На Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова покажут спектакль «Чрево»

Постановка молодого режиссера Андрея Гончарова по тексту Евгения Замятина.

Фото: Александра Торгушникова Ольга Литвинова и Артём Быстров

Спектакль «Чрево» вышел из режиссёрской лаборатории «После революции (драматургия и проза 1920–1930-х)», прошедшей в МХТ им. А.П. Чехова в 2018 году. Это ранняя проза Евгения Замятина – удивительного стилиста, прозаика. Он вырос в среде Серебряного века, а писал в основном в эпоху становления большевистского государства. Рассказ 1915 года – первая попытка подобраться к большой повести «Наводнение», которая в последние годы активно ставится в российском театре. 

Ольга Литвинова Ольга Литвинова

Страсть, любовь, вожделение, страх смерти, земля рожающая, урожайная и земля, в которой умирают, преступление и наказание, женщина и мужчина, душа и тело – вот темы, интересующие Замятина, пишущего в кризисную, сокрушающую основы эпоху. События рассказа «Чрево» протекают в глухом провинциальном углу России. Замятин изобразил «типичную семью из народа». Героиня рассказа – крестьянка Афимья, замужем за нелюбимым мужчиной Пётрой, который намного старше ее. Типичный замятинский сказ превращается в метафорическое действие и почти оперу. Слова пропеваются, создавая красивые формы, описывающие не всегда приглядную, не всегда красивую крестьянскую жизнь.

Артём Быстров Артём Быстров

В спектакле заняты: Ольга Литвинова, Артём Быстров, Антон Лобан и Андрей Максимов. Режиссёр – Андрей Гончаров, «Чрево» – его на сцене МХТ им. А.П. Чехова. 

Ольга Литвинова и Артём Быстров Ольга Литвинова и Артём Быстров

«В этой истории мне интересна сценическая форма, позволяющая звучать авторскому тексту в театральном пространстве. Концентрация событий в рассказе, происходящих с его героями перемен в единицу времени очень высока. Текст плотный, густой и жёсткий. Героиня рассказа доходит до «точки невозврата», в которой совершает убийство собственного мужа. При этом неожиданным образом в финале для Замятина оказывается важным, что эта женщина своим лицом, и глазами, и сжатыми губами напоминает жителям её села лик Богородицы. Замятин оставляет Афимью в тот момент, когда она покидает свой дом, в котором столько пережила. Один из главных вопросов: для чего этой красивой молодой женщине необходимо было через всё это пройти и остаться живой? Насколько она вообще виновата в случившемся? Думаю, что человеку не нужно создавать таких условий, которые могут довести его до чревного, животного состояния, когда уже никакие социальные границы не работают, когда невозможно апеллировать к каким-то общепринятым нормам. Они стёрты, их просто нет. Мы недооцениваем энергию, которая рождается в человеке, доведённом до такого состояния. И это, на мой взгляд, во многом про сегодняшний день», — рассказывает режиссер Андрей Гончаров. 
 

Андрей Гончаров Андрей Гончаров

Где: Новая сцена МХТ имени А.П. Чехова

Когда: 14 и 15 мая 2022