Выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства»

С 20 октября по 19 февраля в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие».

Марк Шагал. Вид в сад (Интерьер на даче). 1917. Музей-квартира И.И. Бродского

Проект реализован совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Ельцин Центром. В экспозиции будут представлены работы Марка Шагала, Казимира Малевича, Льва Юдина, Константина Рождественского, Анны Лепорской, Ильи Чашника, Николая Суетина, Валентина Курдова, Веры Ермолаевой, Михаила Векслера, Павла Филонова, Михаила Матюшина, Эдуарда Криммера, Роберта Фалька, Дмитрия Санникова, Ивана Гавриса и других. Это картины, графика, малые скульптурные формы и керамика из ведущих российских художественных музеев и частных собраний.

Впервые выставочный проект был показан в арт-галерее Ельцин Центра (5 ноября 2021 — 20 февраля 2022). Московская версия существенно дополнена и расширена, в том числе графикой из Третьяковской галереи, супрематистским фарфором из Государственного Эрмитажа и Музея-усадьбы «Кусково», живописью из Витебского областного краеведческого музея.

Важнейшей частью московской выставки станет специальный проект «Я — Малевич» — новаторский эксперимент, сочетающий исследования, игровые элементы и цифровые технологии, который предложит зрителям увидеть выставку глазами одного из десяти художников, чьи работы представлены в экспозиции. С помощью своего смартфона, наушников и QR-кода игры «Я – Малевич» посетитель сможет выбрать, от чьего лица посмотреть выставку. Путешествие с каждым героем продолжительностью около 15 минут позволит зрителю — как впервые встретившемуся с авангардом, так и искушенному — погрузиться в хитросплетения художественной жизни начала ХХ века, пройти жизненный и творческий путь выбранного персонажа, по-новому взглянуть на авангардные произведения и понять, как зарождалось новое искусство 100 лет назад. Специальный проект доступен по входному билету на выставку и рекомендован для зрителей старше 10 лет.

Центральная тема выставки — история одного из наиболее ярких этапов деятельности Казимира Малевича по созданию новаторской школы авангардного искусства: от формирования объединения УНОВИС («Утвердители нового искусства») в Витебском художественном училище, куда Малевич был приглашен преподавать в 1919 году, до периода постсупрематизма 1930-х, когда около мастера остались только самые верные ученики.

Трактат «Мир как беспредметность», написанный Казимиром Малевичем в 1921–1922 годах, подвел итог более чем десятилетней живописной эволюции художника. Супрематизм стал одной из основ авангарда, глобально определил путь его развития, сделал его уникальным и неповторимым, а для учеников и последователей мастера теория беспредметности превратилась в своего рода религию.

Одним из главных источников информации о зарождении и развитии супрематизма являются дневники ученика Малевича, художника Льва Юдина, впервые опубликованные в 2017-м Ириной Карасик («Лев Юдин. “Сказать — своё…” Дневники. Письма. Документы. Свидетельства современников»). С опорой на исторические документы кураторы прослеживают формальные и неформальные связи художников, стремясь заполнить фактологические лакуны и детализировать представление о круге Малевича.

Экспозиция представит три периода:

  • от Витебской художественной школы до основания УНОВИСа и роста его популярности в 1919–1921 годах;
  • создание Государственного института художественной культуры (Гинхук, 1922) в Петрограде и становление научной работы в институте под руководством Казимира Малевича;
  • после закрытия Гинхука в 1926 году, когда супрематизм и другие авангардные направления становятся объектом обвинений в формализме и вытесняются официальным советским искусством.

К выставке будет издан каталог, статьи для которого подготовлены британским историком искусства и президентом Общества Малевича Кристиной Лоддер, историком искусства и автором-составителем «Энциклопедии русского авангарда» Андреем Сарабьяновым, профессором Института искусства Курто в Лондоне Натальей Мюррей, историками искусства Ириной Карасик (Государственный Русский музей) и Татьяной Горячевой (Государственная Третьяковская галерея).