Синдром самозванца или некомпетентность? Как отличить?
В последнее время тема синдрома самозванца очень популярна. Многие объясняют свое бездействие именно этим. На деле же нежелание действовать может быть вызвано обычной некомпетентностью, а инструменты работы в обоих случаях будут разные. Вот почему так важно различать эти два понятия. Чем отличается синдром самозванца от недостаточной компетентности, рассказала Татьяна Казначеева – маркетолог, специалист по продажам и поиску клиентов, продюсер онлайн-курсов, эксперт по бизнесу.
.
- «Мне просто повезло», или что такое синдром самозванца
Очень многие действительно хорошие специалисты сталкивались с этим явлением хотя бы единожды в жизни, а некоторые сосуществуют с этим чувством постоянно. Синдром самозванца – это когда вы как специалист способны дать клиенту результат, но при этом не способны присвоить себе эту заслугу. Вы часто думаете, что не обладаете необходимым набором знаний, умений, качеств, навыков, что вам просто «повезло». И внутри постоянно живет страх, что вас «разоблачат».
Есть даже определенный круг, по которому проходит человек, считающий себя самозванцем:
- тревога, что с поставленной задачей он не справится (и здесь количество лет опыта, обучения и практики специалиста не играет роли);
- из-за тревожного чувства человек начинает очень много работать или, наоборот, прокрастинирует и тянет до последнего момента;
- после получения позитивной обратной связи пытается объяснить результат благоприятным стечением обстоятельств.
Например, психолог поработал с женщиной, и она смогла выстроить хорошие отношения с мужем, или найти себе спутника жизни. То есть после консультации у клиентки произошли положительные изменения. А специалист думает: да, результат есть, но, возможно, на это повлияли и другие причины. И начинает искать, какие именно факторы сработали «на самом деле». А ведь, по сути, именно психолог дал человеку положительный итог с помощью своих умений, знаний, навыков, но не способен признать, что это – его заслуга. Именно так и работает синдром самозванца.
Но чаще всего встречается другое явление, обуславливающее бездеятельность и страхи.
- Как отличить некомпетентность от синдрома самозванца?
Чаще всего человек, который пока не способен дать хороший результат, начинающий специалист без внушительных кейсов и итогов, испытывает неуверенность. И это нормальное, вполне объяснимое в такой ситуации чувство. Но к синдрому самозванца оно никакого отношения не имеет.
Это банальная некомпетентность и прорабатывается она по-другому. Когда вы не уверены, что ваш продукт, услуга способны дать нужные итоги, когда сомневаетесь, что сможете привести клиента в заветную и желанную точку Б, нужно работать не с головой, а с тем, что вы предлагаете.
Очень большая разница, когда есть потребность дать клиенту просто знания, а когда – результат. В последнем случае подход к продукту немного другой. Поскольку здесь во главе угла стоит желание быть уверенным в результативности, работа происходит немного «на вытяжку». То есть вы идете в то, чего раньше никогда не делали, приглашаете дополнительно смежных специалистов, добавляете какие-то фишки, интересные схемы. Даете клиенту свой продукт как инструмент для получения результата.
В этом и заключается главное отличие. Когда вы – отличный мастер, продукт у вас результативный, а присвоить себе заслуги не можете – это синдром самозванца. А когда нужно отточить услуги, поскольку вы начинающий специалист или продукт недостаточно хороший, – это некомпетентность.
И в зависимости от того, что у вас, вы работаете по-разному, используете вариации инструментов, чтобы эту проблему устранить.
- Что делать?
Если у вас обнаружился синдром самозванца, необходимо работать с головой: это состояние преодолеть можно с помощью психотерапии. Найдите хорошего специалиста, который поможет сделать вашу жизнь качественно лучше и избавит от ненужных иррациональных страхов.
А если это некомпетентность, которая по сути является неуверенностью, то здесь нужны результаты, кейсы. Это возможно лишь путем постоянного оттачивания своего продукта, услуги. Необходимо «докрутить» их до такого состояния, чтобы клиент, воспользовавшись предложением, смог достичь заявленного результата.
- Важно знать
Очень часто людей останавливает страх, неуверенность и ощущение дискомфорта. Они хотят узнать, как перестать бояться, как справиться с этими чувствами. И тогда вся энергия и силы уходят на поиск решения, а действия откладываются на потом, когда получится избавиться от страхов.
Получается замкнутый круг: для получения результата нужно действовать – из-за страха действия откладываются – результата не случается.
А ведь все эти чувства пропадают только после получения положительных итогов клиента. Очень важно научиться действовать, несмотря на отрицательные эмоции и тревожность, чтобы вырваться из замкнутого круга и заявить о себе как о профи.