Тина Канделаки: «Я не хочу быть обычной женщиной»

Телеведущая, бизнесвумен, мама двоих детей Тина Канделаки в интервью Вадиму Вернику для журнала ОК!

Натали Арефьева

Офис в центре Москвы. Кабинет руководителя. Заходим. Хозяйка компании Тина Канделаки садится за рабочий стол. «Мне, — говорит, — так удобнее общаться». Ее драйв, энергия и энтузиазм зашкаливают. Вскоре я почувствовал: Тина до такой степени самодостаточна, что могла бы сама взять у себя интервью, сама себя сфотографировать и так далее. Впрочем, это обманчивое впечатление. Ей нужен диалог, ей важен диалог. Просто она столь стремительна, что за ней мало кто успевает. Я попробовал «пробежаться» вместе с Тиной, не выходя за пределы кабинета. А потом мы сделали фотосессию, уже у Тины дома

Тина, я впервые услышал о тебе от своего старшего брата Славы. Он работал на «Радио Рокс» и с вдохновением рассказывал мне, что у них появилась яркая, эмоциональная, креативная ведущая. Этот «багаж» ты привезла с собой из Тбилиси?

Да, в Тбилиси я работала радиоведущей с шестнадцати лет и в Москву попала уже с пятилетним опытом работы.

Я имею в виду скорее тот внутренний энергетический напор, с которым ты приехала в Москву, в совершенно другой мир, где свои законы, свои ритмы.

Это свойственно всем пассионариям. Кроме того, существуют и некоторые национальные особенности. (Улыбается.) Я всегда была очень целеустремленной, хорошо знала, чего хочу. Перед собой я ставила конкретные цели, связанные с возможностью самовыразиться. Каждый человек в определенном возрасте считает: я знаю, как сделать так, чтобы запомниться, очертить ареал применения своих сил, найти свою точку на карте. Наверное, эта моя черта связана в первую очередь с воспитанием и образованием. Моя мама была главным врачом района, женщиной очень деловой, с активной жизненной позицией. Ее пример всегда был у меня перед глазами.

То есть в школе ты училась на отлично и всегда была лидером, так?

Были разные периоды, я же живой человек. Что-то получалось, что-то нет. Когда у меня были не очень хорошие оценки, приходилось заниматься дополнительно. С лидерством та же самая история: иногда вокруг меня собирались, иногда «разбирались».

Насчет «собирались» понятно. А вот почему «разбирались»?

Потому что, наверное, мой стиль поведения иногда раздражал. Я практически не участвовала в той части школьной жизни, которая не была нацелена на достижение конкретного результата. Мои одноклассники после уроков шатались по городу, а я домой уходила. Или в школе специально оставалась, чтобы дополнительно позаниматься.

В моей системе координат не было такого, что можно просто так ничего не делать. Если результата нет, значит, потерял время. А жизнь не резиновая.

В такой позиции, Тина, есть что-то от робота. Как будто завели механизм — и поехали.

Люди творческие, может, видят в этом что-то из робототехники, но у моих друзей-бизнесменов никаких вопросов не возникает, для них это абсолютно понятный стиль жизни. К тому же, как мы знаем, творческий процесс — это на пять процентов талант и на девяносто пять процентов дисциплина и упорство.

Послушай, но у тебя наверняка есть подруги и не такие работоголики, как ты…

Они постоянно мне говорят, что я занимаюсь не тем. У меня есть очень близкая подружка Линда, с которой мы постоянно спорим по этому поводу. Она яркая, темпераментная женщина, у нее свой бизнес, тем не менее она очень много времени уделяет личным отношениям. Я говорю ей: «Слушай, ну как ты можешь так много говорить об этом?» Она отвечает: «А ты думаешь, что, когда мы постареем, тебе дадут медаль за то, что ты так много работала?» Она успешная бизнесвумен, но у нее нет амбиций построить интерконтинентальную корпорацию.

А у тебя именно такие амбиции, да?

Я хочу, чтобы моя компания — центр стратегических коммуникаций «Апостол» — вышла на мировой рынок и стала конкурентом таким игрокам, как Pelham Bell Pottinger или Brunswick. Наша c Василием Бровко компания занимается коммуникациями в широком смысле, начиная с брендинга и заканчивая телепроизводством.

Ясно, бизнес для тебя сегодня в приоритете.

Да. Не все понимают, когда я отказываюсь от работы в телеэфире. В этом сезоне мне предлагали несколько развлекательных проектов — и в жюри посидеть, и быть ведущей. Но у меня объективно нет на это времени.

