Сказкотерапия для взрослых: что это такое и как она работает

Сказкотерапия - направление в психологии, когда через любимые сказки мы можем «заглянуть» в мир бессознательного, проанализировать, по какому жизненному сценарию мы двигаемся.

Legion-Media

.

Исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл говорил, что в любой сложной ситуации важно подобрать правильную сказку, с помощью которой вы можете найти выход из любой ситуации. В его книге «Путь героя», которая входит в список лучших и самых влиятельных книг по версии журнала Times, показан цикл жизни героя – 12 этапов. Все эти этапы соотносятся и с обычной жизнью реального человека. Кризис среднего возраста, поиск призвания, начало нового этапа в жизни – всё это так часто сопровождает нас на пути жизни. По такому принципу написаны все сказки, по такому принципу развиваемся и мы. Просто через сказки быстрее становится понятно, на каком «этапе» своего реального пути застрял человек.

Legion-Media Legion-Media

Магия сказки

Работать со сказкой можно несколькими способами:

  1. вместе с психотерапевтом проанализировать вашу любимую детскую сказку;
  2. дописать/переписать сказку;
  3. написать лично под вас терапевтическую историю.

Поговорим про первые два способа.

Детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу «О пользе волшебства. Значение и смысл волшебных сказок», где обобщил свой опыт использования сказки в работе с травматичным психоэмоциональным состоянием детей. Когда мы разговариваем со взрослым, который вспоминает свою любимую детскую сказку, мы словно протягиваем руку к его внутреннему ребенку.

Вся «невербалика» человека показывает, какие эмоции он испытывал в далеком детстве от любимой сказки или персонажа, равно как и наоборот – пугающих его персонажей и моментов в сюжете. Стоит внимательно слушать, как человек рассказывает свою сказку: на чем акцентирует внимание в пересказе, каких героев «забывает» упомянуть, на каких делаете основной акцент, какие эпизоды из общей канвы сюжета в целом опускает… В таком диалоге с психологом, который вовремя задаст уточняющие вопросы, и скрывается вся «соль» общения человека со своим бессознательным.

После пересказа сказки и обсуждения эпизодов и героев, мы либо переписываем сценарий, выстраивая свою линию сюжета сказки. Чтобы уже перестать спасать Чудовищ, заботиться о семерых гномах, обращать внимание на «кудахтание» всех в курятнике относительно внешности Утенка. Либо дописываем нужны эпизод сказки или меняем поведение героя. Все это на словах кажется легко, а в реальности иногда даже сказку пересказать сложно бывает, ком в горле встает, а не то, чтобы переписать сценарий…

Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень» Кадр из фильма «Гарри Поттер и философский камень»

Знакомый сюжет

Взрослым сказки время от времени вообще стоит перечитывать… «Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми, чтобы снова читать сказки», – фраза Клайва Стейплза Льюиса, автора Хроники Нарнии, очень актуальна в сегодняшнее время.

Когда вы последний раз читали сказки? Не детям, а сами себе. Ведь такие «сказки» как «Полианна» Элинор Портер, «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена – напоминают о самых важных человеческих ценностях, о которых во взрослой суете жизни мы часто забываем, – о любви к своим близким, верной и искренней дружбе, честности и смелости в принятии непростых решений, верности своему слову и себе. К тому же, когда вы перечитываете заново сказки, вы невольно погружаетесь в свое детство или в тот момент, когда вы впервые прочитали книгу или услышали ее, возможно, от родителей….

Кадр из фильма «Золушка» Кадр из фильма «Золушка»

Терапевтическая история

Теперь про третий способ работы со сказкой – написание терапевтической истории под личный запрос. Если в первых двух случаях мы разбираем уже имеющиеся варианты сказок, дописывая или анализируя их, то в случае с терапевтической историей – действие строится по-другому.

Терапевтическая история пишется без сказочного сюжета и вымышленных персонажей, а про самого человека и его проблему, где главное средство психотерапевтического воздействия – метафора. Метафора и аллегория позволяют человеку выбрать комфортное состояние или дистанцию, чтобы посмотреть на проблему со стороны и под новым углом. И на бессознательном уровне действует точнее и четче. Благодаря чему найти способы разрешения конфликта – легче.

Суть терапевтической истории заключается в правильно подобранной метафоре, которая точечно действует на мозг и как бы «вскрывает» проблему, оставляет, как модно, говорить – «инсайт».

«Алиса в Стране чудес» «Алиса в Стране чудес»

Иммерсивные спектакли

В последнее время появился еще один вариант психологического погружения в тайны своей души – это иммерсивные спектакли. Это тоже некий вариант арт-терапии, где зрители являются актерами спектакля и проживают заданные сценарием эмоции. Очень часто гости попадают в триггерные моменты. Это может быть погружение в детство (причем не самые приятные его моменты) или в обстановку, напоминающую о скором уходе из жизни… Такие спектакли заставляют задуматься о бренности свой жизни или вскрывают иные «цепляющие» моменты психики.

Есть и мотивирующие и жизнерадостные спектакли, которые побуждают к действию и усиливают веру в себя. В частности, на большой спортивной арене в Лужниках недавно появился спектакль, в котором огни великого стадиона зажигают только для группы людей, которые проходят спектакль, чтобы они поверили в свои мечты и в то, что в их жизни все получится!

При выборе метода психотерапии важно понять, что сказкотерапия  – это все же арт-направление, глубокие травмы лучше решать совместно с классическим подходом. Но так как в нашем ДНК заложена любовь к сказкам с детства, мы острее их чувствуем, поэтому эффект от осмысленного разбора любимой сказки или написанной терапевтической истории под конкретный запрос героя может быть наступить гораздо быстрее долгой терапии. 

Наш эксперт: Лилия Дасаева - сказкотерапевт, режиссер, архитектор по созданию сообществ, автор иммерсивного спектакля «Мечтай. Сейчас самое время» Наш эксперт: Лилия Дасаева — сказкотерапевт, режиссер, архитектор по созданию сообществ, автор иммерсивного спектакля «Мечтай. Сейчас самое время»