Автомобили будущего в настоящем

Frank Auto — международная автомобильная компания, специализирующаяся на реализации автомобилей класса Premium и Luxury. Мы поговорили с управляющим директором бренда Ириной Франк о развитии Frank Auto, электромобилях и гибридах, «болях» покупателей и будущем автомобильного бизнеса.

Фото: Иван Роксман Ирина Франк

Frank Auto начала свою работу в России недавно, в 2022 году. Расскажите про компанию: почему сейчас именно электромобили являются основным профилем?

Наша компания начала работать в сфере автомобильного бизнеса в 2016 году — мы продавали некоторые модели Mercedes, Land Rover из России в Китай. Далее бизнес стал развиваться на международных рынках: Аргентина, Китай, Мексика, Польша и Германия. В России же мы окончательно оформились как полноценное дилерское предприятие в июне 2022-го под международным именем компании — CarExpo. Но очень скоро столкнулись с неожиданной проблемой: в стране существовала компания с именем, похожим на наше международное, — Expocar. Мы увидели, что люди попросту путают наши компании, а все маркетинговые усилия ведут клиентов именно к Expocar. А зачем нам рекламировать конкурента? Чтобы две компании с похожим именем не переходили друг другу дорогу, было принято единственно верное решение — сменить название. Новое имя для компании выбирали несколько месяцев, перебирая десятки разнообразных вариантов. И наконец, после брейншторминга в августе 2023 года, команда вынесла окончательный вердикт: отныне компания будет работать на российском рынке под именем Frank Auto. Решение о смене названия было своевременным и грамотным с точки зрения не только деловой порядочности и пиара, но и развития бизнеса. С августа прошлого года компания стала стремительно расти в объемах продаж, открыла специализированный сервисный центр, стала предлагать покупателям возможность провести тест-драйв. А чуть позже мы запустили услугу проката премиальных электрических автомобилей.

Почему электрокары? Мы пришли к продаже электромобилей по воле судьбы. Изначальной стратегией компании была реализация премиальных авто: Porsche, BMW, Jaguar, Land Rover, Mercedes. Мы везли их напрямую из Европы, поскольку после февраля 2022 года эти и другие автобренды ушли из России, а вот спрос на них остался.

Но внезапно стали поступать запросы от наших клиентов на непонятные нам тогда китайские марки LiXiang и Zeekr. Первые партии «электричек» из Китая мы привезли в июне 2022-го. Как сейчас помню: продали 10 автомобилей за три дня! Вот тогда мы поняли, что электромобили — это что-то невероятное и очень интересное российским пользователям. Дальше мы решили сделать ставку уже на электрокары и стали заказывать разные модели, такие как Zeekr 001 и LiXiang L9, чтобы понять объем спроса и емкость по разным сегментам. 

Мы сами изучали эти автомобили, делали «шпаргалки» для менеджеров отдела продаж и буклеты для клиентов, где подробно расписывали, как использовать электрокары, что такое гибрид, почему гибрид можно заряжать даже раз в месяц, если вы ездите на бензине, и так далее. Кроме того, мы научились полноценно передавать аккаунты и поняли, как работают все функции автопилота на автомобилях.

Наши эксперты написали или перевели с китайского буквально целые книги, чтобы владельцы электрокаров могли пользоваться всеми функциями, которые им предлагают эти автогаджеты будущего из Поднебесной.

Задача нашей команды не в том, чтобы продать гостю дорогую машину. Мы стремимся помочь ему «понять» автомобиль, объяснить все нюансы его использования, подробно рассказать о плюсах, минусах и возможностях модели. А также, что немаловажно, мы выдаем электромобиль или гибрид с дальнейшим сервисным обслуживанием и предоставляем гарантию.

И вот когда мы создали и окончательно оформили свой уникальный продукт, процесс пошел достаточно интенсивно — мы стали стремительно развиваться и расти в продажах. Так что Вселенная сама расставила все точки над i. (Улыбается.)

Компания славится своими смелыми амбициями и особым отношением к клиентам. Как вам, как руководителю, удается сохранять такую репутацию?

В первую очередь — через искреннюю любовь и уважение к каждому гостю. Мне важно, чтобы в команде Frank Auto были те люди, которые готовы открыто общаться с покупателем, ценить и понимать его желания, вежливо отвечать на каждый вопрос. Ведь обычно люди сразу видят неискренность или желание заработать на них как можно больше. Для нас же важно искреннее желание помочь и сделать каждого гостя довольным своим выбором.

