Как снимали «Орлеан» (фото)
В прокат выходит новый фильм Андрея Прошкина «Орлеан», сюжет которого разворачивается в затерянном во времени и пространстве.
Спокойное размеренное существование местных жителей нарушается с появлением в городе странного господина-экзекутора — он-то и открывает орлеанцам глаза на их собственные ошибки, за которые однажды каждому нужно платить. Теперь жизни красотки-парикмахерши Лидки, хирурга местной больницы Рудольфа, следователя Неволина и других горожан никогда не будут прежними.
Сценаристом картины выступил Юрий Арабов, с которым Андрей Прошкин работал над исторической драмой «Орда». «Как-то Арабов мне сказал, что у него есть история и предложил почитать, может, меня заинтересует, — рассказывает режиссер. — Я был в восторге: мы только что завершили «Орду», она ему понравилась, и я, конечно, согласился почитать новую историю. Прихожу домой, открываю письмо, а там «Орлеан». Через несколько дней я заставил себя прочитать сценарий, чтобы как-то аргументировать свой отказ, но вместо отказа я, наоборот, совершенно влюбился в эту историю», — рассказывает Андрей Прошкин.
В отличие от режиссера, продюсер Игорь Мишин читал сценарий, не подозревая, что его написал Юрий Арабов, поскольку в пересланном ему файле имени автора не было. «Так что сценарий я читал не зная об авторитете сценариста, одна фамилия которого могла бы уже произвести впечатление, — говорит Мишин. — Еще не дочитав до конца, я уже видел фильм и понимал, что хочу его запустить».
Вместе с режиссером они начали работать над финальным вариантом сценария. Роман «Орлеан» и сценарий фильма были написаны в разное время, Мишин предложил вернуть в сценарий некоторые сцены и важные интересные диалоги из литературного первоисточника.
«Орлеан» снят в необычном жанре — на стыке черной комедии и мистического триллера. Яркие роли, афористичные диалоги, черный юмор, сочетание привычной реальности, гротеска и мистики — вот основа этого фильма.
Еще на стадии работы над сценарием Прошкин определился с актрисой, которая могла бы исполнить роль яркой и порочной парикмахерши Лидки. Ею стала Елена Лядова.
«Андрей захотел, чтобы меня увидели другой, за что я ему благодарна, — говорит актриса. — Это смело с его стороны. Я думаю, мы оба ощутили некую свободу творчества в новых очертаниях. Это острохарактерная роль, она совсем не героическая и не страдальческая. Именно такую хулиганскую работу мы хотели с Андреем провернуть».
На роль следователя Неволина пригласили Виталия Хаева. Долго не мог Прошкин найти актера на роль хирурга Рудольфа — спасением стали гастроли екатеринбургского «Коляда-театра» в Москве. В спектакле «Борис Годунов» заглавную роль играл артист Олег Ягодин, лидер труппы Николая Коляды, переигравший чуть ли не все классические театральные роли. Ягодин был удивлен, когда ему предложили сыграть хирурга Рудольфа.
«Мне казалось, что это взрослый человек, уже поживший, потрепанный жизнью, я всё думал, как мне это сделать, начал толстеть, живот всё время выпячивал, думал, это поможет, но не помогло — всё равно какая-то молодцеватость осталась, — вспоминает актер. — Работать тем не менее было несложно, я уже привык, что везде и всегда играю каких-то подонков. Конечно, я долго притирался к группе, для меня это был первый опыт такого большого кино. Я раньше снимался, но не так глобально. Но всё получилось. Оказалось, что не так уж это и сложно».
Неожиданно для режиссера в кастинге «Орлеана» появился и молодой актер Павел Табаков, сыгравший в фильме влюбленного в Лидку паренька Игоря. Увидев фотографии Павла, режиссер не сразу понял, что это сын Олега Павловича Табакова. «Я-то думал, что это мальчик из какой-то невероятной глубинки», — говорит Андрей Прошкин.
На роль странного господина экзекутора, который нарушает привычное течение жизни Орлеана, было решено пробовать Виктора Сухорукова.
«Я репетировал спектакль в театре Вахтангова и мы сидели с актерами в гримуборной, — рассказывает Сухоруков. — Вдруг слышу, что Сережа Маковецкий разговаривает с кем-то по телефону, и я понимаю, что он кому-то отказывает. Его уговаривают принять участие в фильме, а он отказывается, потому что он полностью отдал себя эпохальной работе с Сергеем Урсуляком над картиной «Тихий Дон». Потом я спрашиваю у Маковецкого, что это за предложение. Он рассказал, что режиссер Андрей Прошкин затевает фильм по сценарию Юрия Арабова. А вечером мне звонит один из продюсеров – Наталья Гостюшина — и говорит: «Виктор Иванович, вот мы вам хотим предложить роль». Не знали они, что я уже понимал, что позвали меня не играть, а спасать положение, потому что картина, как мне было известно, уже была на всех парах в съемочном процессе».
«Орлеан» довольно специфичен по своему художественному решению. «Нам надо было создать очень необычный мир этого города — странный мир странных героев, — объясняет Игорь Мишин. — С одной стороны, они все узнаваемые — парикмахер, полицейский, врач, — такие бытовые профессии, окружающие каждого из нас. С другой стороны, сами персонажи — все полуфрики и мир такой фриковый их окружает. Это сочетание низкого и высокого, обычного и необычного, гротеска, правды и мистики. Потенциально сценарий давал возможность сделать такой необычный фильм. Безусловно, риск был очень большой — заходить в такой проект и не понимать, как это сложится. По результату это сложилось еще лучше, чем я ожидал».
Художник-постановщик Юрий Карасик вместе со своей командой работали практически круглосуточно и старались сделать из реально существующих объектов декорации картины. В картине можно увидеть цирк-шапито, скромные больничные палаты, немноголюдную парикмахерскую и полузаброшенный супердизайнерский офис экзекутора.
Для себя он определил пространство «Орлеана» как «мир с больной совестью». «Наверное, фильм глобально об этом — о скелетах в шкафу, которые есть у каждого человека. Каждый думает, что расплаты не будет. Но расплата за это может прийти в любой момент. Не обязательно ждать какого-то страшного суда и не обязательно это будет после смерти человека, а это может случиться внезапно с каждым».