Светлана Устинова: «Всё самое интересное начинается вне зоны комфорта»

Актриса Светлана Устинова снялась в потрясающей лесной осенней фотосессии для ОК! и пообщалась с Вадимом Верником о жизни, творчестве и семье.

Ольга Тупоногова-Волкова

У Светланы Устиновой счастливый круговорот. И в личном, и в профессиональном плане. Недавно в кинопрокате был «Блокбастер», еще раз подтвердивший, что Света как актриса очень выросла. А в жизни рядом с ней практически всегда ее муж Илья Стюарт, и это удивительно гармоничный семейный союз

Света, недавно ты мне рассказывала, что учишься петь. Век живи — век учись — это про тебя.

Абсолютно. Знаешь, мне кажется, что актер должен уметь всё. А я с детства хотела петь, но не прошла прослушивание в наш школьный кружок по вокалу. Он хоть и школьный был, но крутой, наши ученики даже ездили на конкурс «Утренняя звезда». Я очень хотела туда попасть, но мне сказали, что я не могу петь. У меня тогда случилась настоящая детская травма. Когда я поступала во ВГИК, то сразу предупредила: извините, я не пою. И потом получила: «Кто тебе сказал такую глупость?» Далее четыре года мне доказывали, что петь я умею. (Смеется.) Я и сама потихоньку в себя поверила и вот сейчас решила развивать эти навыки.

Просто так, для себя, или в планах есть конкретный проект?

Пока для себя. Но знаешь, всё может в жизни случиться. Поэтому я считаю, что нужно быть готовой ко всему. Я, к примеру, мечтаю сыграть в мюзикле, неважно, будет это в кино или в театре. Я сейчас начала играть в МХТ, а я считаю, что театральная актриса обязательно должна уметь петь.

Светлана Устинова

Мне нравится, Света, что ты такая ищущая натура. Тебе хочется и сценарии писать, и фильмы продюсировать.

У меня в принципе нет сумасшедших амбиций на этот счет. Мне нравится, когда что-то получается и я вижу результат. Или даже просто сам процесс — когда вкладываешься в это, живешь этим, придумываешь новые миры, рассказываешь истории. Я не то чтобы умею писать... Это все-таки большой талант — сочинять сценарии, книги. Я, наверное, активна больше в плане идей каких-то. И с продюсированием такая же ситуация. Мы так с Дашей Чарушей придумали фильм «Холодный фронт». Собрались и решили, что хотим просто сами для себя сделать историю, в которой нам хотелось бы сыграть. А почему нет? И так получилось, что мы придумали, а потом привлекли Рому Волобуева, который уже стал сценаристом и режиссером этой нашей идеи.

Слушай, я на тебя сейчас смотрю и вспоминаю, как одиннадцать лет назад мы впервые встретились с тобой во ВГИКе, когда ты была еще студенткой...

...первого курса.

Но уже сыграла главную роль в сиквеле культового «Бумера». Как ты поначалу сопротивлялась, не хотела сниматься в моей передаче! Жесткая такая была, ершистая.

Да, было дело.

Казалось бы, актер должен быть тщеславным. Но ты мне тысячу раз сказала «нет», пока я не надавил на тебя. Точнее, пока тебе Володя Вдовиченков не посоветовал согласиться на эту съемку.

Я в тот момент была, видимо, настолько не готова ко всему, что на меня обрушилось. Я ведь в принципе не собиралась быть актрисой и, наверное, пошла сниматься в кино только потому, что мне было интересно, это было как приключение. Мне хотелось понять, что это такое — актерская профессия, понять ее изнутри. Я же училась в Финансовой академии, которую, правда, не окончила. У меня специализация «управление финансовыми потоками».

Вообще я сначала хотела поступать на переводчика, потому что училась в гимназии с углубленным изучением иностранных языков. Но папа сказал: нет, стране нужны экономисты. 99-й год.

Светлана Устинова

А папа сильно влиял на тебя, да?

Папа на меня влиял, и он мне очень помогал, хотя много работал. Сначала он уходил в подводное плавание (я из Северодвинска, папа у меня инженер-подводник по профессии). Но когда началась перестройка, он тоже перестроился и стал заниматься бизнесом. Папа — человек креативный, очень интересный. И поэтому раз он сказал «надо в экономисты» — значит, «в экономисты». Да я и сама сомневалась, хочу ли я быть переводчиком. Но я точно хотела уехать в Москву.