Мы стараемся привозить все автомобильные новинки в Россию первыми, хоть иногда это приводит компанию к определенным убыткам. Мы не повышаем цен, даже если автомобиль пользуется невероятным спросом на рынке. Не поступаем как многие другие игроки, которые при дефиците поднимают стоимость. У нас есть средняя норма прибыли, выше которой мы не поднимаемся и ниже которой не падаем, если понимаем, что автомобиль по какой-то причине всё равно «не едет». И что еще очень важно: мы построили клиентоориентированный сервис. Мы не работаем с мастерами, которые грузят клиентов какими-то дополнительными услугами, а продаем только то, что людям реально нужно. Этого достаточно, поверьте! То есть компания создала комплекс услуг, который действительно нужен автомобилистам.

В случае с электрокарами мы продаем не только саму машину, но и аккаунт, позволяющий управлять автомобилем со смартфона: открывать и закрывать двери, включать камеры и видеть обстановку вокруг и внутри авто, ставить электромобиль на зарядку и многое другое.

Электромобили и гибриды только набирают популярность, поэтому многие могут относиться к ним скептически. Какие вопросы и сомнения возникают у тех, кто задумывается пересесть на электрокар?

Конечно, у клиентов есть определенные сомнения и опасения перед покупкой электромобиля или гибрида. Расскажу о самых популярных. 

Первая так называемая боль — это вопрос заряда автомобиля. Покупатели часто беспокоятся: а где я буду заряжаться, если мне нужно уехать куда-то далеко? Этот вопрос легко решается. Существуют мобильные приложения, которые показывают наличие зарядных станций на карте. Поскольку зарядки могут быть с разными разъемами, мы рекомендуем положить в багажник соответствующие переходники, чтобы была возможность подключиться к любой зарядной станции. 

Еще одно беспокойство — как быстро регрессирует батарея. В целом по этому вопросу есть несколько точек зрения. Некоторые считают, что батарея автомобиля за первые три года теряет 10%, а далее каждый год деградирует всего на 1%. Согласно другому мнению, ежегодно батарея деградирует на 2%. Честно говоря, обе эти теории через длительный срок приводят к одной цифре. Аккумулятор сохраняет свою эффективность и обеспечивает комфортную езду до уровня деградации примерно в 75% от первоначальной емкости, но, чтобы дойти до такого значения, потребуется порядка 10–15 лет.

Следующий, пожалуй, самый болезненный вопрос покупателя: где я буду чинить свой автомобиль? Действительно, сегодня крайне мало сервисов по ремонту и обслуживанию электрокаров. Еще меньше СТО, специализирующихся на LiXiang и Zeekr, поскольку эти автомобили въезжают в Российскую Федерацию пока без ОТТС. То есть для обслуживания этих брендов нет официальных дилеров, сервисных центров, документации и оборудования. Но этот вопрос мы уже решили: Frank Auto предоставляет своим гостям полноценное сервисное обслуживание, диагностику и ремонт автомобилей LiXiang и Zeekr. Для этого у наших мастеров есть всё необходимое оборудование, плюс они постоянно перенимают опыт у своих китайских коллег и проходят обучение.

Какие самые главные отличия электромобиля и гибрида от бензина вы можете назвать?

Во-первых, надо разделить «электрички» и «гибриды», поскольку полноценные электрокары расходуют исключительно электричество, а гибридные модели также используют жидкое топливо. Если у вас электромобиль, вы можете заряжать его либо дома, что стоит 6 рублей за кВт, либо на платной зарядной станции за 20 рублей. 2 тыс. рублей — и электромобиль проедет 100 км. Бензин эти же 100 км проедет за 5–7 тыс. рублей, в зависимости от качества горючего и расхода топлива машины. 
Гибридные автомобили — уникальный транспорт, который потребляет при смешанном типе езды порядка 3–5 л бензина на сотню, то есть примерно в 3 раза меньше, чем обычный автомобиль с ДВС. Гибрид позволяет ездить только на электродвигателе, но если негде подзарядить батарею, то всегда можно переключиться на бензин. Таким образом, у гибрида три типа езды: на бензине, на электричестве или в смешанном цикле. Можно выбрать любой в зависимости от обстоятельств.

То есть первое и самое главное отличие электромобилей и гибридов от машин с ДВС — значительная экономия на топливе, которая становится заметна уже в первые месяцы использования таких авто.

