь конкретным людям. Бывают еще культурные фонды, вкладывающиеся в поддержку современного искусства или сохранения наследия. Меценатство — тоже важная тема. И давно известная: это исторический инструмент поддержки от обеспеченных людей. Третьяковская галерея, например, так и названа в честь Третьякова — без него бы наша главная музейная институция просто не появилась.
Еще существуют эндаумент фонды — когда несколько доноров скидываются в общий инвестиционный фонд. И все деньги, которые зарабатываются, идут на поддержку благотворительного проекта. Такие фонды продолжают работают даже после ухода или смерти людей, вложивших деньги. Это частая история в искусстве: фонд целевых инвестиций, но деньги идут не в свой карман, а на нужды музея. В России такие есть у Гаража, у Еврейского музея.
С какими сложностями столкнулась благотворительность в пандемию?
Ольга Флер: Благотворительные пожертвования — это первые статьи расходов, которые урезаются во время кризиса. Огромное количество фондов существовало и существует за счет корпоративных пожертвований. И когда началась пандемия, многим компаниям пришлось сократить расходы на благотворительность. Так что многие фонды потеряли поддержку — а некоторые и вовсе закрылись.
Как поддержать фонды сейчас? Что может сделать для этого каждый?
Алина Ковалева: На самом деле все очень просто. Сперва надо решить, кому и как вы хотели бы помогать. Ведь благотворительность — это в первую очередь сердечный порыв. Важно найти сферу, которая близка именно вам. Чтобы это наполняло, дарило удовольствие: ведь вы будете давать деньги на что-то важное лично для вас. Кто-то хочет помогать пожилым одиноким людям. Кто-то — больным детям. А чью-то душу трогает возможность поддержать искусство, сохранить культурное наследие. Нет важных и неважных тем. Есть особенно значимые для каждого.
Когда выбрали сферу — изучите фонды, которые работают с этой темой. Можно просто почитать материалы сайта "Такие Дела" — они пишут о самых разных благотворительных организациях. Какой-то фонд придется вам по душе — просто начните ему помогать. Оформите пожертвование или подписку. Речь не обязательно о крупных суммах. Многим кажется — что изменят мои 100 или 10 рублей… Но это неправда. У тех же "Таких дел", например, есть подписка — вы переводите всего один рубль в день. Звучит смешно, наверное. Но когда эта акция только запустилась, за первый же месяц собрались 18 миллионов — это ведь колоссально много. Хотя казалось бы — просто рубль.
Похожий пример — с инициативой Яндекса. Они предлагают всем, кто пользуется Яндекс.Такси, округлить в большую сторону стоимость поездки — излишек идет на благотворительность. Речь для каждого отдельного человека тоже о нескольких рублях — но представьте, что получится, если все их сложить.
Помогать можно и нефинансово. Например, стать волонтером, делясь своим временем и знаниями. Когда видишь результат от доброго дела, и понимаешь, что можешь сам чуть-чуть изменить мир к лучшему, уже не хочется останавливаться.
Один из трендов в эпоху пандемии (и это касается не только благотворительности) — совместная работа и альянсы. Почему вместе — значит сильнее?
Алина Ковалева: На самом деле этот тренд существовал и до пандемии. Просто многие казались друг другу конкурентами. С одной стороны, конкуренция — стимул для роста. С другой — объединившись, вы можете достичь гораздо большего: срабатывает синергетический эффект. И пандемия на самом деле только способствовала тому, чтобы все, кто занимается благотворительностью, взялись за руки.
Задача нашей платформы Meet For Charity — убрать конкуренцию между фондами и помочь им сотрудничать друг с другом. Сейчас на платформе более 120 благотворительных организаций. У каждой — своя аудитория, на которую нацелена та или иная рекламная компания или тот или иной продукт, и размер собираемых пожертвований зависит от объема его аудитории. Все как в бизнесе.
