Почему мы доверяем фейкам в соцсетях? Простые советы, как не попасться в ловушку обмана и лжи
На нас влияют эмоции и даже время суток.
.
Словосочетание «фейковые новости» (fake news) признали главным в 2017 году по версии английского онлайн-словаря Collins Dictionary. С тех пор прошло почти шесть лет, но проблема с ложной информацией лишь усилилась. В соцсетях и классических медиа новостей становится только больше, и процент непроверенных сведений и откровенных фальшивок только растет.
Исследователи Microsoft Corp выяснили, что за последние 20 лет уровень внимания к одному посту упал с двенадцати до восьми секунд – это меньше, чем у золотой рыбки, которая концентрируется девять секунд. При этом показатель удержания видео (в том числе, в некоторых запрещенных в России соцсетях) еще меньше. В среднем, мы понимаем всего за три секунды, продолжим ли смотреть ролик или пролистнем дальше.
Но в это время всё еще можно уложить нужные сведения, и наш мозг всё равно усваивает даже ту информацию, которую получил за восемь секунд изучения поста или за три секунды просмотра видео. При этом больше 40% постов во всех социальных сетях потенциально считаются фейковыми. Разделите это число на 2 часа 24 минуты, которые мы в среднем проводим в соцсетях, и получится, что человечество вагонами потребляет ложь и фальшивки.
Почему мы всё еще доверяем фейкам? Потому что в них содержится понятная и уже переваренная информация, безоттеночное деление на черное и белое. При чтении таких новостей всё сразу становится ясно, кто хороший, а кто плохой, кто прав и кто виноват. Заголовки сразу подсовывают готовую картину мира, где не нужно углубляться в тему и дополнительно разбираться в деталях.
Но помимо скорости жизни влиянию фейков помогают и наши эмоции. «Погружаясь в чтение негативных новостей, мы притупляем критическое мышление», – подтвердила в YouTube-шоу «Киберэтика» психолог Олеся Васильева. То есть буквально, если нам попадается отрицательный заголовок, то организм уже сам дает волю чувствам и рационально не анализирует содержимое.
«Лобная доля мозга отвечает за контроль и саморегуляцию – что есть правда, а что неправда. А есть центр, который отвечает за эмоции. И когда мы читаем негативные новости, мы подключаем именно центр эмоций, а не тот, который отвечает за сознание, взрослость и раскладывание вещей по полочкам», – дала научное объяснение Васильева.
На способность отличать фейки от правды влияет даже промежуток дня, в который мы читаем новости. «Всё зависит от того, в каких объемах и даже в какое время человек смотрит новости, – сообщила в выпуске «Киберэтики» психолог Анетта Орлова. – Например, к вечеру префронтальная кора мозга уже устает, и нам сложнее правильным образом отбирать информацию. Другое дело, когда с утра мы лучше способны опираться на логическое мышление».
Как не стать жертвой фейка? Ответ, как и всегда, звучит достаточно просто. Но нелегко ему следовать: обращайтесь к оригиналу новости и всегда перепроверяйте источники информации. Если вы увидели в соцсетях пугающую статистику, то не поленитесь и потратьте лишние 5-10 минут на поиск подтверждения. Лучше найти два-три не связанных друг с другом источника, которые бы сообщили те же факты, что вас взволновали. Хорошенько запоминайте проверенные медиа и новостные агрегаторы, в которых прочли правду, и почаще возвращайтесь к ним.
Почему это важно: сравните себя с красивым трехпалубным кораблем. Капитану (вашему мозгу) нужно получать верные показания компаса, карт и направления ветра, чтобы вести судно в нужном направлении. Если хоть один инструмент выйдет из строя, корабль собьется с верного пути и в конце концов разобьется о скалы.
Еще больше примеров того, как безопасно жить в интернете и не попасть в ловушку онлайн-восприятия, можно узнать на YouTube-канале «Киберэтика». Ведь сейчас нужно следить, что происходит в политике и экономике, чтобы принимать правильные решения. И только при отделении правды от лжи можно увидеть полную картину, и уже на ее основании планировать и выстраивать навигацию собственной жизни. Для этого достаточно тратить хотя бы лишние 10 минут на фактчекинг.