Второе важное отличие в том, что у электрокаров и гибридов дешевле техническое обслуживание. Например: «электрички» больше тормозят не дисками, а двигателем. По этой причине самая явная экономия — на замене тормозных дисков, которая производится раз в 100 тыс. км. У авто на жидком топливе диски нужно менять в среднем после 20–30 тыс. км, в зависимости от манеры вождения. 

И третье отличие — динамика разгона. И электрокары, и гибриды набирают скорость не хуже (а иногда и стремительнее) самых быстрых спорткаров. Если раньше многие мечтали владеть культовым Porsche 911, чтобы разгоняться до сотни за 3,8 сек, то сейчас стандартный Zeekr 001 набирает такую скорость всего за 3,5 сек.

Какие модели сейчас являются самыми популярными среди клиентов Frank Auto?

Во-первых, «европейцы» никуда не ушли, на них всё еще большой спрос у клиентов Frank Auto. Наиболее ходовые модели в нашем салоне — Porsche Cayenne, Porsche Macan и Porsche Panamera, а из BMW самые популярные — X7, X6, X5 и гибридная модель XM. Не пропал спрос и на Mercedes — эти популярные немецкие автомобили как ехали в Россию, так и будут ехать. Все вышеперечисленные модели всегда есть в наличии, поскольку многие автомобилисты к ним привыкли и любят их всем сердцем.

А теперь идем в мир «китайцев»! Наиболее популярные модели, которые продаются примерно в равных долях, — LiXiang L9, LiXiang L7 и абсолютно новая модель — LiXiang L6. Эти автомобили очень похожи внешне и отличаются только размерами: самый большой — Li9, чуть меньше — Li8. Конкурент LiXiang — популярный китайский бренд Zeekr, который позиционируется как премиальное подразделение компании Geely. В нашей линейке присутствуют три модели этого бренда, а скоро появится и четвертая. Бестселлер Zeekr 001 внешне похож, наверное, на маленький кроссовер. Первый в линейке Zeekr, покоривший тысячи людей, и за этим автомобилем даже сегодня есть очереди! Дальше идет Zeekr 007 — превосходная в плане дизайна и начинки модель, которую сегодня можно приобрести достаточно выгодно. И «убийца» всех микроавтобусов — Zeekr 009. В этом электрическом микроавтобусе максимально комфортно и водителю, и пассажирам. Модель бизнес-класс вмещает 6–7 человек, которые могут ощутить и оценить все технические инновации инженеров Zeekr.

Нельзя не упомянуть более редкие, но очень красивые автомобили — HiPhi, которые представлены в нашем салоне тремя моделями: Z, Y и X. Гости, желающие подчеркнуть свою индивидуальность, выстраиваются за ними в очереди, поскольку этих электрокаров мало в свободном доступе. Пожалуй, только наша компания держит их на складе.

И новинка текущего сезона — популярный электрокар Xiaomi SU7. Этот привлекательный седан «взлетел» во многих странах благодаря своего дизайну и техническому оснащению. Мое мнение: автопром Китая уже покорил мир и в ближайшей перспективе продолжит достигать новых высот!

А какой автомобиль вы выбрали для себя?

Лично я пока не ушла от бензиновых авто полностью: у нас в семье есть BMW, Porsche и Zeekr 009. Мне удобнее всего ездить с водителем на электрокаре Zeekr 009, в котором много места и очень комфортно. Сейчас мое ключевое требование к автомобилю — чтобы было максимально удобно работать в дороге.

Современные автомобили постоянно развиваются, и, кажется, скоро нам не нужно будет даже самим управлять машиной. Как вы думаете, какие перспективы есть у развития рынка электромобилей и гибридов на ближайшие годы? Какие тенденции вы можете предсказать в этой области?

Не думаю, что электрокары будут захватывать Россию с невероятной скоростью. Существует три основных прогноза: одни эксперты считают, что к 2035 году по стране будет ездить 15% электромобилей, другие указывают долю в 25%, а третьи пророчат 35%. Я склоняюсь скорее к первому варианту.

Функцию автопилота скоро освоят и авто с ДВС. Здесь больше вопрос технического дооснащения, ведь электрокары изначально делают с автопилотом, поскольку они в целом более дорогие. Но я уверена, буквально в следующем году у автомобилей на жидком топливе также появится автопилот.

«Машины будущего» — это уже не автопилоты. В мире появились летающие автомобили: их представила в Китае компания Xpeng. Такие модели на одного или двух человек сейчас активно тестируются. То есть будущее ушло дальше автопилотов, и совсем скоро нам придется привыкать к летающим машинам! (Улыбается.)