#Янебоюсьсказать. Флешмоб жертв сексуального насилия набирает обороты

DR

В наше время мужчины наводнили общество выгодными для себя стереотипами и, надо сказать, замечательно устроились. Дальние родственники Адама сегодня могут без зазрения совести хамить в транспорте — ведь настоящий мужик должен быть грубым, неотесанным и чуть симпатичнее обезьяны, не помогать уставшей жене по дому — не мужское это дело, вести беспорядочную половую жизнь и считаться при этом красавцем и завоевателем, и безнаказанно распускать руки — ведь бьет — значит любит. Так думают многие, к сожалению, мифы не всегда строятся на домыслах и фантазиях. Почему же так происходит? А самое главное, почему мы боимся сказать о том, что нам сделали больно, даже самым близким людям?

Конечно, испокон веков насилие было способом получения власти, удовольствия или же просто нормой жизни. Сегодня наш сумасшедший мир дожил до таких времен, когда жертвами насилия могут стать как представительницы прекрасной половины человечества, так и мужчины, и дети. К сожалению, даже будучи разумным существом человек иногда совершает такие поступки, которые объяснить порой невозможно. Ужасно, что способов борьбы со многими видами насильственной деятельности практически нет, жертва находится в писхологическом ступоре, ей не верят родители, отказываются помогать правоохранительные органы.

Заговорить

Миллионы женщин по всему миру годами терпят насилие со стороны сильной половины человечества, но, к сожалению, не все решаются рассказать об этом и начать бороться. Первой тревожный клич бросила украинская журналистка Анастасия Мельниченко. 5 июля на своей странице в Facebook девушка рассказала собственную историю о сексуальных домогательствах со стороны мужчины:

«Мне 21. Я разошлась с психопатом (настоящим, клиническим), но забыла у него дома дедушкину вышиванку, которую занимала ему. Я иду к нему домой. Он меня скручивает, силой раздевает и привязывает к кровати. Нет, не насилует. „Просто“ делает больно физически. Я чувствую себя бессильной от того, что не могу никак повлиять на ситуацию. Он фоткает меня голой и грозится выложить снимки в интернете. Я еще долго боюсь рассказывать о том, что он со мной делал, потому что боюсь фоток в интернете. А боюсь я из-за того, что очень стесняюсь своего тела (смешно вспомнить теперь)».

Своей публикацией Анастасия призвала девушек, сталкивавшихся с подобными проблемами, объединяться и делиться собственными историями, чтобы мир, наконец, перестал закрывать глаза на чудовищные вещи, ежедневно происходящие в сотнях тысяч домов и в таком же количестве жизней. Она была услышана.

Следом за Мельниченко под хэштегом #ЯнеБоюсьСказать пользовательницы Сети одна за другой начали выкладывать леденящие душу рассказы, от самых безобидных до поистине чудовищных. Буквально за несколько дней весь украинский и русскоязычный Интернет превратился в один сплошной океан боли. Никто и подумать не мог, что то, о чем раньше говорилось шепотом на кухне (если вообще говорилось), теперь обсуждает огромная аудитория. А обсудить, как оказалось, действительно есть что. Все эти истории не просто говорят, они кричат о том, что сексуальное насилие — это не только сюжеты НТВ-шных сериалов, а наша с вами реальность. Своей историей поделилась и шеф-редактор портала ok-magazine.ru Аля Хмурковская:

‪#‎янебоюсьсказать‬ ‪#‎янебоюсьсказати‬

Мне 16 лет, исполняется на следующий день точнее. Я иду домой вечером по освещенной улице, тут меня подозвали знакомые ребята. Ну, как знакомые, все знали эту шпану районную. В памяти уже стерлись подробности, но вот меня ведут, тащат за руки. Я сопротивляюсь. Прошу прохожих о помощи, хотя мне угрожали - ноль реакции. Так меня завели на территорию института у дома, а еще ближе отделение полиции было.

Их трое, я одна. Вижу, что они обдолбанные. Делай то - не буду! Отвечала я. Во мне что-то вспыхнуло тогда. Я вспомнила мамины слова и наставления на такой случай: говори, обещай, ври, ори, отбивайся. Один направил на меня палку, я вырвала кинула в него.

