Cофья Евстигнеева: «Я сама решу, кем я буду»

В преддверии 125-летия МХТ им. А.П.Чехова журнал ОК! запускает серию публикаций о молодых и талантливых актерах, которые уже ярко заявляют о себе и на театральной сцене, и в кино.Софья Евстигнеева родилась в актерской семье и никто не сомневался, что она пойдет по стопам родителей. Никто, кроме нее самой. Будущей Нине Заречной было важно принять решение стать актрисой самостоятельно — без помощи со стороны и оглядки на авторитеты.

Фотограф: Мария Сокольская Софья Евстигнеева

Соня, наверное, первый вопрос, который тебе обычно задают, — принадлежишь ли ты к династии Евстигнеевых?

Я внучка Евгения Александровича Евстигнеева. 

То есть ты из актерской семьи и росла за кулисами? 

Мой папа — актер театра «Современник», заслуженный артист России Максим Разуваев. Мама — тоже актриса театра «Современник» — Мария Селянская. Я хорошо помню, как приходила в театр к родителям. После спектакля, бывало, они задерживались, и я, когда в зале никого уже не было, могла выйти на сцену, в декорации. Я подолгу там сама с собой играла, думая, что меня никто не видит, но трансляция-то была включена. Еще папа любит рассказывать историю, как мы с ним гуляли по Чистопородному бульвару, где находится театр «Современник». У меня был игрушечный телефон, по которому я подолгу с кем-то разговаривала и рыдала. Как будто на там конце провода случилась какая-то драма. Люди на скамейках смотрели на меня рыдающую и пытались понять, что там происходит, а я, видя такой интерес, начинала играть уже на публику. Папа был в шоке. (Смеется.)

Ты интроверт или экстраверт?

Я всегда любила уйти в себя. А когда была еще младше, запиралась в шкафу и, если мама открывала дверь, говорила: «Мама, закрой, пожалуйста! Я здесь со своим мужем. У нас тет-а-тет». Таких историй много. (Смеется.)

Наверное, все были уверены, что ты пойдешь по стопам родителей.

Сомнений не было ни у родителей, ни у тети, ни у бабушки. Но я это воспринимала так, как будто они решали за меня, и очень брыкалась, когда говорили: «Артистка растет!» Однажды я даже оттолкнула Галину Борисовну Волчек со словами: «Нет, я сама решу, кем я буду!» В итоге я сама решила, но, как оказалось, мое решение совпало с общим мнением. 

Чем ты занималась в детстве, когда не сидела в шкафу и не рыдала на Чистопородном бульваре?

Я девять лет занималась бальными танцами. Причем пошла в танцевальный кружок сама — за компанию с ребятами, с которыми оставалась в школе на продленке. Прошел месяц, и к моей маме, которая пришла меня забирать, подошла незнакомая женщина: «Вы должны сдать деньги. Ваша дочь уже месяц у нас занимается, а это как бы платно». Потом уже было всё серьезно. Настоящий профессиональный спорт. У меня каждый день было по нескольку тренировок. По выходным — турниры. Могу нескромно сказать, что танцы помогли мне развить силу воли. У меня до сих пор есть сложности со словами «я устала». Я не могу так сказать. Мне стыдно. Это нельзя. Это неспортивное поведение. 

Помнишь, в какой момент ты решила стать актрисой?

Гарик Сукачёв ставил в «Современнике» спектакль «Анархия» про панк-группу. В спектакле играла моя мама. Там еще участвовали Михаил Ефремов и Дмитрий Певцов. И детей — Даню Певцова, Никиту Ефремова и меня — пригласили сняться в ролике для спектакля, в котором мы играем наших родителей в молодости. Так я впервые в осознанном возрасте попала на съемочную площадку (до этого я только совсем в детстве снималась в рекламе). Накануне я спала четыре часа. Я стеснялась, была зажата, но после этого три недели ни о чём другом думать не могла. И я решила: пойти в актрисы!

К радости родителей.

К папе я боялась даже подойти. Я испытывала перед ним какой-то трепет. Представляла, как он усмехнется и скажет: «Я знал». Я тогда была очень, просто невероятно стеснительная, но пересилила себя и читала маме и бабушке свою программу. 

Соня, сколько лет ты в профессии?

Смотря как считать. Если с момента выхода на профессиональную сцену в большой роли, — восемь лет. Учась на втором курсе Школы-студии МХАТ, я играла в «Вишнёвом саде» в «Современнике». Я спала, когда мне позвонил Сергей Леонидович Гармаш и сказал: «Соня, надо ввестись». А я еще не могла понять, кто звонит? Куда ввестись? У меня тогда было всего лишь три репетиции, но с тех пор я считаю, что я мастер ввода. (Смеется.) Я не так часто выпускаю спектакли, как ввожусь. И мне это очень нравится, потому что я люблю и умею структурировать информацию — это как раз с того раза, когда меня, ничего не знающую и никогда не выходившую на большую сцену, кинули в открытое море. И как тогда я себе до мелочей расписала партитуру роли, так делаю это и сейчас. Наверное, иногда так нужно — нырнуть в сложные обстоятельства, один раз понервничать, но понять, как это делается, и дальше уже будет просто.

