Вера Полозкова и другие колумнисты «Русского пионера» на чтениях в Плесе

DR

Журнал «Русский пионер» отпраздновал свой восьмой день рождения на Международном кинофестивале Андрея Тарковского «Зеркало» в Плесе. На праздничных Пионерских чтениях свои колонки из последнего номера, посвященного теме «Кино», прочитали Алла Демидова, Павел Лунгин, Андрей Плахов, Юрий Норштейн, Вера Полозкова, Павел Каплевич, Ольга Аничкова, Виктор Ерофеев и Андрей Орлов. Услышав все колонки, становится понятно главное - колумнисты "РП" еще не раз соберутся на берегу Волги, какой бы ни была тема журнала.

В Плесе время остановилось. Но только не для «Русского пионера». Став на год старше (в этом году журналу исполнилось 8 лет), редакция отправилась отмечать новую дату именно в Плес. Шесть часов пути, и попадаешь в декорации фильмов Андрея Тарковского: деревянные срубы, резные наличники на окнах, скрип половиц, золотые маковки церквей над водой, зеркало Волги, отражающее то грозовые тучи, то предзакатное солнце. Залечь на дно в Плесе можно и нужно, но не в дни Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало». Тем более, что в этом году фестиваль юбилейный, ему 10 лет.

Самая знаменитая картина Левитана «Над вечным покоем» оживает, стоит подняться на высокий холм, завернув за «Левитан-холл», где проходит фестиваль. Деревянная Церковь Воскресения стоит рядом с погостом с покосившимися крестами, и не хватает только света в окошке, который зажег художник всего одним мазком кисти.

В эти дни в Плесе можно увидеть на набережной Волги легендарного Юрия Норштейна, снявшего «Ежика в тумане», удивительную Аллу Демидову, пообщаться с родственниками Андрея Тарковского — его сестрой Мариной Арсеньевной и сыном Арсением Андреевичем. Полицейские кордоны в Плесе еще до начала открытия фестиваля дали понять, что приедет заместитель премьер-министра Елена Голодец. Гарри Бардин, Вера Полозкова, Павел Лунгин, Анна Михалкова, Филипп Янковский, Павел Каплевич, Виктор Ерофеев, Андрей Плахов — все собрались в «Левитан-холле» на открытие Фестиваля.

А на следующий день едва ли не все участники превратились в чтецов «Русского пионера». Прямо на берегу поставили микрофон, кресло и стулья, вместо традиционного «задника» на этот раз была Волга, и под открытым небом начались Пионерские чтения. Под плеск волн и шум проезжающих по Волге моторных лодок главный редактор «РП» Андрей Колесников объявил чтения открытыми, пригласив к микрофону Веру Полозкову:

«Мне очень приятно и радостно, что едва ли не все участники фестиваля являются колумнистами и чтецами. Мы не первый раз проводим Пионерские чтения в Плесе, я готов их проводить здесь каждый год. Новый номер «РП» посвящен теме «Кино». Два года назад, когда мы впервые приехали в Плес, летний номер был полностью посвящен теме «Тарковский». И я хочу предоставить слово тому, кого больше всего хочется услышать, то есть Вере Полозковой».

Вера Полозкова призналась, что подобное выступление для нее — довольно странный опыт, поскольку она будет читать не колонку, а не отправленное много лет назад письмо. Она не успела вовремя сдать текст в номер, и журнал ушел в печать. Но Колесников пообещал напечатать опоздавших в сентябре. Среди опоздавших оказался и Павел Каплевич, который прочитал неизданное интервью с Нонной Мордюковой:

«Когда мне сказали, что надо про кино, я сделал не как Полозкова — она хитрая, а я дисциплинированный. В 2002 году было сделано одно интервью, которое я организовал. Нонна Викторовна Мордюкова не давала интервью, и я предложил, что буду сидеть рядом во время разговора. Она была моей близкой подругой благодаря Павлу Лунгину, который когда-то нас познакомил. И мы так до смерти с ней и продружили».

Актриса Алла Демидова прочитала отрывок из своей книги:

«Не я выбирала этот отрывок, а выбирали в редакции, поэтому вы уж извините, ради Бога. Чтения — это, может быть, лучше, чем воспоминания, потому что воспоминания уже никто не слушает».

Вместе с дебютантами выступали постоянные и долгожданные колумнисты, которые проехали с «Русским пионером» самые разные площадки и пережили самые разные темы. Писатель Виктор Ерофеев прочитал свою колонку о том, как он мог стать сценаристом Голливуда, но помешали нули в банковском чеке.

Представляя следующего колумниста, главный редактор Андрей Колесников признался:

«Я как ребенок радуюсь, когда читаю и вижу, что человеку есть что сказать. Это всегда чудо. Павел Лунгин».

Кинокритик Андрей Плахов не мог не написать колонку в номер, посвященный теме «Кино». И не мог не прочитать:

«Открыв журнал «Русский пионер», я удивился, узнав, что я являюсь культовым кинокритиком. Но еще больше удивился, узнав, что я много лет заседаю в жюри Каннского кинофестиваля».

Андрей Плахов, может, и не заседал в большом жюри, но несколько лет был главой жюри кинокритиков. И свою колонку для «РП» написал именно во время Каннского фестиваля — о фестивальной судьбе фильмов Андрея Тарковского.

В Плес приехала постоянная колумнистка «РП» - «малоизвестная актриса», как сама себя называет Ольга Аничкова. На берегу Волги она поведала о непростой актерской судьбе: о кастингах, эпизодных ролях и титрах, в которых каждый актер мечтает увидеть свое имя.

Два года назад Андрей Орлов не добрался до Плеса и не мог прочитать свою колонку об операторе Георгии Рерберге, с которым работал Тарковский. А в этот раз добрался и прочитал. И по традиции на злобу дня представил конспирологическое стихотворение о беспорядках в Марселе «Просто денег нет, но вы деритесь»:

От кого и от чего зависит,

Будет ли в России мундиаль?

От бюджета? - Фиг там, хрена лысого.

От Мутко? - Не угадали. Жаль.

Я сейчас секрет открою жуткий,

Просто нету сил уже скрывать:

Сотня отмороженных ублюдков,

И чемпионату не бывать.

В день Пионерских чтений на фестивале показывали «Ежика в тумане». Андрей Колесников рассказал, что он услышал от Юрия Норштейна после просмотра:

«Я услышал фразу: «Художник должен быть мужчиной, даже если он женщина». Приглашаю на сцену нашего последнего чтеца — Юрия Норштейна».

Художник-мультипликатор не стал говорить про ежика и читать свою колонку из номера, а для своего выступления выбрал стихотворение, которое посчитал в высшей степени мультипликационным — стихотворение латиноамериканского поэта Хуана Хельмана:

«Тяжело читать стихи, когда напротив меня сидит сама Алла Сергеевна Демидова. После того, как я слышал, как она читает стихи, я еще должен читать и смотреть ей в глаза».

Но Юрий Борисович все-таки прочитал о «проклятой привычке писать стихи». Пионерские чтения состоялись. Осталось только договориться о встрече на берегу через год, что и было сделано.

Фото предоставлены Фестивалем Тарковского Tarkovskyfest.