Прошло много времени...Их, видимо, "отпустило". Я им надоела и они ушли. Помню как бежала домой. С порога истерика. Мама звонит отцу. Просит пистолет или ружье, отчим готов убивать - но я не знаю, где точно живут эти уроды. В полицию идти не с чем, меня же не тронули... А надо было... Я понимаю, что украли мои ключи от квартиры... Мама дает успокоительное. Я отключаюсь. Просыпаюсь, решаю, что никакие уроды не помешают мне отметить день рождения. Все проходит хорошо, мы меняем замки.

Через две недели на территории детского сада находят девочку, мою подругу. Изнасиловали и убили. Мне позвонила моя учительница по математике, рассказала. Я в шоке. Рассказываю ей свою историю. Ко мне приходят опера, мы беседуем. Насколько я знаю, ублюдки были в числе подозреваемых... Мне описывают меня оперативники! Патруль видел, как меня вели на территорию института. Но никто ничего не сделал.

Чтобы уберечь меня, с разрешения следователя, мама отправляет меня в Англию учиться. Ведь я выжила. Свидетель. Мало ли.

За тот месяц лета было убито, изнасиловано и задушено много девушек в Москве. Это 2003 год. О маньяке-душителе начали писать, но осторожно. Хотя кричать надо было изо всех СМИ! Не знаю, найден ли виновный или их несколько...

Я не знаю, как я это пережила. Долго винила себя в смерти подруги. Ведь я тоже не кричала друзьям, будьте осторожнее, не ходите вечером по улицам и так далее. Ходила потом на самооборону и к психотерапевту год.

Ксюша хотела стать журналистом. Красавица и умница. И вот прошло 13 лет с той трагедии... Я помню Ксюшу. Она навсегда осталась в моем сердце. Иногда мы с ней разговариваем, если можно так сказать. Мне даже кажется, что она мой Ангел.

И я не знаю живы или сдохли те ублюдки от передозировки, угрожающие мне. Потом пару раз встречала на улице одного. Готова была уничтожить и сейчас свернула бы шею при встрече.

Главное - не молчать. Я себя, ту дуру 16-летнюю, виню до сих пор за молчание.

А Катю можно?

Перечитав огромное количество публикаций, написанных жертвами насилия, можно заметить страшную тенденцию. Оказывается, многие маленькие девочки в нашей стране узнают о существовании мужского полового члена вовсе не из учебника по анатомии, и даже не благодаря родительским объяснениям. Очень часто это происходит при встрече с психически неуравновешенным дядей, который однажды решил, что выражение «мужское достоинство» произошло от глагола «доставать». Вот и достают они его теперь везде, где только можно, травмируя детскую психику. Вот какую историю рассказала Анна из Москвы:

«Мне семь-восемь лет. Нам родители давали в день рублей по десять мелочью на мороженое, которые мы с удовольствием спускали в автоматы с игрушками…Мне приглянулась в автомате милая корова фиолетового цвета. Я пыталась ее вытащить, но тщетно. Деньги все закончились. Расстроенная, я пожаловалась рядом стоящей подружке. И тут меня со спины окликнул мужской голос. «Я дам тебе два рубля! Протяни руку! Только не оборачивайся!» — сказал он. Сначала я рефлекторно протянула руку назад. Мне тут же перехватили запястье. Очень жестко и грубо. Я почувствовала в руке что-то мягкое и противное. Сначала я подумала, что это большой палец. Заподозрив неладное, я резко обернулась, насколько позволяла толпа. Я была прижата с одной стороны к стеклу автомата, с другой стороны давила толпа детей. Я увидела в своей руке вялый мужской половой член и резко, что есть силы, вырвала руку. Надеюсь, что достаточно сильно дернула извращенца. Заорала. Хотя тогда я еще, наверное, и не знала, что это вообще такое и зачем, но на подсознательном уровне что-то щелкнуло. Я схватила подругу, и мы вырвались из толпы. Лицо того потного, страшного пузатого кавказца я помню до сих пор».

Жутко, не правда ли? Но это только вершина айсберга. Важно то, что происходит дальше. Маленькая девочка, боясь осуждения и недоверия со стороны родителей и сверстников, вряд ли придет домой и расскажет о случившемся маме. Даже если это и произойдет, многие родители, во избежание лишних разговоров вокруг своей семьи, предпочтут умолчать о случившемся, а значит завтра все тот же дяденька-извращенец подойдет и вложит свое орудие в руку другой маленькой девочки. Девочка подрастет, а воспоминания о первом знакомстве с мужчинами останутся. Не останется только возможности защитить себя от дальнейших попыток сексуального насилия.