Северодвинск был для меня мал, я это четко понимала. Знала, что нужно переехать в столицу, чтобы здесь зацепиться и поступить в институт. И вот на четвертом курсе, на четвертом году моих мучений и мытарств, меня волею судеб вынесло в кино.

А почему «мучения и мытарства»?

Мне было тяжело. Мне очень не нравилось учить эти «финансовые потоки». Я в принципе не математического склада человек.

А зачем же столько лет ты это терпела? Неужели только для того, чтобы не травмировать папу?

Просто я не понимала, чем хочу заниматься. Не могла найти себя, и никто не мог мне ничего посоветовать. Мы недавно на эту тему с папой разговаривали, и я ему сказала, что рада, что всё так случилось. То есть я себя все эти годы ломала, а когда ты себя ломаешь, высвобождается что-то большее. Какая-то энергия огромная появляется. Если по-научному — нейронных связей становится больше, когда ты учишь то, чего не знал и что тебе сложно дается. И характер закаляется, в любом случае.

Светлана Устинова

Это точно. Хорошо помню, как мы с тобой во ВГИКе встретились. Тебе там безумно нравилось, это было очевидно. Ты взахлеб рассказывала мне об учебе, об атмосфере в институте. И даже от избытка чувств провальсировала на камеру в зале с огромными колоннами, прямо как Наташа Ростова... Я принес показать тебе нашу вгиковскую фотографию, потом достану. Еще я помню, мы выглянули в окно, и ты похвасталась своей машиной — она была то ли красного, то ли желтого цвета.

Нет-нет, цвета морковного сока со сливками. Эта машина была для меня, наверное, каким-то элементом свободы: я могла сесть в нее и поехать куда угодно. Плюс достаточно нетривиальный цвет.

А тебе было принципиально, чтобы не как у всех?

Мне не было это важно, но так случилось, что такого цвета машина у меня была. (Улыбается.) И мне это очень нравилось. Сейчас, кстати, у меня нет машины, честно признаюсь. После того как у нас в Москве стало сложно с парковками, я решила не водить, поэтому пользуюсь либо такси, либо метро, либо хожу пешком. Так как я сейчас живу в центре, мне удобно.

Слушай, Света, у меня остались очень теплые воспоминания о вашей с Ильей Стюартом свадьбе на «Мосфильме». Всё было потрясающе стильно, красиво и с очень элегантным стебом. А чья это была идея сделать свадьбу в киношном ключе?

Мы очень впечатлились с Илюшей фильмом «Ла-Ла Ленд», он как раз вышел, когда мы думали над концепцией свадьбы. Хотелось добиться того, чтобы и мы, и гости чувствовали себя как дома, чтобы это не стало светским мероприятием.

Светлана Устинова

Было действительно по-домашнему уютно, но светского налета избежать не удалось, ведь собралось столько селебрити!.. Илья сделал тебе предложение на Каннском кинофестивале в прошлом году, правильно?

Да, и тоже всё случилось немного кинематографично. Мы посмотрели чудесный фильм, пошли в ресторан, а потом отправились домой, но идти было очень далеко, а я была на каблуках, устала, замерзла и всё такое. Илюша мне говорит: «Давай прогуляемся по набережной?» Но я отказалась, и мы пошли в отель.

И потом, когда мы уже поднялись в номер, Илюша сделал мне предложение. Говорит, я хотел красиво, на набережной, а у тебя то каблуки, то ты замерзла. (Смеется.)

Илья трепетный, романтичный молодой человек. Он кинопродюсер, а мир, в котором он вырос, рекламный мир, мог его сделать достаточно циничным.

В нем есть этот правильный баланс. Он интеллигентный и он очень... эстет. В нем это заложено генетически. Но в то же время у Ильи действительно есть внутренний стержень и четкое понимание, чего он хочет добиться и какими способами. Он сам создал рекламную компанию, потом ее развил, потом стал заниматься кинобизнесом. Он умеет принимать решения и брать на себя ответственность. Это мало кто может и это дорогого стоит.

