36-й Московский международный кинофестиваль

Legion-Media.ru

Главный приз, «Золотой Георгий», получил фильм Кадзуеси Кумакири «Мой мужчина». Японцам же достался и «Серебряный Георгий» за лучшее исполнение мужской роли — его получил актер Таданобу Асано, знакомый зрителям по роли Чингисхана в драме «Монгол» и фильмам Такеши Китано. «Лучшую женскую роль» жюри под председательством режиссера Глеба Панфилова обнаружило в украинской картине «Братья. Последняя исповедь», за нее наградили актрису по имени Наталка Половинка. Спецприз жюри отдали турецкой трагикомедии «Свет моих очей» Мелика Сарачоглу и Хакки Куртулуша, и после каннской «Золотой пальмовой ветви» картине «Зимняя спячка», видимо, уже можно говорить о подъеме кинематографа Турции. Лучшим документальным фильмом стала «Глубокая любовь» поляка Яна П. Матушинского, лучшей короткометражкой – работа Максима Шавкина «14 шагов».

Отдельных слов заслуживает вручение «Серебряного Георгия» за лучшую режиссерскую работу Валерии Гай Германике и ее картине «Да и да», которую живо обсуждали на протяжении всех дней ММКФ. На всех показах была давка и ажиотаж. Зрители ругались с охранниками, спекулянты торговали билетами втридорога. В зале люди сидели буквально друг у друга на головах. Например, актер Евгений Цыганов смотрел «Да и да», сидя на ступеньках в районе седьмого ряда. И о него даже мог споткнуться какой-нибудь не выдержавший правды жизни арт-богемы убегающий с показа критик... Помимо «Серебряного Георгия» Германике вручили не менее престижный приз международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ. Сама режиссер, принимая награды и поздравления, вела себя крайне сдержанно. «Спасибо! Круто! Класс!» — сказала она со сцены, после чего исчезла.

Для синефилов самой большой радостью был приезд американского режиссера Годфри Реджио с фильмом «Посетители». Двухметровый старик Реджио ходил по фестивалю, словно Гэндальф среди хоббитов. Он был на каждом показе своего фильма, охотно отвечал на вопросы зрителей и даже вел мастер-класс под дождем в Парке Горького. Каждый сеанс «Посетителей» публика брала штурмом. В очередной давке перед фильмом кто-то из охраны воскликнул: «Даже не пытайтесь! Зал забит до отказа!» — на что получил немедленный ответ: «Вы пустите, а я найду место!» Кричавшим оказался некто Жмакин, кандидат химических наук, молодой ученый Российской академии наук, а это значит, что физики оказались впереди лириков в постижении тайн искусства. Позже на теплоходе, где проходила одна из светских вечеринок фестиваля, Реджио встретил Жмакина и покровительственно обнял его — за храбрость.

Но настоящее столпотворение было на закрытии фестиваля. Помимо конкурсантов, на закрытии чествовали актера Алексея Баталова, произнесшего чувственный монолог о своей коллеге по картине «Летят журавли» Татьяне Самойловой, а также Инну Чурикову, которой вручили специальный приз «Верю!» — «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского», с чем ее и поздравил Марк Захаров, художественный руководитель театра «Ленком», где она служит уже сорок лет. Учитывая, что Инна Чурикова еще и супруга председателя жюри Глеба Панфилова, награжденного на открытии фестиваля «за вклад в мировой кинематограф», можно сказать, что у киночеты нынче случился настоящий семейный триумф. Чурикова была потрясена премией, о которой ее не предупредили, пригласив на церемонию. «Не знаю, как сделать, чтобы все время было «Верю!» — наконец произнесла она, поборов волнение. Зал приветствовал актрису стоя.