Угроза рядом

К сожалению, многие из нас не понимают масштаб трагедии. Поэтому хочется все же привести некоторые цифры. По данным Национальной независимой комиссии по правам женщин, ежегодно сексуальному насилию подвергаются около 30–50 тысяч женщин. Причем, это только те 12%, которые набираются смелости обратиться в полицию. В среднем, за год в Москве оглашают около 700 приговоров насильникам. Статистика центра «Сестры» говорит о том, что 95% из них остаются безнаказанными.

Мужчина, склонный к насилию, — это не всегда маргинал, который ведет аскетичный образ жизни и только с наступлением темноты покидает свое логово. Эти люди тоже могут иметь семью, спокойно работать с вами в одном офисе, жить на одной лестничной клетке, обслуживать вас в ресторане и улыбаться при встрече. А могут делить с вами жизнь, клясться в вечной любви и гордо носить звание вашей второй половинки. В случае с Натальей произошло именно так:

«Я была "везунчиком", избегая или пресекая изнасилования до тех пор, пока черт не дернул меня выйти замуж. Меня насиловал муж. Он избивал меня и насиловал. Сбивал с ног и бил ногами по голове, в живот, прыгал на кисти рук и насиловал. Потом оставлял меня, полумертвую, на кровати и сквозь зубы цедил: "сама виновата: надо было сразу соглашаться. Ты — моя жена, и я имею право". И каждый раз после такого садизма он уходил и возвращался с цветами, которые ставил в вазу на широком изголовье кровати, то бишь, над моей головой. Там же вечерами горела свеча, потому что с электричеством в нашем городе была полная жопа. И я лежала в этом гробу и беззвучно плакала, слезы текли ручьём и затекали в уши, потому что я не могла пошевелиться. И стыдно кому-то пожаловаться, потому что "вышла замуж — терпи", потому что город маленький, а у меня сын, и, да, потому что я не хотела, чтобы мой сын знал такое о маме. А теперь ‪#‎янебоюсьсказать.»

Не стоит себя переоценивать и надеяться, что с вами не произойдет то, чем делятся девушки под хэштегом #Янебоюсьсказать. Ни одна из нас не застрахована от того, чтобы стать жертвой насильника. Единственное, что мы можем сделать — это перестать терпеть и нарушить молчание, чтобы все те, кто однажды причинил нам боль, не смогли сделать то же самое с другими.

Мнения мужчин

После того, как в Интернете появилось огромное количество душераздирающих историй, свое мнение решили высказать и мужчины. Многие из них, конечно, оказались на стороне женщин, выразили им слова поддержки и даже рассказали о случаях жестокого обращения с собой. Такую историю поведал в на своей страничке в Facebook один из редакторов портала Meduza Андрей Козенко:

"Пойдем, помоги мне вещи перетащить, - сказал он. - Тут недалеко, а я тебе заплачу". Меня кольнуло, мне стало не по себе. Но было очень сложно отказать взрослому мужику. "Да чего он сделает-то", - так я думал. Мы прошли до моста через Глебучев овраг - это такое жутковатое место в моем городе. Бедные частные дома по обоим склонам. Убить там могли только так; да и вообще, в мои 12 лет стоимость жизни была довольно низкой.

Мы пошли под мост, прошли между двух заборов, за которыми были какие-то хибары. Прошли еще метров 30. Вокруг кусты, гнилые листья на земле. Конец сентября. Никого вокруг. Мужик остановился, расстегнул ширинку. "Сейчас за щеку возьмешь", - сказал он мне. Страх был просто космическим. Настолько, что я срывающимся голосом спросил: "Простите, что?".

Дальше все было на инстинктах. Я ударил его двумя руками в грудь, развернулся и побежал вверх по склону. Я цеплялся в эту чертову мокрую землю руками, карабкался как только мог. До сих пор думаю: если бы чувак был чуть расторопнее, меня бы с вами в этой уютной гостиной не сидело".

Однако были и те, кто попытался обвинить во всем жертв. Так, например, популярный пользователь ЖЖ Антон Носик в своем блоге назвал прошедший в Сети флешмоб «фестивалем домашнего порно»:

#ЯнеБоюсьСказать, что далеко не все воспоминания девушек о вынужденном сексе основаны на действительных событиях. Особенно — когда во всём мире флешмоб, и надо обязательно что-нибудь срочно такое про себя вспомнить. Именно сегодня, потому что завтра будет другой флэшмоб, про кошечек, отращивание усов или вёдра с ледяной водой…

#ЯнеБоюсьСказать кому-то помогает развить свои навыки creative writing, генерит мегабайты бесплатного домашнего порно, повышает аудиторию женского глянца и освобождает писателя, читателя, редакцию от лишнего стыда. Буквально как «50 оттенков серого».