Тем не менее ты согласилась стать вместе с Маргаритой Симоньян ведущей ток-шоу «Железные леди» на НТВ.

Контракт был на полгода, никто не рассчитывал на то, что этот проект будет надолго. Я согласилась потому, что политическое телевидение для меня сейчас единственное, что интересно.

Скажи, тебе нравится, когда тебя называют железной леди?

Знаешь, мне кажется, что благодаря профессии телеведущей я уже переросла тот период, когда эпитеты возбуждали мое эго. Нет, я не железная леди. Скорее я женщина, которая умеет отвечать за свои слова и брать на себя обязательства и ответственность. Я умею быть сильной, хотя это не значит, что я железная. Впрочем... Что значит «быть сильной»? Это понимание приходит к финалу жизни, а мне лишь будет тридцать восемь. Никто не знает, как сложится моя жизнь в ближайшие десять-двадцать лет.

Но ведь на телевизионной карьере ты не собираешься ставить жирную точку?

В нашей стране практически каждая телеведущая мечтает стать Опрой Уинфри. Мне же интереснее Мария Бартиромо, очень крутая американская телеведущая, сфера ее интересов — это политика и экономика. Ее, кстати, можно было увидеть в фильме «Уолл-стрит: Деньги не спят» с Майклом Дугласом в главной роли. Вообще в последнее время в американском кино появилось много образов женщин, принимающих решения. Например, сериал «Скандал», идея которого основана на жизни и карьере Джуди Смит, бывшего руководителя пресс-центра президента США Джорджа Буша-старшего.

Тина Канделаки

Такая порода женщин мне близка, мне они понятны и интересны. Это женщины, которые не просто интересуются политикой и экономикой, но и разбираются в этом, чувствуют себя с мужчинами на равных. Пока я еще не достигла такой степени компетентности, но благодаря моему бизнесу у меня есть возможность учиться. Да, сегодня на нашем телевидении нет такой ниши, но кто мешает ее создать?

Это верно. К вопросу о политике. Прокомментируй слухи о том, что ты можешь занять пост премьер-министра в новом правительстве Грузии.

Слушай, про то, какие посты я могу занять в правительстве Грузии, пишут на протяжении последних пяти лет! При Саакашвили многие посты в грузинском правительстве получили красивые девушки, которые произвели на Михаила Николаевича хорошее впечатление своими карьерами, помноженными на внешние данные. А может, и не было карьер — история об этом умалчивает. У меня есть успешный бизнес, успешная телевизионная карьера, я занимаюсь коммуникациями, налаживание которых для сегодняшней Грузии, на мой взгляд, жизненно необходимо. Так что кажется вполне логичным, что в чьих-то головах могут возникнуть такие мысли. Конечно, у меня есть много товарищей, которые входят в окружение нынешнего премьер-министра Грузии Бидзины Иванишвили. Они неоднократно говорили о том, что было бы неплохо применить мой опыт в Грузии. Но я не могу обсуждать абстрактные вещи: если будет поставлена конкретная задача — смогу найти решение.

Понимаю логику тех, кто пустил эти слухи, успешная и красивая Тина. Кстати, когда ты стала ощущать себя красивой?

Знаешь, Вадик, я никогда себя так не ощущала. Я просто всегда понимала, что существуют определенные стереотипы восприятия женской красоты. У меня в компании есть люди, которые занимаются моим внешним видом, они делают всё, чтобы аудитория воспринимала меня как красивую женщину. Я не кокетничаю! Я знаю, что хорошо сейчас выгляжу. В Тбилиси я была другой: брюнетка невысокого роста в городе, где полно высоких девушек, среди которых есть немало блондинок.

В Грузии вообще много красивых женщин, так что чувствовать себя красивее прочих очень сложно. Да и мама меня с детства приучила к тому, что красота — понятие относительное, зависящее от множества факторов: как живет женщина, как она развивается, чем занимается.

А у тебя были свои девичьи комплексы?

Я комплексовала оттого, что не была худенькой. Мне всегда приходилось прикладывать гораздо больше усилий, чем другим, чтобы быть стройнее. И по сей день для поддержания формы мне нужно заниматься фитнесом каждый день по полтора-два часа, а многим другим женщинам ничего этого делать не требуется.

Это ж какую надо иметь силу воли, чтобы каждый день по два часа заниматься спортом! Недавно я видел фото, на котором ты в зале, в боксерских перчатках. Не самый женский вид спорта.

Я занимаюсь тайским боксом и фитнесом каждое утро, с 8 до 10. А если куда-то уезжаю, заказываю персональные тренировки. Бокс — это очень хорошая нагрузка для сжигания жира. Но я же не занимаюсь боксом профессионально, я же не Кличко и не Поветкин. История из фильма «Малышка на миллион» — это не про меня.