Комиссия знала, что ты внучка Евстигнеева? Поступала ты ведь как Софья Разуваева.

Думаю, знала. Хотя фамилию деда я взяла, когда уже выпустилась из института, по совету своего агента. Это привлекает внимание. В моей профессии особенно. Но спрашивают меня о моей фамилии чаще всего журналисты. Ни один человек из моего окружения косо на меня не посмотрел.

Но ведь это и ответственность огромная, нет? 

Честно говоря, я уже привыкла и немножко успокоилась. Я понимаю, что это ответственность, если думаю об этом специально. А так я просто живу свою жизнь и делаю свое дело. 

Как ты чувствовала себя в Школе-студии — на своем месте?

Абсолютно. Я точно знала, что МХТ — мое место и что актрисой мне быть. Многие тряслись, что их сейчас отчислят, но я никогда не боялась. Я понимала: если в учебе мне что-то не удавалось с первого раза, нужно просто подождать и сделать снова. И всё получится.

Соня, театр или кино?

Театр — очень важная вещь, ведь это, как говорится, постоянная тренировка актерской мышцы. Потому что каждый раз, когда я выхожу на сцену в одной и той же роли, я стараюсь сыграть ее лучше или просто по-другому. Каждый спектакль уникален. Его невозможно повторить. А кино — ты сыграл один раз сцену, и всё! Она на века запечатлена. Ее не изменить. Мне кажется, кино и театр вообще нельзя сравнивать. Просто я очень люблю процесс киносъемки. Просто очень! Это не тренировка, а чистовик. И кино случается не каждый день. Театр — чаще. Но если бы у меня сейчас отобрали театр, я бы взвыла. 

Что, к семи часам вечера поднимается адреналин в крови?

Сто процентов! 

Как ты попала в МХТ?

Мне на самом деле очень повезло. Я даже не думала, что это возможно. Видимо, судьба. Потому что в год, когда мы выпускались, показа в МХТ не было и я о нём даже не думала. Но так получилось, что у нас был дипломный спектакль, который мы играли в учебном театре Школы-студии МХАТ. На этот спектакль пришла Ольга Семёновна Хенкина — помощница Олега Павловича Табакова. А потом мне написал Евгений Писарев, художественный руководитель нашего курса, — что меня приглашают в труппу МХТ. Взяли меня и еще одного моего однокурсника. 

Представляю, что ты чувствовала, читая это сообщение.

Вот странно, но я не умею сразу радоваться большим приятным вещам. Я даже боюсь радоваться, чтобы потом это не оказалось неправдой. Так было и сейчас, когда мне предложили ввестись на роль Нины Заречной в «Чайке». Я тоже подумала: «Боже, мхатовская «Чайка»? Правда? Я? Вау!» Я думала, что буду радоваться, когда выпущу. Я выпускаю — и думаю: нет, сначала надо хорошо сыграть, радоваться буду потом. (Смеется.)

А когда первый раз вышла на сцену МХТ — помнишь?

Первый раз — на первом курсе, когда у Олега Павловича был юбилей и мы выходили поздравлять. Второй —  когда мы, тоже еще студенты, принимали участие в Ночи поэзии. Я читала стихотворение и видела весь зал, люстру, людей, и было ощущение «вот, я стою на этой самой сцене». Для меня всегда, когда я читаю монолог или стихи в зал и не просто понимаю, но вижу, что на меня смотрят сотни глаз, — это другое состояние.

А твоя первая роль?

Моя первая серьезная работа в МХТ — ввод в спектакль «С любимыми не расставайтесь», который сейчас уже сняли. Я играла в нем две роли. 

Родителей на премьеры зовешь?

Они всегда ходят. Потом я у них спрашиваю: «Вам как?», но такого ощущения, как когда я им читала в первый раз программу для поступления, уже нет. (Смеется.)

Кто самый строгий критик?

Я. 

Ты уже чувствуешь себя полноправной коллегой своих родителей-артистов?

У меня, конечно, еще нет такого опыта, но в общем — да.

Есть роль, или спектакль, или режиссер, у которого бы ты хотела сыграть?

Художественный руководитель моего курса Евгений Писарев будет ставить спектакль в МХТ, и мне было бы очень интересно с ним поработать. Мне очень нравятся его постановки. Они легкие, интересные, веселые, яркие, музыкальные. Некоторые мои однокурсники работают у него в Театре им. Пушкина и уже сыграли много ролей. Мне тоже хочется.

Ты амбициозна?

Да! (Смеется.) А кто не хочет добиваться больших целей? Вспомним мое спортивное прошлое. Забрали награду? Следующая. Следующая... Меня так воспитывали, и мне нравится, когда я постоянно в работе. Я ненавижу выходные!

Генеральный партнер МХТ им. А.П.Чехова – Банк ВТБ.

Фотограф: Мария Сокольская