Коллективное лицемерие кажется мне слишком серьёзной проблемой, чтоб просто сделать вид, что всякого, кто сегодня написал яркий эротический мемуар, я согласен считать жертвой насилия и проливать слёзы над его трагедией.

Таких как Антон на просторах Интернета набралось немало. С пеной у рта мужчины и женщины, особенно много психологов, пытаются доказать миру, это женщина виновата в том, что тот или иной мужчина не умеет держать свой отличительный половой признак в штанах. По этой же логике, получается, дети тоже виноваты в том, что они будоражат воображение невменяемых отморозков? А женщины, которых регулярно избивают и насилуют пьяные и склонные к садизму мужья, выходит, просто хотят поделиться своими приключениями?

Все бы здорово, если бы мнение осталось мнением. Однако подобные тексты вызывают новую волну — но уже не сочувствия, а агрессии. Тысячи необремененных интеллектом молодых людей, прочитав о том, что люди якобы сами подталкивают их к действиям сексуального характера, начинают открыто призывать к насилию и жестокости. А это, между прочим, уже статья Уголовного кодекса. Хотя никто, какого бы ни был пола и возраста не застрахован - это настоящий ад. У нас нет никаких гарантий, что мы не станем жервтой, но есть ли шанс хотя бы наказать насильника?

Что делать?

В современной России пока нет отдельного закона против домашнего насилия. Несмотря на то, что практически во всем мире уже давно никто не терпит издевательства домашних тиранов, в нашей стране законопроекты, запрещающие жестокое обращение с близкими, все еще находятся на стадии рассмотрения. Ближайшие два будут обсуждаться уже этой осенью. Хочется, верить, что после череды историй под хэштегом #Янебоюсьсказать, вызвавших широкий общественный резонанс, власти все же примут меры.

Радует, что первые шаги в этом направлении все-таки уже сделаны. 16 мая 2016 года Государственная дума приняла поправки к 116 статье Уголовного кодекса «Побои». Депутаты решили, что побои или иные насильственные действия, «совершенные в отношении близких лиц», тоже должны считаться преступлением с первого раза. «Близкими людьми» в этом случае признаются близкие родственники, а также опекуны, попечители, лица, состоящие в свойстве с рукосуем, или лица, ведущие с ним общее хозяйство, то есть гражданские жены и мужья. Таким образом, домашнее насилие впервые выделяется как отдельный квалифицирующий признак, своего рода отягчающее вину обстоятельство. За побои по экстремистским мотивам и в отношении близких обещается максимум 2 года лишения свободы, а за повторные побои в отношении чужих — максимум три месяца ареста.

Так уж вышло, что мы, женщины, по своей природе гораздо слабее мужчин. Так что постоять за себя физически удастся не каждой. Но все та же природа наградила нас умением оберегать себя и близких и это на данный момент наше главное оружие. Только объединив усилия мы можем перестать молчать и бояться, стать внимательнее к родным и сделать все, чтобы не давать их в обиду. Больше разговаривайте со своими детьми, избегайте отношений, в которых хотя бы однажды имело место рукоприкладство и не бойтесь заявлять на обидчиков в полицию.

Куда обращаться?

1. Московская служба психологической помощи: www.msph.ru Здесь можно получить помощь очно (запись по телефону 8-499-173-09-09), в скайпе, в переписке и по телефону (прямой бесплатный анонимный круглосуточный номер 051 с домашнего или 8-495-051 с мобильных).

2. Единый общероссийский детский телефон доверия (круглосуточный): 8-800-2000-122, в который могут обратиться как дети, так и родители.

3. Телефон доверия для детей и подростков: 8-499-189-68-60.

4. Телефон доверия центра «Сёстры» для женщин, переживших сексуальное насилие: 8-499-901-0201.

5. Кризисный центр «Анна» для женщин, переживших насилие в семье: 8-495-473-63-41.

6. Всероссийский бесплатный телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье: 8-800-7000-600.

7. Центр поддержки женщин «Надежда»: 8-495-492-46-89 (психологическая помощь, в экстренной ситуации женщине с детьми предоставляется временное убежище в любое время суток).

8. Кризисный центр помощи женщинам и детям, оказавшимся в трудной ситуации: 8-499-977-2010 (психологическая, медицинская и правовая помощь).