«Из Токио» в Венецию

Три дня в Венеции с Ксенией Кутеповой, Чулпан Хаматовой и Мерабом Нинидзе 

Дмитрий Исхаков
Известие о том, что короткометражный фильм Алексея Германа-младшего «Из Токио» включен в программу «Горизонты» 68-го Венецианского кинофестиваля, пришло неожиданно и порадовало всех: и актеров Чулпан Хаматову, Ксению Кутепову и Мераба Нинидзе, и продюсера Артема Васильева, и партнеров — компанию Pernod Ricard Rouss. На три дня в Венецию отправились все участники проекта.

Катер то набирал скорость, рассекая волны Адриатического моря, то снижал ее, проходя мимо лодок и окатывая соленой волной сидящих на корме. Теплый морской ветер развевал волосы Чулпан Хаматовой и Ксении Кутеповой, которые вместе с другими участниками делегации плыли на катере в сторону острова Лидо. В отеле Biasutti на улице Enrico Dandolo их уже поджидали режиссер Алексей Герман-младший с супругой Еленой Окопной. Они прилетели в Венецию на день раньше.

В первый вечер праздничный фуршет в честь участников программы «Горизонты» проходил в Palazzo del Cinema. Ризотто с грибами моментально разлетелось по тарелкам гостей. В девять вечера, когда на террасе появился директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер, участники и гости замерли. Мюллер переходил от одной компании к другой, со всеми был подчеркнуто любезен, всем пожимал руки, интересовался делами и желал успеха. Группе Алексея Германа-младшего Мюллер был особенно рад: Герман частый участник Венецианского фестиваля...

«А не поужинать ли нам?» — предложение Германа прозвучало как призыв к действию, и уже через три минуты кавалькада, возглавляемая Мерабом Нинидзе, вышагивала по набережной в поисках ресторана. В небольшой уютной траттории сразу были сдвинуты столы, любезные официанты только успевали принимать заказы русских гостей. В перерывах между тостами Алексей Герман рассказывал о том, как родилась идея проекта, в котором удивительным образом соединились арт и бизнес. «Во всем мире существует такая практика: крупнейшие мировые бренды снимают совместные проекты с режиссерами. Так получилось и у нас, когда возникла идея совместного проекта с Chivas. Проекта, в котором мы все: и Чулпан Хаматова, и Мераб Нинидзе, и Ксения Кутепова, и многие другие старались сказать о том, что для нас всех важно и о тех ценностях, в которые мы верим».

Большая часть фильма — обратный путь героя домой на самолете. К слову, с этим самолетом пришлось особенно помучиться. Только в аэропорту Пулково нашелся списанный Ил-86, который и предоставили съемочной группе для работы. «Вот так убого, — Герман показывает на телефоне картинки старого салона с обветшавшими креслами, — салон выглядел, когда мы впервые вошли в самолет. И так — после», — режиссер листает фотографии, на которых салон самолета не узнать: новенькая обивка, новые кресла, необычная розовая подсветка. «В наш самолет теперь хоть экскурсии води!» — шутит Герман.

Компания расходится глубоко за полночь, обсуждая премьеру, намеченную на следующее утро, и признание Германа о том, что ему в последнее время снятся сны с титрами. «Вот, думаю, к чему бы это?» — улыбается режиссер.

При дневном свете Palazzo del Cinema выглядит еще более величественно, чем в вечернем свете софитов. На красной дорожке фестиваля — съемочная группа во главе с режиссером Алексеем Германом-младшим. Десятиминутный фильм Германа показывают первым. Публика остается посмотреть всю программу, но режиссер уходит на титрах: после фильма у него пресс-конференция и интервью.

Температура на террасе Palazzo del Casino перевалила за отметку 35 градусов, гости и участники прячутся под тентами. Решение отправиться на водную прогулку по Гранд-каналу одобрено единогласно.

Через полчаса команда «Из Токио» в сборе. Договорившись с владельцем судна, все занимают места. Круто развернув катер, капитан направляет его в самое сердце Венеции. Чулпан Хаматова с Мерабом Нинидзе садятся в хвосте. Они давние друзья: в предыдущем фильме Германа «Бумажный солдат» (который получил «Серебряного льва» в Венеции в 2008 году) они сыграли супружескую пару. В новой ленте «Из Токио» они снова супруги. «Мы уже понимаем друг друга с полуслова!» — говорит Чулпан. Разговор заходит об образовании, и Чулпан признается Мерабу, что до сих пор не забрала свой диплом из
ГИТИСа. «А зачем?» — отвечает она вопросом на вопрос. Восклицание повисает в воздухе, и сразу все внимание переключается на Мераба. Он рассказывает супругам Кутеповой — Осипьяну о том, что воспитывает 10-летнего сына на советских фильмах. «Сын посмотрел «Мушкетеров» и нарисовал портрет Боярского. Просил Чулпан передать рисунок Михаилу Сергеевичу. Пусть, мол, знает, что в Австрии живет мальчик, который любит Боярского и «Мушкетеров» с его участием».

Шум мотора заглушает речь, мимо проносятся катера и лодки, красиво одетые гондольеры ловко управляются со своим веслом и широко улыбаются, завидев направленный на них объектив фотоаппарата. Через час компания просит капитана сделать остановку на Джардини. Мераб Нинидзе ведет всех в русский павильон Венецианской биеннале современного искусства и долго объясняет Ксении Кутеповой тайный смысл инсталляции Андрея Монастырского «Пустые зоны», представляющей собой длинный ряд нар. В американском павильоне группу поражает огромный орган, который оказывается простым банкоматом, издающим мелодичные звуки, когда снимают большую сумму денег, и откровенную какофонию — если вводят неправильный пинкод.
До острова Лидо все добираются в приподнятом настроении — то ли благодаря впечатлениям от прогулки, то ли в предвкушении праздничного ужина, организованного брендом Chivas Regal, то ли оттого, что на вапоретто удалось прокатиться зайцем: билетные кассы оказались закрыты.

На роскошной вилле горели фонари, с кухни доносились манящие запахи, официанты угощали всех виски Chivas Regal. Вечер открыла директор по медиа и коммуникациям Pernod Ricard Rouss Ольга Касаткина, которая после приветственных слов передала бразды правления Алексею Герману-младшему. До полуночи спорили о кино критики Андрей Плахов и Иван Кудрявцев, о самых ярких картинах «Мостры» беседовали режиссер и член жюри премии «Луиджи Де Лаурентис» Венецианского фестиваля Алексей Федорченко и отборщик киносмотра по странам бывшего СССР и Балканского полуострова Алена Шумакова. Принимал поздравления с прошедшим днем рождения режиссер Алексей Герман-младший, делились впечатлениями кинопрокатчик Сэм Клебанов и главный редактор журнала GQ Николай Усков…