Юлия Снигирь и Антон Шагин в фантастической драме Валерия Фокина «Петрополис»

Репортаж со съемок фильма о встрече глав ядерных держав с инопланетянами.

Максим Ли и Ксения Угольникова (предоставлено компанией «Интерфест») Юлия Снигирь и Антон Шагин

«Уходим все с кладбища на пляж!»,  «Встречаемся в Японии!», «Я сейчас в Америке!», «А я в Питере», – такими репликами постоянно хрипят рации на съемочной площадке фильма Валерия Фокина «Петрополис». На территории бывшего трубного завода в Москве построена  огромная декорация фильма  общей площадью 7000 кв.м, – похоже, самая масштабная декорация из всех, что  строились  в закрытых помещениях. 

В декорации – около 20 локаций, в которых соединилось  три страны –  Россия, Америка, Япония.  Не только интерьеры, но и улицы с магазинами, барами и проезжей частью, кладбище и даже вилла на пляже в Майами.  На этом пляже  и размещается съемочная  группа, когда снимается сцена на кладбище.  Каждый приходящий на площадку, глядя на американскую виллу, восклицает одно и то же – «Я бы здесь жить остался». Дом  и правда, необычайно красивый и уютный  – панорамные окна, изящные светильники, веранда с шезлонгами… От натянутого синего хромакея будто веет морским бризом и, кажется даже, что слышен шум океана.

Этот дом –  из воспоминаний главного героя фильма Владимира Огнева  (Антон Шагин). В нем он жил и был счастлив со своей женой (Юлия Снигирь).  Родители увезли Владимира из  перестроечной России  в Америку в раннем  детстве.  Владимир получил блестящее образование, занялся наукой, читал лекции в университете, где и познакомился со студенткой Анной, которая стала его судьбой. А потом – повышение по службе и работа особой секретности - изучение психологии инопланетян, которые хотят вступить в контакт с землянами,  перевод в Японию, карьерный рост, но вместе с ним – личная трагедия.  Вся эта декорация – пространство воспоминаний Владимира – обрывочных, избирательных, приятных и не очень. Что-то в памяти сохранилось ярко, что-то стерлось… поэтому часть декорации реалистична, а часть – дорисована на стене.. 

Такое соединение кино и театра  режиссер Валерий Фокин придумал вместе с известным художником Алексеем Трегубовым.  В этой же декорации после окончание съемок – 22 сентября – будет открыта интерактивная инсталляция «Память Петрополиса», посвященная съемкам фильма. По замыслу Фокина и Трегубова посещение инсталляции погрузит зрителя в собственные воспоминания и собственные представления о пространстве и времени.

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин не работал в кино почти 20 лет.  Его предыдущая картина – «Превращение» - с Евгением Мироновым была сняла в 2002 году еще на пленку. Вернуться в кино ему всегда хотелось, но было слишком много дел  в театре, да  и материал подходящий не попадался.  А теперь Фокин, режиссер киноэкранизаций литературной классики Фокин (в его фильмографии – Кафка, Гоголь, Диккенс, Лермонтов, Бальзак) , снова взялся за экранизацию – повести своего сына Кирилла «Огонь». Кирилл Фокин начал писать ее в 16 лет еще в школе, а закончил студентом первого курса истфака МГУ.  В 2016 повесть была опубликована,  а также поставлена в Александринском театре – спектакль «Сегодня.2016….»  и сегодня с успехом идет на театральной сцене. А еще через несколько лет Фокин-старший убедил сына написать киносценарий. 

«И прозаический текст, и спектакль, и фильм отличаются друг от друга, – говорит Кирилл Фокин. –  Литературный первоисточник был фантастической повестью, чистым жанром. В чем-то она была навеяна работами фантастов Филипа Дика, Артура Кларка, Станислава Лема. Когда я писал повесть, я хотел потренироваться, мне было интересно поиграть с классическими фантастическими штампами. 

Спектакль же тяготел к арту, к постмодерну. Действие там разворачивалось не в альтернативном, а в нашем, буквальном мире, и на сцену выходили те, кто и возглавлял государства-сверхдержавы на 2016 год: Обама, Меркель, Путин, Пан Ги Мун. Как в спектакле, так и в киносценарии, пришельцы неоднозначные. Они не всеблагие и не всезлые. Многие их мотивы и поступки не поддаются прямому истолкованию». 

«История очень сильно зацепила, – рассказывает Валерий Фокин. – Не потому, что в ней пришельцы, это само по себе малоинтересно. А размышлениями о том, как мы – люди, дошедшие сегодня во многих своих проявлениях до последней черты в моральном и нравственном отношения. Как мы поведем себя, когда появится некая альтернатива нашей жизни – сильная и  диктующая нам определенные условия? Победят ли наши амбиции? Сколько бы мы ни говорили об их разрушительной силе, избавиться от них очень сложно. Ведь наши амбиции и наши комплексы мешают развиваться миру. Мы истребляем друг друга, страдаем, проходим через муки, боли, мучения, войны. Мы про это постоянно говорим, но тем не менее, каким-то усилием мировой воли взять и это закончить, не можем. Этот чисто нравственный человеческий сюжет меня очень зацепил». 

По сюжету фильма   над Землей уже много лет висит несколько космических кораблей, с которыми секретные службы и выходят на связь. Но от Фокина не стоит ждать фантастического блокбастера про вторжение инопланетян.  Это фантастический, но философский фильм, о доверии – между людьми, культурами, странами и цивилизациями.  О доверии, на котором все строится, и без которого все рушится. В 2020 году  весь мир убедился, что сюжеты , которые казались фантастическими,  становятся явью.   Вот и в разгар съемок «Петрополиса» ведущие российские и западные СМИ сообщили, что российский космонавт заснял с борта МКС группу из пяти  НЛО.  Если не разразится война миров, то «Петрополис» выйдет в широкий прокат в 2021 году.