Мне кажется, вы с Ильей очень разные по складу характера.

Я не знаю даже. Наверное, как все люди: где-то похожи, а где-то разные. Но мы как-то сразу с ним совпали.

Светлана Устинова

Ты из Северодвинска, а он рос в Швейцарии...

Илюша жил в любви, и я тоже жила в любви — нас одинаково поддерживали в наших семьях. Папа, несмотря на всю силу его характера, ни разу не повысил на меня голос, ни разу. Это, мне кажется, важнее условий, в которых ты рос. А благодаря Илье я недавно отчетливо поняла, что семья — это твой тыл. И очень важно иметь с родителями крепкую духовную связь.

У Ильи очень теплые отношения с мамой и бабушкой, которая всем еще пороху задаст! Элла, мама Илюши, хоть и успешная бизнесвумен, еще и потрясающая, яркая, интересная женщина и красотка!

Насчет Эллы Стюарт абсолютно с тобой согласен.

Когда она приходит домой, то не садится нога на ногу, она устраивает ужины, принимает гостей и при этом сама готовит. Мне кажется, очень важно, когда что-то сделано своими руками. Значит, тебя ждали, о тебе думали, потратили на это время, силы, умения. Это не может не восхищать!

Вернемся к профессии. Скажи, почему после успеха «Бумера 2» у тебя случилось затишье?

Наверное, потому что я ото всех пряталась и всего боялась. Это был мой сознательный уход в учебу — я поступила во ВГИК и не брала трубку, не соглашалась на съемки. Я решила, что мне нужно заново «наращивать» себе имя, заново о себе заявлять, чтоб не быть «вот той девочкой из «Бумера». То есть в любом случае нужно было уйти от штампа такой девочки-подростка. Но меня никто не заставлял это делать. Я решила, что отучусь четыре года по-настоящему, получу профессию и тогда...

Может, я достаточно часто слышала про себя: «Что это за девочка из подворотни, которой дали главную роль?» Наверное, это как-то засело в голове, и я хотела доказать, прежде всего себе, что это не так.

Светлана Устинова

Неужели по отношению к тебе было столько злобы в киношной среде?

На второй «Бумер» среди профессиональных актрис кастинг был невероятный. И в Польше смотрели, и в Чехии — везде! Пытались найти и нашли в кафе. Меня. Сначала просто по фактуре. Я два месяца пробовалась, и потом, помню, были последние пробы и нужно было поведать на камеру о своей мечте.

Интересно.

Я тогда мечтала о семье, о муже, о своем доме. О том, чего у меня не было. Все четыре года, что я одна билась в Москве в попытках наладить «финансовые потоки», я выдала по полной! Но на роль меня поначалу не утвердили. Конечно, я расстроилась, потому что уже начала понимать, что мне это всё нравится... весь этот съемочный процесс. А через два дня мне позвонили и сказали, что все-таки меня утверждают.

Еще писали, что у тебя роман с режиссером Бусловым, поэтому он тебя и взял на эту роль.

Господи! Чего только не писали, не пишут и еще будут писать. Поэтому я давно для себя поняла, что не буду ничего читать. Что-то прочтешь, а потом расстраиваешься.

Светлана Устинова

Я вот прочитал в «Википедии», что, оказывается, до встречи с Ильей ты уже побывала замужем.

Побывала. За режиссером.

То есть, когда вы с Ильей встретились, это был союз двух взрослых людей.

И я еще старше Ильи, на пять лет. Но он такой развитой, такой мудрый и образованный, что этого совершенно не чувствуется.

А знаешь что чувствуется? Возможно, это связано с появлением в твоей жизни Ильи, а может, и нет, но ты сейчас вышла на уровень таких кинодив. У тебя всегда потрясающий макияж, ты всегда безупречно и с большим вкусом одета, есть в тебе какая-то таинственная энергия. Ты одна из топовых актрис на красных дорожках.

Вадим, во-первых, спасибо за такой комплимент. Я бы отнесла это к моменту, когда я встретила Илью. Потому что в такой момент у тебя появляется какая-то уверенность, опора и помощь. Для меня сейчас в приоритете сильная профессиональная творческая платформа, но умение подавать себя — это тоже важная часть профессии. Это тоже труд, которому мне пришлось научиться. Ведь в жизни я люблю носить кроссовки, джинсы и футболку.

