В Сочи открылся 26-й российский кинофестиваль «Кинотавр»
В первой половине июня город Сочи традиционно переживает наплыв звездных гостей и всплеск интереса к киноискусству.
Ежегодный кинофестиваль «Кинотавр» проходит в Сочи уже в 26-й раз. За годы своего существования форум был барометром российского кинематографа — точно определял его тенденции, достоинства, недостатки, а нередко и сам задавал тон. В 90-х фестиваль практически заменил собой отечественный кинопрокат, в нулевых стал зачинателем новой волны в кино — поддержал молодых режиссеров. Об этом много говорили на церемонии открытия.
Открытие «Кинотавра», как правило, собирает на площади перед Зимним театром несколько тысяч гостей и жителей города. В этот раз всё было традиционно: звезды шли по дорожке к театру, а люди просили автографы и делали пресловутые селфи. Многие хорошо подготовились технически: в толпе нередко мелькали моноподы (они же «палки для селфи»), а над площадью порхал кем-то запущенный дрон. Особой востребованностью у публики пользовались Максим Аверин и Александр Олешко, Виктория Толстоганова и Екатерина Вилкова, Елена Подкаминская и Алиса Гребенщикова, Алёна Свиридова и Николай Расторгуев.
Певица Наташа Королёва приехала на фестиваль всего на полдня: «Добиралась с тремя пересадками, — сказала певица, — чтобы поддержать соседа по даче Станислава Говорухина, который открывает фестиваль своим новым фильмом «Конец прекрасной эпохи». Исполнительница одной из ролей в картине Говорухина актриса Светлана Ходченкова — на «Кинотавре» впервые, но очень была наслышана о здешней атмосфере. Бывшая участница Comedy Woman актриса Наталия Медведева, отличилась в плане костюма, напоминавшего некий дизайнерский арт-объект: к ее платью довольно свободного кроя была прикреплена ярко-оранжевая шкура игрушечной лисы, которая влачилась по полу. «Сама опасаюсь, как бы не наступить», — поясняла Наталия, которая таким образом отвлекла внимание окружающих от своего интересного положения.
Сама церемония открытия была емкой, информативной и эмоциональной — так здесь тоже бывает всегда. Гостям представили 14 фильмов, участников конкурса. Среди них есть картины уже опытных Анны Меликян («Про любовь»), Василия Сигарева, снявшего комедию «Страна ОЗ», Ивана Вырыпаева («Спасение»), Александра Котта — победитель прошлого «Кинотавра» привез драму «Инсайт». Немало и дебютных полнометражных работ — например, Михаила Местецкого («Тряпичный союз»), Натальи Кудряшовой («Пионеры-герои») и Эллы Манжеевой («Чайки») — первого режиссера в истории калмыцкого кино. Что любопытно, некоторые дебютанты — люди немолодые, пришедшие в игровое кино из документалистики или с ТВ: режиссер Артём Темников покажет в Сочи картину No Comment, Виктор Демент — экранизацию повести Владимира Тендрякова «Находка», Денис Родимин, известный сценариями к «Бумеру» и «Духless» и двумя поставленными в качестве режиссера телефильмами, наконец дебютирует в большом кино с мистической историей «Гость». Как обычно, полон сюрпризов конкурс «Кинотавр. Короткий метр» — здесь начинают свой путь многие молодые авторы, студенты киношкол, сюда же привлекаются к участию и опытные кинематографисты, вдруг решившие снять короткометражку. В этот раз 23-миннутный фильм «Горизонт» покажет актриса Татьяна Догилева. Картины будут оценивать три жюри, составы которых представили на церемонии. Председатель жюри основного конкурса Алексей Учитель пообещал со сцены быть хорошими и добрыми.
Первый приз 26-го «Кинотавра» вручили на открытии: с формулировкой «За художественную и гражданскую бескомпромиссность» его получил кинорежиссер Вадим Абдрашитов. Кроме того, на церемонии вспоминали истории успеха отечественных кинематографистов разных поколений и шутили на предмет непредсказуемости успеха. «Вы снимите кино, которое расширит границы моего сознания, — по очереди говорили в демонстрируемой залу видеозарисовке Евгений Стычкин, Александр Котт, Аня Чиповская и другие. — И я увижу в этом и почувствую намного больше. Я сделаю выводы, и в этот момент ваше кино изменит меня, подобно мелодии оно застрянет в моей голове новым ощущением. Ощущением, будто я впервые вижу собственное отражение. И станет ваше кино зеркалом, отражающем действительность. Зрители в зале буду обязательно плакать, глядя на экран, потому что это самое прекрасное — видеть ваш фильм. И режиссеры будут уходить из профессии, осознавая, что никогда не снимут ничего лучше. Но для того, чтобы это случилось, для того, чтобы ваша звезда засияла на небосводе кинематографа, вы должны быть готовы к тому, что ваше кино будет никому не нужно».