Выносимая жестокость

Кинематографисты в очередной раз экранизировали биографию венгерской графини Эржебет Батори. Красивую, просвещенную, но чересчур жестокую даже для Средневековья женщину сыграла Светлана Ходченкова. «Бесстрашная актриса!» — говорят коллеги по съемкам

DR

За биографию Чахтицкой Пани или, как ее называют, Кровавой Графини кинематографисты мира брались неоднократно: очень уж необычна ее судьба. Батори родилась в Венгрии, с ранних лет стала управлять хозяйством. В попытках добиться подчинения наказывала и истребляла слуг массами. Одни историки называют ее серийной убийцей, другие — жертвой клеветы и подтасовки фактов, но ясно одно: ее личность окутана мифами, поступки подвергнуты разным трактовкам, — так что говорить о ней можно бесконечно.

Прикоснуться к прекрасному и ужасному решили российский режиссер Андрей Конст, британский сценарист Мэттью Джейкобс и целая интернациональная группа продюсеров. В результате получился масштабный исторический триллер «Кровавая леди Батори», рассчитанный на тех, кто вырос на книгах Дюма, Дрюона и сказках братьев Гримм.

Действие происходит в Венгрии, однако снимать было решено в средневековом замке в Трансильвании, где орудовал другой злодей, правда, вымышленный — граф Дракула. «Это подчеркивало жутковатую атмосферу», — говорит Андрей Конст. Тем не менее, снимать костюмную историю крайне сложно, даже если тебе помогают крупные румынские киностудии. «Одежда, оружие, реквизит — мы обчистили весь Бухарест, — шутит режиссер. — Зато мир фильма выглядит аутентично. Как ни странно, было сложно найти правильных собак! Но и эту проблему решили».

К бутафории и правда подходили скрупулезно: например, лишь путем долгих проб и ошибок удалось добиться правильной по цвету и консистенции крови — ее для съемок потребовалось немало. «Я как-то вышел на площадку и увидел объявление на двух языках: «Осторожно, кровь свежая, просьба не наступать», — рассказывает режиссер.

В картине задействованы европейские и российские актеры. Образ женщины элегантной, прогрессивной, но крайне жестокой привлек актрису Светлану Ходченкову. То, что ее героиня подвешивает на дыбу служанок и принимает ванны из крови молодых девственниц, совершенно не отпугнуло актрису. «Сложности были в другом, — рассказывает она. — На площадке было холодно, а нужно было разгуливать в легких прозрачных платьях и ночных рубашках. Еще сложнее было найти верную интонацию и манеру, чтобы рассказать, почему Батори совершает все эти злодеяния».

По словам авторов картины, образ Батори напоминает нам, что власть нередко приводит к злоупотреблениям, которые в конечном итоге оказываются губительны для самого тирана. Однако историки отмечают и другую причину зверств, творимых графиней: она предпринимала всё, чтобы сохранить молодость и свежесть кожи. Так что даже для аполитичных современных зрительниц картина будет актуальна: некоторые из них заботятся о собственной внешности с рвением, не уступающим одержимости графини Батори.