Вот как сейчас.

Как сейчас, да.

Светлана Устинова

У тебя на днях состоялась премьера в Московском Художественном театре. «Мальва», Горький. Поздравляю!

Спасибо! Придешь посмотреть?

Обязательно. Тебя на главную роль позвал режиссер? Как всё случилось?

Руководство МХТ, в частности Ольга Семёновна Хенкина, предложили мне поучаствовать в творческой лаборатории. Я сказала — с удовольствием.

Но это был эксперимент, и никто не знал, во что всё в итоге выльется.

Для меня был важен сам процесс. То, что я в МХТ, что я репетирую и что мне выпала честь играть Мальву: амплитуда чувств у этой героини очень высокая. Опять же Горький не самый простой автор. У меня сильные партнеры, которые мне помогали, и я им очень благодарна. Артём Быстров, Андрей Кузичев, Олег Гаас и Даня Чащин, наш режиссер. Мы показали эскиз, и в итоге нам поверили.

Я счастлива, что для меня открылся этот мир! И я надеюсь, что моя театральная история и дальше будет развиваться.

Светлана Устинова

Ну да, ты же не из тех, кто останавливается.

У меня в детстве был такой случай. Мы с мамой ходили на лыжах, а я очень люблю кататься на лыжах, с горки особенно. И вдруг началась ужасная метель. Помню, что я так голову вниз наклонила, смотрю вперед, палками размахиваю, иду к дому (надо было пройти через заснеженное озеро). А в лицо снег, ветер — жуть! У нас в Северодвинске такие морозы, потому что море рядом. Мимо идет какой-то мужчина и маме говорит: эта девочка далеко пойдет! Мол, такая маленькая, а не разнылась, собралась, уверенно двигалась вперед через всю эту пургу.

Это, конечно, характер.

Я могу и раскваситься, и расстроиться — всё что угодно. Но я понимаю: а смысл? Вот я буду долго сидеть в этой луже и больше растекаться? Нет, лучше я себя соберу и посмотрю что там, за этой лужей. Есть такое выражение: «Всё самое интересное находится вне зоны комфорта».

Хотя ты живешь сейчас в очень комфортном мире, в принципе.

Конечно, этого нельзя отрицать, и глупо на что-то жаловаться, потому что, правда, всё устроено очень комфортно. Но не в моем характере просто сидеть и наслаждаться тем, что есть. Надо и дальше к чему-то стремиться, есть же новые горизонты, новые мечты.

Нельзя останавливаться! Конечно, мне нравится обустраивать наше семейное гнездо, чтобы в нем нам обоим было уютно и комфортно. Это уже какая-то новая информация, это уже какой-то новый уровень отношений. Опять же это момент творчества.

Светлана Устинова

Наверняка ты и про материнство думаешь.

Конечно. На данный момент это следующий шаг — чтобы в семье обязательно были дети.

Не боишься, что это затормозит творческий процесс?

Наоборот, ты найдешь в себе что-то такое интересное, неизведанное! Появится новый человек, с которым нужно уметь коммуницировать, налаживать отношения, учить его всему. То есть я сама должна быть осознанная, мудрая, интересная, начитанная, чтобы что-то дать этому маленькому человеку. Именно дать, а не впихнуть в него...

Вот, хочу показать тебе нашу фотографию десятилетней давности. Посмотри.

Я здесь другая.

А что принципиально изменилось?

Я вижу внешние изменения. Здесь лицо такое, размытое. Так же как и мое внутреннее состояние — оно тоже тогда было размытое и неопределенное. Сейчас же черты лица более четкие, внятные. И наверное, то же самое внутри.

Тогда еще не было уверенности в будущем, в том, что всё складывается правильно. А сейчас появился какой-то понятный мне вектор направления жизни. Пазлы сложились!

Фото: Ольга Тупоногова-Волкова. Стиль: Ирина Свистушкина. Макияж: Андрей Шилков для Dior. Прически: Наталья Коваленкова для Philip Martin’s. Ассистент фотографа: Константин Егонов