Премьера недели: «Контрабас (Новое звучание)» в МХТ им. А.П.Чехова

15 и 16 апреля на Основной сцене театра МХТ им. А.П.Чехова выходит обновленная версия спектакля по монопьесе Патрика Зюскинда.

Фотографии: Александра Торгушникова Артём Волобуев

Спектакль «Контрабас» с Константином Хабенским в главной роли с огромным успехом шел на сцене МХТ восемь лет. Однако теперь художественный руководитель театра передает эстафету одному из его ведущих актеров – Артёму Волобуеву. Накануне премьеры создатели спектакля и исполнитель главный роли ответили на вопросы журналистов и рассказали о том, как уже знакомая многим история обретает не только новое звучание, но и новые смыслы.

Артём Волобуев и Константин Хабенский

«Для меня это важный этап работы, –  признается Хабенский. – Я не собирался «контрабасить» до финишной прямой, и идея обновления спектакля родилась во мне еще два года назад. Почему я предложил попробовать осуществить ее именно Артёму? Он невероятно гуттаперчевый актер, который может держать зрительный зал, держать режиссерскую задачу».

Важно отметить, что это не чистое копирование предыдущей постановки. Волобуев не только не повторяет рисунок прежнего спектакля, но сам становится его отправной точкой. 

Артём Волобуев

«Несмотря на то, что декорации остаются прежними, они уже используются по-другому, их возможности становятся намного ярче и фантазийнее. Уже другой и сам рисунок роли, и характер героя, и его темперамент», – отмечает Константин Юрьевич.

Однако в центре повествования по-прежнему остается трагедия одного «маленького человека», его взлеты и падения в большой музыке.

«Не каждый человек в жизни, пройдя уже какой-то путь, особенно это если музыкант или актер, может найти в себе силы сказать, что он занимается не своим делом. И вот эта почти двухчасовая история – путь человека к этим словам», – объясняет Хабенский. 

Артём Волобуев и Константин Хабенский

Сам Артём Волобуев называет идею своего ввода на эту роль предложением, от которого было невозможно отказаться:

«Когда Константин Юрьевич предложил мне эту затею, было очень страшно, и страшно до сих пор! Но, с другой стороны, в этом есть какой-то дух авантюризма, какой-то риск, на который мне захотелось пойти», – рассказывает Волобуев.

В репетиционном процессе Константин Юрьевич участвовал лично, помогая своему преемнику найти свой собственный путь в этом спектакле.

Артём Волобуев

«Он предложил мне постараться по-своему прожить эти два часа. Работать честно, не жалеть себя, открываться и снимать свои старые штампы, которые остались от предыдущих спектаклей, менять мой способ существования на сцене», – говорит Артём.

«Мы фантазировали, придумывали, а я всегда с большим удовольствием занимаюсь фантазированием и хулиганством», – добавляет Хабенский. 

Главный принцип новой постановки – никакого механического повтора – отмечает и режиссер «Контрабаса» Глеб Черепанов.

«В данном случае новая версия спектакля – это не просто слова, – подчеркивает Черепанов. – У него теперь есть и другие мизансцены, у него другая продолжительность и даже другой финал. Это не просто ввод, как это бывает в театрах. По сути это новый спектакль».

Артём Волобуев

Пространство сцены – одно из главных действующих лиц спектакля. Оно не только рождает в зрителе множество ассоциаций, но и звучит на протяжении всего действия.

«Герой играет на чем угодно, на разных предметах, которые его окружают, на мебели – но только не на контрабасе. Все пространство вокруг него звучит, но не звучит главный инструмент – и это была одна из первых наших идей, – рассказывает Черепанов. – Вместе с художником Николаем Симоновым мы придумывали пространство так, чтобы оно было бытовое, в то же время очень метафорическое, но главное – звучащее. Например, специально для этого спектакля были созданы стулья, на которых можно играть смычком».

Генеральный партнер МХТ им. А.П.Чехова – Банк ВТБ.