Мы помогаем создавать инструменты для эффективной работы — и фондов с фондами, и фондов с брендами. Помогать им взаимодействовать друг с другом, обмениваться опытом, делать партнерские программы.
Бизнес и благотворительный фонд — у этих организаций, казалось бы, абсолютно разные цели. Как они могут взаимодействовать?
Ольга Флер: Это заблуждение — ситуация давно изменилась. Сперва — в Америке и Европе, а теперь это новое отношение распространяется и в России. Во-первых, меняется потребитель. Современному осознанному покупателю важно, чтобы продукт имел свой смысл — они хотят поддерживать рублем компании, у которых есть еще и миссия.
А вслед за потребителем меняется и бизнес. Когда большая компания занимается благотворительностью, этим сегодня никого не удивишь. Это достаточно распространенное явление. И даже частое требование к компаниям, которые выходят на IPO. У разных брендов свои программы. Кто-то на постоянной основе поддерживает выбранный фонд. Кто-то обязывает сотрудников заниматься благотворительностью 5 дней в год — за это дают дополнительные дни отпуска. А есть компании, которые занимаются мэтчингом. То есть, если сотрудник делает благотворительное пожертвование, они удваивают его. Как Microsoft.
Да и сами благотворительные организации — тоже бизнес-структуры, чья цель — помогать. Такую модель использует и Meet For Charity. Мы — социально ответственный бизнес: 20% прибыли уходит на операционные расходы, остальное — на благотворительность.
Этой модели меня научил Рубен Варданян (российский миллиардер, инвестор, венчурный филантроп и предприниматель). Он объяснил мне, что благотворительность должна быть эффективной — на одном альтруизме далеко не проедешь. Социально ответственный бизнес должен работать, как настоящий бизнес — быть на самоокупаемости и устойчиво развиваться.
Фонды объединяются друг с другом и с бизнесом. Могут ли они объединиться с государством?
Ольга Флер: Конечно, могут. Всегда лучше вместе, чем раздельно. Государство тоже откликается на просьбы, если их инициировать. Фонд "Вера", например, проводит огромную работу, лоббируя идеи благотворительности в государственной среде. Чем больше совместных инициатив — тем больше господдержки.
В Европе и Америке государство настолько поощряет благотворительность, что само создает для доноров огромную инфраструктуру. К сожалению, в России все пока не так радужно. Достаточно взглянуть на цифры: в нашей стране благотворительность исчисляется миллионами долларов, а в Америке — сотнями миллиардов. Для того, чтобы достичь таких цифр, необходим прочный союз государства и фондов. А чтобы этот союз появился, фондам нужно не бояться заявлять о себе — и обращаться за помощью.
Расскажите, как и для чего ищите партнеров вы?
Алина Ковалева: Мы ищем единомышленников — людей, которые хотят, как и мы, изменить мир к лучшему. Ищем разными способами: через благотворительные фонды, через наше сообщество Charity Hunters, клуб постоянных меценатов проекта. И через личные контакты тоже. Наша задача – привлечь к благотворительности как можно больше людей и брендов. Чем больше будет неравнодушных — тем быстрее мы придем к тому самому лучшему миру, о котором мечтаем.
Какой совет вы можете дать другим благотворительным организациям? С чего начать, чтобы выстроить успешную экосистему?
Алина Ковалева: Скажу так: благотворительность — это точно такая же работа, как и ведение бизнеса. Необходим четко проработанный план, профессиональный менеджмент, качественная обратная связь. Важно не то, сколько денег было направлено на те или иные нужды — а то, насколько эффективно они были использованы.
И ни в коем случае нельзя идти в одиночку. Чтобы построить успешную экосистему, важно объединять усилия и поддерживать друг друга.
Ольга Флер: Да, как уже говорилось, вместе мы сильнее. Поэтому нужно стараться говорить на одном языке с коммерческими брендами, создавая совместные активности. Делать истории интересные и современные. И быть ближе к людям.