Сергей Безруков представил спектакль «Казанова. Ars Vivendi»

16 ноября Фонд поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова представил в Московском Губернском театре премьеру красочной комедии «Казанова. Ars Vivendi». Весёлым спектаклем режиссёр-постановщик и исполнитель главной роли Сергей Безруков, по его словам, решил порадовать зрителей, уставших от бесконечных локдаунов.

Сергей Безруков и Анна Матисон с детьми

«Ars Vivendi» — в переводе с итальянского «искусство жить». Неисправимый итальянский авантюрист Джакомо Казанова (главную роль исполняет сам режиссёр Сергей Безруков) появляется при дворе русской императрицы Екатерины II (Янина Соколовская) в надежде поправить финансовые дела гонорарами за свои смелые проекты. Запас идей предприимчивого иностранца неисчерпаем — императрице он предлагает открыть картинную галерею под названием Эрмитаж, устроить государственную лотерею, а Ломоносову хочет недорого продать секрет философского камня…

Постановка Сергея Безрукова — это не классическая комедия положений, а трагифарс, в котором есть место не только гротескно-комичным образам, но и глубоким переживаниям. Казанова на сцене МГТ — не просто герой-трикстер, способный завоевать сердце любой женщины и выпутаться из самой сложной ситуации. За его уверенностью и лёгкостью прячется всё тот же ребёнок, который провёл детство в ожидании матери – вечно гастролирующей актрисы. Теперь и сам Джакомо не знает, что такое дом, не может ни дать, ни принять настоящую любовь, обречённый на роль вечного скитальца.

Весь спектакль пронизан светлой иронией. Смеяться заставляют и острые шутки Казановы, и прямолинейная грубость графа Орлова (Сергей Сафронов), и обманчиво простодушные реплики Ломоносова (Сергей Степин), одержимого наукой, и, конечно, замечательный дуэт фрейлин императрицы — Марьи Саввишны Перекусихиной (Юлия Куварзина) и Анны Степановны Протасовой (Зоя Бербер).

Над костюмами и декорациями работала Анна Матисон. «Главное для нас была не музейная точность XVIII века, а создание ощущения эпохи при помощи стилизации. Каждый костюм отражает наиболее яркие черты персонажа», — поясняет она. Так, Екатерина во время спектакля появляется в трёх разных образах: в церемонном сине-розовом платье с огромной юбкой-панье, но с верхом, стилизованным под военный китель, далее это мундирное платье, а на карнавальном балу — откровенно мужской костюм в Наполеоновском стиле. Это отвечает развитию персонажа.

«Танцевать в пышной юбке и тесном корсаже мне было непросто», — говорит Янина Соколовская. Из всех нарядов героини актрисе больше всего нравится мужской костюм. «Когда я узнала, что буду играть Екатерину II, почувствовала трепет и кайф, — поделилась Янина. — Я очень люблю эту эпоху, с детства ей интересовалась и, конечно, во время работы над образом перечитала много документальных материалов. Однако в нашем спектакле Екатерина — прежде всего сильная женщина. Мы позволяем зрителю посмотреть на растиражированный образ императрицы под новым углом».

После ноябрьских показов спектакль «Казанова. Ars Vivendi» можно будет посмотреть 24 декабря и 18 января.

Напомним, что в создании постановки принимал участие Фонд поддержки и развития социокультурных проектов Сергея Безрукова, учреждённый в 2013 году. Фонд помогает претворять в жизнь концепцию Сергея Безрукова «Театр для людей», содействует постановке театральных представлений и спектаклей, съемке фильмов, проведению культурных мероприятий. Также Фонд осуществляет финансовую поддержку при постановке спектаклей Московского Губернского театра и даёт возможность сделать их доступными для незрячей аудитории.