Что посмотреть и что попробовать в Узбекистане, если вы едете туда впервые

Изучить самую интересную страну Средней Азии, увидеть пустыни, долины и горы, погрузиться в древнюю историю и архитектуру, от которой захватывает дух, разобраться в видах плова и попробовать лучшую в мире самсу — вот так насыщенно можно провести свой отпуск, если выбрать для него Узбекистан.

Legion-Media.ru

Нашим экспертом по солнечной республике выступила Дарья Сиротина, автор иллюстрированного путеводителя «Мой Узбекистан».

Самарканд

Самарканд — та самая открытка, та самая приманка, которая цепляет и не отпускает, то самое всемирно известное лицо Узбекистана, город голубых куполов и горящих золотом мечетей. Слава Самарканда как жемчужины Востока связана с именем Тамерлана, или Тимура, величайшего полководца мира, мечтавшего о воссоздании империи Чингисхана. Лучших мастеров, встретившихся ему в походах, Тимур отправлял в Самарканд, а также сам был заказчиком и прорабом своих грандиозных строек.

В Самарканд едут за узнаваемыми бирюзовыми куполами мечетей и медресе на площади Регистан, за лазурными улицами некрополя Шахи-Зинда, за гомоном грандиозного Сиабского базара, за русской архитектурой начала 20 века, за знакомством со старыми ремеслами, будь то производство бумаги из коры тутового дерева или шелковых ковров. В Самарканд едут, чтобы сказать: «Да, я увидел Узбекистан».

Самаркандский плов в том виде, в котором мы его знаем, и который для многих является эталоном, своим появлением также обязан, по крайней мере по легенде, Тимуру. Вернее, легенд несколько — и о том, что рецепт плова был подсказан самим Аллахом как рацион для воинов, обеспечивающий длительную работоспособность, и о том, что правильный плов должен готовиться и подаваться слоями, без перемешивания. Так, дескать, Тимур удостоверялся, что блюдо только что приготовлено, а не разогрето. И до сих пор мнение о том, может ли быть плов перемешан, является поводом для шуточных перепалок и споров между самаркандцами и ташкентцами.

Самаркандская слоеная самса отличается особым слоеным тестом и формой, напоминающей квадрат. Тесто для нее раскатывают на длинных столах, складывая пополам и разминая его костяшками пальцев, складывая и разминая, достигая 20–25 слоев. Его нарезают на квадраты и раскатывают ромбом так, чтобы не разрушить слоеную текстуру. После выпечки эти слои начинают напоминать тонкую пергаментную бумагу. 

Бухара

«Если Самарканд — это лицо мира, то Бухара — купол ислама», — так говорят в Узбекистане. Для самих жителей страны Бухара и мавзолеи святых, расположенные в городе и окрестностях, — важный религиозный маршрут. У тех же, кто приезжает в город как турист с Запада, впечатление о Бухаре сложится в первую очередь не как о религиозном центре, а как о самом понятном и удобном городе маршрута. Бухара — это как будто бы Узбекистан встретился с каким-нибудь итальянским городком. Здесь много колоритных бутик-отелей, по центру с его мощеными улочками приятно гулять, пить чай или кофе на террасах можно бесконечно, как и покупать вышитые халаты.

Бухара — отличное место, чтобы познакомиться со всем разнообразием узбекского крафта. На улицах города вы увидите, как чеканят медную посуду, как вышивают сюзане, как ткут ковры, как куют ножи. Купите себе каракулевую шубу за три копейки, поторгуетесь на базаре, примерите на себя идеальную восточную жизнь.

Оши софи — бухарский праздничный плов, способ приготовления которого предусматривает, что рис, мясо и овощи готовятся отдельно друг от друга. Традиционный оши софи готовят в медном казане: в Узбекистане именно Бухара была и остается одним из главных центров обработки меди.

Гиждуванский шашлык — рубленый шашлык из баранины, который готовится без добавления хлеба или других вяжущих компонентов. Секрет гиждуванского шашлыка —неоднократная заморозка фарша.

Хива

Хива была важнейшей остановкой караванов на Великом шелковом пути. Словно сошедший с волшебных страниц сказок тысячи и одной ночи город встречает узкими улочками, на которых течет та же жизнь, что и двести лет назад, двухэтажными домиками из глины, многоцветием оформленных изразцами дворцов, потрясающими воображение минаретами. Здесь работают прославленные мастера резьбы по дереву, здесь делают особые хрусткие лепешки и тончайшие вареники с яичной начинкой. А еще хивинцы вообще не считают себя узбеками...

Хиву мы сейчас видим более или менее такой, какой была она при последних хивинских ханах. Ее ядро, ее старый (или внутренний) город, где жил хан со своими приближенными, духовенство, купцы, самые богатые люди города, принято называть Ичан-Кала. Именно эта часть города является архитектурным заповедником и первым в Узбекистане объектом ЮНЕСКО. Старый город небольшой — чуть больше, чем 400 на 600 метров. Да, город сильно подновили и в советское время, и в последние десятилетия, да, с открытием хорошей дороги до Бухары туристов тут становится все больше, да, новомодную тротуарную плитку уложили здесь почти везде. Но у путешественника 21 века все равно есть редкая возможность оставить свой след на покрытой пылью пустынь мостовой с колеями, выбитыми несколько сотен лет назад.

Тухум берек — одно из блюд, которые готовят только в Хорезме. Это тонкие вареники из пшеничной муки с начинкой из жидкого взбитого яйца. Подают их холодными, с холодной же сюзьмой или кефиром.

Шивит оши не встречается за пределами Хорезма. Это зеленая, сделанная с добавлением большого количества укропа домашняя лапша, которую подают с гарниром из тушеного с овощами мяса и также сюзьмой. Тухум барак и шивит оши — блюда, которые есть в меню любого ресторана национальной кухни в Хорезме.

Фотографии из личного архива Дарьи Сиротиной.