5 причин посетить спектакль «Солярис»

C 4 ноября во втором корпусе Музея Москвы начнутся показы проекта Solaris — спектакля и выставки по мотивам фильма Андрея Тарковского — при участии театра «Практика» и Музея Москвы.

dr

Вопросы этики ближайшего будущего в спектакле воплотят блестящие актеры Владимир Мишуков («Содержанки»), Мириам Сехон («Сохрани мою речь навсегда», «ВМаяковский»), Игорь Миркурбанов, Александра Черкасова-Служитель и другие. А обрамит постановку новая и первая музейная выставка арт-группы ППСС (художников Павла Пепперштейна и Сони Стереостырски).

И вот 5 причин, почему этот проект лучше не пропускать.

Причина № 1. Актерский ансамбль, который сложился. 

В спектакле собралась очень сильная команда актеров. Как признается сам режиссер, кастом этого проекта  он очень дорожит. «Не только сам спектакль экспериментальный, эксперимент для меня – работа с этим актерским ансамблем», — рассказывает режиссер Дмитрий Мелкин, добавляя, что разрабатывая драматический рисунок, он многому учился у них. «Володя Мишуков здорово подошел на роль Криса, потому что в жизни он сам задает себе неудобные вопросы. Его персонаж —  психолог. Раскрывая секрет, в спектакле мы не летим в космос, но мы попадаем в некий психокосм, это территория размышлений современного человека о собственном будущем».

Причина № 2. Актуальная повестка, которая считывается без специальных акцентов.

«Солярис» сам выстраивает вокруг себя богатый контекст. Мы оставляем свои образы жить по ту сторону экрана, наши аватары присутствуют в виртуальном пространстве, которое начинает определяющим образом  влиять на нашу жизнь. Спектакль позволяет задуматься о природе подобного расслоения и посмотреть на своё цифровое отражение, отброшенный образ. Но это лишь одна из тем для размышлений. Готовы ли мы к вызовам, которые ставит перед нами современная гендерная повестка? Кажется, что мы застреваем в патриархальном безумии, хочется понять какие культурные фреймы формируют меняющиеся отношения мужчины и женщины — темы, о которых в «Солярисе» напрямую ничего не сказано – они проявлены контекстуально.

Причина № 3. Увидеть спектакль, чтобы перечитать «Солярис» Лема и пересмотреть одноименный фильм Тарковского — и сравнить источники.

Общеизвестно, что писатель-фантаст Станислав Лем не был доволен тем, что создал режиссер Тарковский, называл получившееся «достоевщиной». Станислав Лем предлагал взгляд из космоса на человека, а Андрей Тарковский разглядывал космос глазами героя, у него космос пугающий и неприятный, а герой наполнен традиционными гуманистическими установками.

Тарковский стремился к психологической достоверности, продумывал земные сценарии героев. Напротив,  отрываясь от земного, Лем, как и ныне живущий философ Грэм Харман, думал о том, что человечество — часть более сложной, объективной картины мира. Не только человек влияет на эволюцию, возможно  технологии сами определяют развитие человечества. Две разные картины мира, два противоположных материка — зрителю предстоит разобраться, к какому полюсу тяготеют режиссер и создатели проекта.

Причина № 4. Увидеть спектакль, чтобы посетить новое пространство Провиантских складов и ещё раз разобраться, что такое site-specific.

Выпускник Лондонской школы исполнительских искусств (London International School of Performing Arts) режиссер Дмитрий Мелкин наследует европейской театральной традиции — педагогике Жака Лекока видит драйв в том, что развивается независимо от классического репертуарного театра и традиционного представления о создании спектакля. «Совершать путешествие по ту сторону экрана — сложное сценографическая задача, которая подразумевает создание не предметной виртуальной среды.Тут нужно изобретать особенный минималистический прием. Например, медиа, которые отчасти должны стать на место традиционной сценографии», — делится режиссер. Спектакль, вошедший в симбиоз пространством провиантских складов, объединен с новым выставочным проектом — «Музеем подсознания Москвы», созданным арт-группой ППСС. Работы Паши Пепперштейна и Сони Стереостырски окружат сценическое пространство «Соляриса», и с помощью технологий от коллектива Immerse Lab перенесут зрителей в измерение дополненной реальности. Как после этого не задуматься на тему цифрового бессмертия?

Причина № 5. Послушать группу Race to Space и погрузиться в звуковое измерение проекта.

Музыкальная форма сильно влияет на драматический рисунок, жанровую эстетику и всё устройство спектакля «Солярис», создатели которого говорят, что проект похож на сложный медиафайл, внутри которого создается и существует постановка. Одной из главных составляющих этого файла является звук. Зрителей прямо внутри спектакля ждет лайв московской электронной группы Race to Space (солистка которой — актриса спектакля Мириам Сехон), а также интересный генеративный сайд-дизайн от композитора и музыканта Дмитриия Павлюкова.