Если ты в 8 утра уже в спортивном зале, когда же ты спишь?

Я ложусь в 11 вечера, в 12 уже сплю. Это вопрос выбора: если хочется быть успешной в бизнесе, надо с утра быть в хорошей форме — и умственной, и физической. Тайский бокс хорош еще и тем, что учит концентрироваться, не пропускать удар. Иначе никак, мы живем в стране, где холодно, где рано темнеет. Знаешь, Odgers Berndtson, крупная компания по подбору персонала, провела тестирование наших сотрудников, и меня в том числе. Выяснился ряд очень смешных вещей. Например, оказалось, что я асоциальна и не ориентирована на то, чтобы активно самовыражаться на публике. То есть мне хочется экстраполировать результаты своей деятельности на максимальное количество людей, но мне для этого не обязательно находиться на сцене. Кроме того, проведя тесты, специалисты помогли мне понять, почему я стала телеведущей.

Оказывается, у меня есть удивительная способность из самых сложных ситуаций находить самый простой и эффективный выход. То есть у меня очень практический ум. Я еще в Грузии поняла, что профессия телеведущей — это самый быстрый социальный лифт.

А ведь поначалу ты собиралась стать пластическим хирургом.

Да, в Грузии это популярная профессия. Но, будучи студенткой первого курса, я прошла кастинг телеведущих, и через полгода меня взяли на телевидение. Декан говорил, что я совершаю огромную глупость, что готов ставить мне в аттестат хотя бы тройки, лишь бы я образумилась и не потеряла профессию.

Я не образумилась, ту профессию потеряла, но не жалею. Кстати, во время тестирования, о котором я говорила, еще выяснилось, что я хорошо обучаема, и это правда: я постоянно чему-то учусь. Я по два часа в день занимаюсь иностранными языками — английским и испанским.

Подожди, а на детей-то у тебя время остается?

Утром я провожаю их в школу, а вечером я с детьми до тех пор, пока они не лягут спать. Возвращаюсь с работы около девяти, а до этого они с моей мамой — мы живем вместе. Мы с ней внутренне очень близки. Я очень доверяла и своему отцу. Если бы он незадолго до смерти не сказал мне, что я должна наконец-то решить, продолжать мне жить с мужем или расстаться, может, мы до сих пор были бы вместе, хотя наши отношения давно себя исчерпали.

Слышал, что у тебя появились новые серьезные отношения. Поздравляю! А маму твой избранник устраивает?

Они не знакомы. Зачем? С родителями и детьми знакомят, когда решают жить вместе. У нас же пока не тот этап отношений, мы вместе шесть месяцев. Знакомство с родителями обычно важно для юных девушек, им хочется быстрее «повязать» мужчину, выйти замуж. А у меня взрослые дети, съехаться с кем-то для меня означает радикальное изменение не только моей жизни, но и жизни моей мамы, моих детей. Я не спешу, на сегодняшний день того, что есть, мне вполне достаточно.

Если с мамой вы так близки, то, может, стоит прислушаться к ее мнению на этот счет?

Конечно, если мама будет долго говорить, что это не те отношения, которые мне нужны, им не суждено состояться — это понимание пришло с опытом. И дело не в том, что я слепо подчиняюсь маме. Знаешь, есть хорошая шутка: «Хуже арабского террориста может быть только еврейская мама». Но я хочу добавить, что есть еще и армянская мама, которая ни тому ни другому не уступает. Мама — сильная женщина, у которой есть свое мнение, а я ее единственная любимая дочь.

Твой избранник — бизнесмен?

Можно и так сказать. Вокруг меня огромное количество слухов, обо мне распространяют много всякой чепухи. Так вот, он не тот, про кого пишут в Интернете. Он не женат, у него нет детей. Тот ли это человек, который мне нужен по жизни? Как можно ответить на этот вопрос по истечении шести месяцев отношений? Вадим, это всё, что я готова пока рассказать.

Тина, недавно на премьере «Сталинграда» на тебе было по-хорошему «наглое» розовое пальто, которое абсолютно не соответствует московским стандартам. Смелый наряд!

Да, его подобрала Аня Яцко — профессиональный специалист, который занимается моим стилем. Я ей полностью доверяю. Я вообще считаю: зачем платить профессионалам, если им приходится говорить только то, что ты хочешь от них услышать? Надо уметь делегировать людям принятие решений в том, что они знают и умеют делать лучше тебя.

