Эпичные PR-провалы: самые громкие антикампании российских звезд, едва не стоившие им репутации

Стоит ли спекулировать на теме домашнего насилия, лезть в политику и критиковать феминизм?

Гуф и Тимати

«Всё равно, что обо мне говорят люди – лишь бы не молчали», – такого мнения придерживаются многие российский селебрити. Чем больше говорят, тем больше просмотров; чем больше просмотров, тем быстрее ты попадаешь в топ. В погоне за известностью, звезды часто забывают про репутацию, провоцируют негатив, отторжение и даже несут реальные материальные потери, когда рекламодатели отказываются от знаменитости с сомнительным бэкграундом.

Дарья Осипова – эксперт по PR и коммуникациям с 15-летним опытом, руководитель московского пиар-агентства, создатель образовательного проекта «Школа пиарщика» – рассказывает о тяжелых провалах российских звезд, которые еще долго будут предметом обсуждений.

Москва, я люблю тебя 

Накануне выборов мэра, когда жители столицы праздновали День города, Тимати и Гуф разместили в сети клип-поздравление. Пользователи сети сочли видео «явно заказным», а сам ролик всего за сутки получил миллион дизлайков и стал рекордсменом по скорости набора негативных оценок. Возмущение поднялось из-за текста трека: упоминание, что рэперы не ходят на митинги, выражение симпатии действующему главе и строка о том, что Москва – «страна в государстве». Музыкантов обвинили в «проплаченности», нарушении правил «дня тишины» накануне голосования, а после удаления песни – в трусости.

Минувшим летом похожую реакцию испытали на себе Евгений Плющенко и Яна Рудковская. Перед референдумом по поправкам в Конституцию супруги записали видеоролик, в котором принял участие их 7-летний сын. Большинство комментариев под сюжетом содержали жесткую оценку: по утверждению авторов, пара не только «прогнулась под власть», но и манипулировала ребенком, втянув его в политику.

Возник даже словесный конфликт между Плющенко и Алексеем Навальным – впрочем, он не зашел дальше обмена резкостями в инстаграме. Многие звезды стараются обходить политику стороной, так как чаще всего такие коллаборации вызывают негатив.

Опасная тема абьюза и домашнего насилия

В апреле 2020-го произошел инцидент вокруг Регины Тодоренко. Допустив некорректное суждение о жертвах домашнего насилия, телеведущая за считанные недели потеряла около 70% рекламных контрактов, была лишена титула «Женщина года» по версии журнала Glamour и стала объектом осуждения подписчиков.

Немного позже девушка принесла извинения, начала сотрудничать с фондами поддержки женщин и сняла фильм о проблеме жестокости в семье. «Работа над ошибками» вернула лояльность некоторых рекламодателей и привлекла новых последователей. Случай показал, что грамотные меры могут значительно смягчить вред для имиджа звезды.

Антифеминизм

В январе киноактриса Оксана Акиньшина случайно или намеренно продемонстрировала свои антифеминистические взгляды, сказав, что проблема гендерного неравенства – в частности, несправедливой оплаты женского труда – является надуманной. А феминизм – проблемой некрасивых женщин.

Интервью породило негативный резонанс в феминистических объединениях. Их активистки уже издали ряд публикаций в СМИ и в соцсетях, где выразили несогласие со словами актрисы. Кроме того, с критикой выступил ректор ГИТИСа Григорий Заславский. Возможно, проявление патриархальной позиции Акиньшиной было спланированным. Но идеи феминизма сегодня настолько актуальны, что такие откровения с каждым днем выглядят всё более неуместными и вредными.

«Мелкие гаденыши»

Ксения Собчак в 2013 году подверглась травле после обнародования ее телефонного разговора. На записи слышна нецензурная брань по отношению к детям, живущим по соседству. Фраза «мелкие гаденыши» на долгие годы стала клеймом для Ксении Анатольевны. В ответ телезвезда направила обвинение в прослушивании ее переговоров и заявила, что скандальная беседа – подделка, смонтированная из отдельных фраз.

Часть сторонников поддержала светскую львицу, остальные резко осудили: пранкеры отправляли к ведущей ростовых кукол с ироническими надписями, а соседи планировали подать в суд жалобу в связи с оскорблением. Историю вспоминали в прессе в течение нескольких лет.

Скандальные пиар-кампании, неосторожные высказывания публичных персон, идущие вразрез с основной социальной повесткой, всё реже дают позитивный результат. Вместо славы знаменитости получают ощутимые удары по репутации, финансовому положению, теряют поклонников и уважение профессионального сообщества, несмотря на то, что еще 10-15 лет назад любое упоминание в СМИ в среде шоу-бизнеса считалось плюсом.

Подобные примеры, скорее всего, заставят публичных личностей задуматься о том, что выражаться и действовать нужно более корректно – чтобы соответствовать настроениям современного общества и грамотно выстраивать свой имидж.