К просмотру обязательно: шоу «Прекрасная М» в Санкт-Петербурге

…чтобы одна из мартовских пятниц заиграла для вас новыми красками, а поездка в Питер на уик-энд стала незабываемой

DR

У жителей Москвы существует одна традиция — ездить #ВПитерНаВыходные. Но за прогулками по Английской набережной, кофе у Казанского и песнями под гитару на квартирнике у творческих друзей, мне кажется, мы немного подзабыли о Питере другом — оперно-балетном. Лично я знаю не очень много людей, которые едут туда с целью культурно-просветительской. А ведь это — корень его истории и его мировая слава. Лучшие артисты со всего света мечтали блистать на сцене Мариинки, и блистали.

Блистала и русская балерина, заслуженная артистка России, обладательница премии «Золотой софит» за балеты Эйфмана «Красная Жизель» и «Кто есть кто» Вера Арбузова. Почему в прошедшем времени — так это оттого, что в последние пару лет она работает в качестве хореографа. Не считая 2017-го. В феврале этого года Вера вернулась на сцену — ради главной роли в постановке «Прекрасная М».

Правда, речь теперь не о Мариинке, а о модном современном пространстве «Ленинград центр» — бывшем (и сильно реструктурированном) кинотеатре «Ленинград», что в Таврическом саду. Сейчас это даже не театр, а чудо инженерной мысли, напичканное технологическими новинками. Так, вход в зрительный зал скрыт за самой протяженной в Европе видеостеной, а занавес выполнен из «живой ткани», создающей эффект 3D. Люстра вообще представляет собой кинетическую скульптуру из тысячи LED-шаров.

И здесь показывают «Прекрасную М» — шоу, что в афишах описывается как «эксцентричное, метафоричное повествование о судьбе великой актрисы, которая на излете своей блистательной карьеры предается воспоминаниям, увлекая зрителя в мистическое путешествие во времени и пространстве».

С одной стороны, все так и есть. С другой — в рекламной кампании делается упор именно на участие Веры Арбузовой, хотя на самом деле ее роль — лишь часть того, чего следует ожидать. Все шоу целиком — это невообразимая феерия, которая бьет по всем органам чувств, и сколько бы описаний вы ни прочитали до — все равно не будете готовы. В хорошем смысле.

Итак, в городе N жила прекрасная М...

В центре сюжета оказывается героиня, которая на протяжении всего действия будет появляться в разных возрастных ипостасях. Это канва, красная нить, на которую, как гирлянды, нанизаны отдельные сцены. И каждая сцена — это отдельное представление со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Не во всех физически участвует сама балерина — скажем так, это ее жизнеописание, элементы ее воспоминаний, воплощенные разными артистами.

Подчиняясь развитию сюжета, сцена «Ленинград Центра» превращается то в дореволюционный Петербург, то в блистательный Париж, то в туманный Лондон, то в сверкающий огнями Нью-Йорк. Здесь и типичный Бродвей с его танцами, и балетный танец страсти, в котором без труда угадывается измена, и французская фантазия со своеобразным «Мулен Руж», и ирландский танец под шотландскую волынку, и массовое танго, и одиночное фламенко, и танец-секс в исполнении троих акробатов, и то, чего не увидишь в спектакле или мюзикле, — воздушная гимнастика!

Последнее, конечно, впечатляет сильнее всего: когда видишь хрупкую девушку, что без видимой страховки исполняет трюки на качели где-то в районе потолка, буквально сжимается сердце!

Это — элемент, который приравнивают к элементам Cirque Du Soliel. Дело в том, что в постановке задействована бывшая артистка этого цирка Полина Волчек, она же чемпионка мира по pole dance в 2016 году; также здесь можно увидеть лучшего воздушного гимнаста 2016-го Алексея Ишмаева, участников шоу «Танцы на ТНТ» Стаса Литвинова и Кейко Ли и участницу шоу «Танцуй» Викторию Чапайкину.

За музыкальное сопровождение — в живом исполнении! — отвечают такие певицы как полуфиналистка проекта «Голос» и участница шоу «Точь-в-точь» Ксана Сергиенко и участница шоу «Голос» Лилия Замулина.

Всех участников шоу «Прекрасная М» перечислить сложно, потому что оно буквально «упаковано» прекрасными артистами-универсалами — танцующими и поющими. Но не думайте, что этот факт превращает шоу в обычный мюзикл — здесь совершенно другой жанр, другая подача и, следовательно, совершенно другое впечатление. А главное в постановке (на мой авторский взгляд) — не сюжет и не качество актерской игры, а зрелищность, которая заставляет зрителя следить за действием не дыша и не отрывая взгляд.

Этому содействуют и невероятные костюмы артистов. Для Веры Арбузовой их создала дизайнер Алена Ахмадуллина — они сшиты вручную из кружева и фактурного шелка с фирменными принтами, которые дополняют объемные детали и вышивка. Помимо Ахмадуллиной, над костюмами также работали такие корифеи российской fashion-индустрии, как Янис Чамалиди и Полина Раудсон. Всего для шоу было произведено около четырехсот различных предметов одежды.

Над декорациями тоже тщательно поработали: для постановки был заказан оригинальный цирковой реквизит, в том числе полетные устройства, подъемно-спусковые механизмы и прочие необходимые механизмы. Над оформлением сцены трудился пул молодых московских и петербургских художников — Иван Складчиков, Савва Савельев и другие. Декорации, как это делалось еще в старом театре, расписывались вручную и были «оживлены» с помощью 3d-мэппинга вместе с костюмами, которым таким образом придали визуальную подвижность.

Поклоны: режиссер шоу Феликс Михайлов и артисты

В истории современного театра, как говорят создатели, подобных постановок с таким мощным акцентом на детали еще не было. И я с этим полностью согласна: здесь каждый человек и каждая деталь абсолютно на своем месте.

Махнем в Питер на выходные?

Раписание шоу можно посмотреть здесь.

Продолжительность: полтора часа с антрактом.

Возрастная категория: 18+