У меня не очень хороший вкус, я не умею одеваться, более того, у меня нет желания ходить по магазинам. Последние четыре года я не бываю в магазинах, мне всё привозят домой.

Слушай, редкая женщина про себя может сказать: «У меня не очень хороший вкус».

Ну так я и не хочу быть обычной женщиной! Я же хочу работать в той сфере, в которой получается только у необычных женщин. В одежде мне нравится европейский стиль. Да, можно зайти в Dior, Dolce & Gabbana, одеться там с ног до головы, но это скучно. И я прошу мою помощницу находить интересные вещи, небанальные. И это не должно быть такое, как говорят американцы, нечто дико дорогое.

Да, я вижу, что у тебя сейчас серьги в виде самоварчиков, а у сумки ручка в виде обезьянки. Это действительно совсем не банально.

Аня мне всегда дает варианты — пять-семь, из которых я выбираю тот, который мне нравится больше всего. Она приносит наряды, вешает их в гардеробной, а я утром надеваю тот, что мне подходит. А серьги мне сделал очень талантливый российский ювелир Петр Аксенов. В дневных украшениях важна простота и в то же время оригинальность. У Пети получается создавать такие вещи.

Интересно, а когда ты в последний раз одевалась сама, без стилиста?

Года три-четыре назад. Меня всегда раздражала необходимость сидеть и мучиться вопросами, подходит эта юбка к этой кофте или нет. Лучше уж я в это время что-то прочитаю, узнаю, посмотрю. Когда я работала в ежедневном эфире программы «Детали», гардероб для меня подбирали, поэтому такой головной боли не было. Я уже тогда поняла, что это удобно. Ну а в жизни я одевалась очень просто.

Дома ты одеваешься как сама хочешь или тоже всё решает стилист?

Вернувшись с работы, я переодеваюсь в спортивный костюм. Дома должно быть уютно, и в одежде в том числе тоже. Если меня не выдергивать из дома, я из спортивных костюмов не вылезу, у меня их будет много и разных.

Своим детям ты тоже подбираешь гардероб со стилистом?

Они сами одеваются, уже большие: Леонтию двенадцать лет, а Мелании в январе будет четырнадцать. Дочь много вещей заказывает по Интернету, у нее специфический вкус. Она предпочитает стиль гранж − бренды не носит, выбирает неброские, скромные вещи. Сын любит джинсы, кеды-конверсы.

Давай затронем еще одну тему. Ты могла стать специалистом по пластической хирургии, наверняка многое о ней знаешь. И хотя ты еще молодая, признайся, приходилось прибегать к услугам пластического хирурга?

Нет, куда мне! Хотя некоторые к косметологу в двадцать восемь приходят. Всё зависит от структуры кожи и образа жизни, никакая мезотерапия этого не заменит. А что касается ботокса, как известно, он парализует мышцы, это смотрится не очень красиво. Если вы начнете ложиться спать в одиннадцать часов вечера, изменения заметите после первой же недели.

Вот говорю сейчас с тобой, и так захотелось начать вести здоровый образ жизни!

Главное — помнить, что просто так ничего не бывает. За всё надо платить, ну как люди этого не понимают? Мне в ноябре исполнится тридцать восемь лет, я бы очень хотела выглядеть как минимум на десять лет моложе. И я понимаю, что по большому счету мне это удается. Особенно мне нравится реакция людей за границей, когда они видят меня с моими детьми, а потом узнают, что эта ненакрашенная девушка приходится этим подросткам мамой. Но чудес не бывает! Я в детстве очень любила потрясающий фильм с Людмилой Марковной Гурченко «Рецепт ее молодости». Видимо, еще будучи ребенком, я понимала, что эта тема будет меня сильно волновать. Я хочу сохранить красоту как можно дольше. Понимаешь, Вадим, чтобы в бизнесе вызывать у партнеров правильную реакцию, очень важно выглядеть здоровой. Этого невозможно добиться уколами, таблетками, здоровье невозможно перешить у пластического хирурга.

Если вы, как и я, будете питаться приготовленной на пару белой рыбой, яйцами без желтка и зелеными овощами, и при этом ложиться спать в одиннадцать или полдвенадцатого вечера, никакие уколы вам не понадобятся. Но повторяю: это очень сложно. Основные проблемы, из-за которых люди выглядят не очень хорошо, — это ночной образ жизни, неправильное питание и алкоголь.

Попробую воспользоваться твоими советами.

Думаю, Вадик, тебе понравится. Но имей в виду: войдя в эту историю раз, из нее уже не выйти. Как только поймешь, что тебе это подходит, ты, как и я, начнешь вовлекать людей в здоровый образ жизни.